Екатеринбург |
N Ф09-552/12 |
13 марта 2012 г. |
Дело N А50-16409/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Василенко С.Н., Сухановой Н.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Водники-1" (ИНН: 5908036280, ОГРН: 1075900002782; далее - ТСЖ "Водники-1") на решение Арбитражного суда Пермского края от 08.12.2011 по делу N А50-16409/2011.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель товарищества - Федотова Л.Н. (доверенность от 11.01.2011 N 07).
ТСЖ "Водники-1" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействующим постановления Администрации г. Перми (ИНН: 5902292209, ОГРН: 1025900532460) от 29.04.2011 N 189 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной ул. Адмирала Ушакова, ул. Каляева, ул. Волгодонской, ул. 5-й Каховской, ул. Калинина, ул. Танцорова, ул. Капитанской, ул. Юнг Прикамья, ул. Сокольской, ул. Светлогорской, 19 жилого района Нижняя Курья Кировского района г. Перми" в части земельных участков под номерами: 25 под многоквартирным домом ул. Адмирала Ушакова 55/2, 32 под многоквартирным домом ул. Адмирала Ушакова 59/3, 19 под многоквартирным домом ул. Адмирала Ушакова 55, 13 и 7 под многоквартирным домом ул. Адмирала Ушакова 55/1.
Определениями суда от 18.08.2011, 28.09.2011 и 08.11.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент планирования и развития территории г. Перми (ИНН: 5902292897, ОГРН: 1035900076343; далее - департамент), Администрация Кировского района г. Перми (ИНН: 5908011006, ОГРН: 1025901610415), товарищество собственников жилья "Новые Водники" (ИНН: 5908032341, ОГРН: 1065908001169), товарищество собственников жилья "Адмирала Ушакова 55" (ИНН: 5908036681, ОГРН: 1075900004003).
Решением суда от 08.12.2011 (судьи Мещерякова Т.И., Катаева М.А., Байдина И.В.) в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ТСЖ "Водники-1" просит указанный судебный акт отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права. Заявитель не согласен с выводом суда о том, что публичные слушания прошли в соответствии с действующим законодательством. По мнению ТСЖ "Водники-1", организатором публичных слушаний не соблюдены такие принципы, как гарантированность, добровольность, гласность, информированность. Как отмечает заявитель, в протоколе публичных слушаний отражено, что информация, размещенная в сети Интернет, не соответствовала действительности в части указания кварталов, в отношении которых проводились публичные слушания; данная ошибка фактически привела к нарушению процедуры проведения публичных слушаний, так как не все заинтересованные лица смогли принять в них участие. Заявитель полагает, что права членов ТСЖ "Водники-1" нарушены утвержденными границами земельных участков N 19 и 32, занятых многоквартирными домами по ул. Адмирала Ушакова 55, ул. Адмирала Ушакова 59/3; нарушены права жителей домов 55/1 и 55/2 по ул. Адмирала Ушакова, так как земельные участки, которыми до утверждения проекта планировки и межевания пользовались жители этих домов, незаконно переданы жителям других домов.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Согласно ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
При рассмотрении спора арбитражным судом установлено, что ТСЖ "Водники-1" является некоммерческой организацией, объединением собственников помещений в многоквартирных домах 55/1, 55/2, 76 по ул. Адмирала Ушакова г. Перми.
Многоквартирные дома 55/1, 55/2 по ул. Адмирала Ушакова г. Перми находятся на земельном участке, предоставленном на основании решения Исполнительного комитета Пермского городского Совета народных депутатов от 28.05.1984 N 104 "г" "Об изъятии земельных участков из гослесфонда и отводе их предприятиям и организациям под строительство и для других надобностей".
