Екатеринбург |
N Ф09-853/12 |
14 марта 2012 г. |
Дело N А07-8523/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А. А.,
судей Сулейменовой Т.В., Смирнова А.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Башинформсвязь" (далее - общество "Башинформсвязь") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.09.2011 по делу N А07-8523/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Башинформсвязь" - Шарипова Ф.М. (доверенность от 29.11.2011 N 204).
Общество "Башинформсвязь" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан (далее - управление Росреестра) с заявлением о признании отказа в государственной регистрации права собственности общества "Башинформсвязь" на объект недвижимости - волоконно-оптическая линия передачи "Темясово-Старосубхангулово", протяженностью 69,0 км, инвентарный номер 352067, незаконным, и возложении обязанности на Управление Росреестра зарегистрировать право собственности общества "Башинформсвязь" на волоконно-оптическую линию передачи "Темясово-Старосубхангулово", протяженностью 69,0 км, инвентарный номер 352067.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 26.09.2011 (судья Вафина Е.Т.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2011 (судьи Ермолаева Л.П., Румянцева А.А., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Башинформсвязь" просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положений Федерального закона "О связи", несоответствие выводов обстоятельствам дела. Как указывает заявитель, процедура ввода объекта связи в эксплуатацию установлена Правилами ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденного Приказом Минсвязи России от 09.09.2002 N 113 (далее - Правила ввода в эксплуатацию сооружений связи), обществом "Башинформсвязь" данная процедура соблюдена и на регистрацию представлены все необходимые документы, предусмотренные названными Правилами. Заявитель полагает, что положения ст. 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации стали применяться в отношении линейных объектов с момента вступления в силу Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ. Поскольку ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не содержит перечня документов, подтверждающих факт создания объекта недвижимости, заявитель полагает, что факт создания сооружения связи подтверждается разрешением Россвязьнадзора на эксплуатацию линии связи. Заявитель считает указанный орган уполномоченным на выдачу разрешений на ввод в эксплуатацию в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2009 N 441.
Как установлено судами, постановлением администрации муниципального района Бурзянский район от 01.10.2007 N 452-п обществу "Башинформсвязь" на срок до 31.12.2007 предоставлен земельный участок площадью 15,2 га для строительства подземной волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) на участке Темясово-Субхангулово.
Приемочной комиссией общества "Башинформсвязь" подписан акт приемки законченного строительством объекта от 29.12.2007 N 60.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Республике Башкортостан выдано разрешение от 16.06.2008 N 02-43420-09/0234 на эксплуатацию сооружения - ВОЛС "Темясово-Старосубхангулово", принадлежащего обществу "Башинформсвязь".
Органом технической инвентаризации 16.06.2009 составлен кадастровый паспорт объекта недвижимости - волоконно-оптическая линия передачи "Темясово-Субхангулово", литера Л-1, протяженностью 69 км, расположенного в Баймакском и Бурзянском районах Республики Башкортостан, с присвоением объекту инвентарного номера 352067.
Общество "Башинформсвязь" 18.01.2011 обратилось к управлению Росреестра с заявлением о регистрации права собственности на волоконно-оптическую линию, предоставив кадастровый паспорт сооружения, акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 29.12.2007, разрешение N 02-43420-09/0234 на эксплуатацию сооружения, постановление администрации муниципального района Бурзянский район от 01.10.2007 N 452-п.
Управлением Росреестра в сообщении от 16.03.2011 N 01/003/2011-92 отказано обществу "Башинформсвязь" в государственной регистрации права собственности на сооружение на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее -Закон о регистрации) по мотиву непредставления на государственную регистрацию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Общество "Башинформсвязь", полагая, что отказ управления Росреестра в государственной регистрации права не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении требований, исходили из того, что заявителем не представлены документы необходимые для государственной регистрации права на созданный объект недвижимости.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона о регистрации прав).
Согласно п. 1 ст. 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу, государственная регистрация права собственности и других вещных прав на которое осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Особенности государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как предусмотрено п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Согласно п. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (п. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частями 5, 6 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации регламентированы исключения из общего правила, предусматривающие случаи, когда разрешение на строительство отдельных видов объектов выдается иными органами.