В письме Департамента земельных отношений Администрации г. Перми от 29.01.2009 N И-21-01-09-1277 (в ответ на запрос ТСЖ "Водники-1" от 16.12.2008 N 372) отмечено, что приказом Управления земельных отношений Администрации г. Перми от 27.12.2006 N 2-ф сформирован земельный участок площадью 3900,85 кв.м под многоквартирный дом по ул. Адмирала Ушакова, 55/1. Земельный участок по ул. Адмирала Ушакова,76 предоставлен федеральному государственному унитарному предприятию "Пермский завод им. С.М. Кирова" в аренду на 15 лет под жилой дом постановлением Администрации г. Перми от 25.08.1997 N 1353, заключен договор аренды земельного участка от 22.09.1997 N 293-97, который расторгнут 01.11.2004. Относительно земельного участка по ул. Адмирала Ушакова, 55/2 сведения о формировании земельного участка в Департаменте земельных отношений Администрации г. Перми отсутствуют.
В письме департамента от 17.08.2009 N И-22-08-03-4658 (в ответ на запрос заявителя от 06.08.2009 N 90) сообщено, что утвержденного в установленном порядке проекта межевания по ул. Адмирала Ушакова,76 нет.
В письме от 30.04.2010 N И-22-01-06/22-2390 департамент указал, что участок по ул. Адмирала Ушакова, 55/2 расположен в границах территории, проект межевания которой выполнен за счет средств бюджета города и находится у разработчика. В отношении земельного участка по ул. Адмирала Ушакова,76 в связи с постановкой на государственный кадастровый учет рекомендовано обратиться за правоустанавливающими документами в Пермский территориальный отдел Управления Роснедвижимостью по Пермскому краю.
Постановлением Администрации г. Перми от 29.04.2011 N 189 утвержден проект планировки и проект межевания территории, ограниченной ул. Адмирала Ушакова, ул. Каляева, ул. Волгодонской, ул. 5-й Каховской, ул. Калинина, ул. Танцорова, ул. Капитанской, ул. Юнг Прикамья, ул. Сокольской, ул. Светлогорской, 19 жилого района Нижняя Курья Кировского района г. Перми, в том числе в части земельных участков под номерами: 25 под многоквартирным домом ул. Адмирала Ушакова 55/2, 32 под многоквартирным домом ул. Адмирала Ушакова 59/ 3, 19 под многоквартирным домом ул. Адмирала Ушакова 55, 13 и 7 под многоквартирным домом ул. Адмирала Ушакова 55/1.
Постановлением Администрации г. Перми от 27.06.2011 N 308 внесены изменения в постановление Администрации г. Перми от 29.04.2011 N 189 в части кварталов N 3113, 3120а, ограниченных ул. Калинина, ул. Каляева, ул. Танцорова, ул. Капитанской, и в части кварталов N 3203, 4563, 4890, ограниченных ул. Адмирала Ушакова, ул. Каляева, ул. Волгодонской жилого района Нижняя Курья Кировского района г. Перми, в редакции без изменения границ земельного участка.
На основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Уставом г. Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 13.03.1996 (подп. 11, 26 ст. 8, ст. 8.1 и 9), вопросы утверждения плана планировки и утверждения проекта межевания отнесены к компетенции Администрации г. Перми.
В силу п. 4 ст. 7 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Арбитражным судом установлено, что оспариваемое постановление обладает признаками нормативного правового акта, поскольку содержит обязательные предписания, влекущие юридические последствия, носит общеобязательный характер, адресовано неопределенному кругу лиц, принято специально уполномоченным на то субъектом, отражает юридически властное волеизъявление уполномоченного субъекта в сфере планировки территории, рассчитано на неоднократное применение; оно опубликовано в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования г. Пермь от 06.05.2011 N 32.
Согласно п. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании п. 4 ст. 16 названного Закона формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В п. 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действующей в спорный период) до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Исходя из ч. 5, 6 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения таких публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом требований Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, в соответствии с условиями муниципального контракта от 14.08.2009 N 202/019, заключенного между открытым акционерным обществом "ЧелябинскНИИгипрозем" и департаментом, разработан проект межевания территории N 86 Кировского района г. Перми.
Территория N 86 состоит из трех частей, третья часть ограничена улицами Адмирала Ушакова, Каляева, Волгодонской и 5-й Каховской.