В силу ч. 6 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов, спорное сооружение - подземная волоконно-оптической линии связи, инвентаризировано как объект недвижимости. Основанием для отказа в регистрации явилось отсутствие разрешения на ввод указанного объекта в эксплуатацию.
Суды, отклоняя довод общества "Башинформсвязь" о том, что таким актом является разрешение Управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Республике Башкортостан на эксплуатацию сооружения, на основании анализа положений вышеприведенных норм права пришли к выводу о том, что названное Управление не относится к органам, уполномоченным на выдачу разрешений на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию.
Руководствуясь ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок и разрешения на строительство, суды указали на отсутствие документов о предоставлении обществу "Башинформсвязь" земельного участка в границах Баймакского муниципального района для строительств линии связи, которая расположена на территории двух районов: Баймакского и Бурзянского. С учетом того, что размещение линейно-кабельного сооружения влечет в силу п. 4 Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 N 578, установление охранной зоны с особыми условиями использования участков земли вдоль такого сооружения, для размещения спорного объекта недвижимости требовался отвод земельного участка для целей соответствующего строительства, т.е. согласие собственника земельного участка на размещение линейно-кабельного сооружения связи.
Установленная Правилами ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 09.09.2002 N 113, процедура ввода в эксплуатацию сооружений связи и сетей электросвязи, включающая приемку сооружения приемочными комиссиями, оформление акта приемки, выдачу органом Госсвязьнадзора разрешения на эксплуатацию сооружения связи, приемку сооружения приемочной комиссией путем оформления акта приемки сооружения связи приемочной комиссии, подтверждает только факт технического соответствия созданного объекта установленным нормам и правилам, предъявляемым к сооружениям связи с точки зрения обеспечения их устойчивого и безопасного функционирования.
Поскольку в состав комиссии, подписавшей соответствующие акты, представители собственника земельных участков, на которых было осуществлено строительство, либо органов, уполномоченных на выдачу разрешения на строительство объекта недвижимости, не входят, суды пришли к верному выводу о том, что сам по себе акт приемки в эксплуатацию линии связи правомерность создания данного сооружения именно как объекта недвижимого имущества подтверждать не может.
При указанных обстоятельствах вывод судов о соответствии оспариваемого отказа нормам действующего законодательства и отсутствии нарушений прав заявителя является правильным.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судом положений ч. 1 ст. 46 Федерального закона "О связи", Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи, а также о том, что данными нормативными актами установлен специальный порядок ввода сооружений связи в эксплуатацию, в связи с чем положения ст. 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации применению на подлежат, судами правомерно отклонены.
Ссылка заявителя на то, что в соответствии со ст. 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2009 N 441 полномочия на выдачу разрешений на эксплуатацию сооружений связи предоставлены Минсвязи России, отклоняются, поскольку названным Постановлением установлены полномочия федеральных органов исполнительной власти на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, к которым спорное сооружение связи не относится.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.09.2011 по делу N А07-8523/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Башинформсвязь" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А.Столяров |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установленная Правилами ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 09.09.2002 N 113, процедура ввода в эксплуатацию сооружений связи и сетей электросвязи, включающая приемку сооружения приемочными комиссиями, оформление акта приемки, выдачу органом Госсвязьнадзора разрешения на эксплуатацию сооружения связи, приемку сооружения приемочной комиссией путем оформления акта приемки сооружения связи приемочной комиссии, подтверждает только факт технического соответствия созданного объекта установленным нормам и правилам, предъявляемым к сооружениям связи с точки зрения обеспечения их устойчивого и безопасного функционирования.
...
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судом положений ч. 1 ст. 46 Федерального закона "О связи", Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи, а также о том, что данными нормативными актами установлен специальный порядок ввода сооружений связи в эксплуатацию, в связи с чем положения ст. 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации применению на подлежат, судами правомерно отклонены.
Ссылка заявителя на то, что в соответствии со ст. 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2009 N 441 полномочия на выдачу разрешений на эксплуатацию сооружений связи предоставлены Минсвязи России, отклоняются, поскольку названным Постановлением установлены полномочия федеральных органов исполнительной власти на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, к которым спорное сооружение связи не относится."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 марта 2012 г. N Ф09-853/12 по делу N А07-8523/2011