В результате разработки плана межевания сформировано 93 земельных участка.
При выполнении работ использованы Правила землепользования и застройки г. Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143, обновленные топографические планы, каталоги координат и схемы прохождения красных линий, кадастровый план территорий, представленный уполномоченными на ведение кадастрового учета органами, данные из Департамента земельных отношений о принадлежности земельных участков, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ранее разработанные проекты межевания, утвержденные постановлением главы г. Перми от 09.11.2005 N 2643, постановлением Администрации г. Перми от 30.06.2006 N 1119, а также утвержденные по результатам публичных слушаний в 2008 году проекты межевания территории, разработанные в 2007 году.
В соответствии с решением Пермской городской Думы от 22.02.2005 N 32 "Об утверждении Положения о публичных слушаниях в городе Перми" органом, уполномоченным на проведение публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории г. Перми является департамент, осуществляющий базовую подготовку к публичным слушаниям по вопросам градостроительной деятельности, необходимое организационное сопровождение и общую координацию действий иных уполномоченных органов по их проведению. В компетенцию департамента входит оценка представленной документации на предмет ее соответствия требованиям градостроительного законодательства.
На основании ч. 4 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации до назначения и проведения публичных слушаний по проекту планировки и межевания соответствующий проект рассмотрен департаментом на соответствие требованиям, установленным ч. 10 ст. 45 названного Кодекса.
Согласно заключению департамента от 03.08.2010 представленная документация признана соответствующей требованиям градостроительного законодательства, рекомендовано принять решение о проведении публичных слушаний.
Пунктом 7.1 Положения о публичных слушаниях, утвержденного решением Пермской городской Думы от 22.02.2005 N 32, предусмотрена обязанность оргкомитета извещать о проводимых публичных слушаниях жителей города заблаговременно, не позднее чем за 7 дней, путем опубликования соответствующей информации в средствах массовой информации и размещения на официальном сайте Пермского городского округа в сети Интернет.
Оценив по правилам, установленным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что на стадии подготовки к публичным слушаниям всем заинтересованным предоставлен свободный и равный доступ к ознакомлению с материалами проекта планировки и межевания.
Постановление Главы г. Перми от 29.12.2010 N 233 "О назначении публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории, ограниченной ул. Адмирала Ушакова, ул. Каляева, ул. Волгодонской, ул. 5-й Каховской, ул. Калинина, ул. Танцорова, ул. Капитанской, ул. Юнг Прикамья, ул. Сокольской, ул. Светлогорской, 19 жилого района Нижняя Курья Кировского района города Перми", опубликовано в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования г. Пермь от 31.12.2010 N 101.
Сообщение о проведении публичных слушаний опубликовано в том же Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования г. Пермь от 31.12.2010 N 101 и содержит всю предусмотренную п. 7.3 названного Положения о публичных слушаниях информацию.
По результатам проведения публичных слушаний департаментом утверждено заключение N 7, в котором уполномоченным органом определено после корректировки направить пакет документов главе администрации г. Перми для принятия решения об утверждении представленного на публичные слушания проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной ул. Адмирала Ушакова, ул. Каляева, ул. Волгодонской, ул. 5-й Каховской, ул. Калинина, ул. Танцорова, ул. Капитанской, ул. Юнг Прикамья, ул. Сокольской, ул. Светлогорской, 19 жилого района Нижняя Курья Кировского района г. Перми.
Указанное заключение в установленном порядке опубликовано в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования г. Пермь от 11.03.2011 N 16.
В соответствии с п. 13 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
На основании названной нормы постановлением Администрации г. Перми от 29.04.2011 N 189 утвержден соответствующий проект планировки территории и проект межевания территории, ограниченной ул. Адмирала Ушакова, ул. Каляева, ул. Волгодонской, ул. 5-й Каховской, ул. Калинина, ул. Танцорова, ул. Капитанской, ул. Юнг Прикамья, ул. Сокольской, ул. Светлогорской, 19 жилого района Нижняя Курья Кировского района г. Перми.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что процедура утверждения проекта планировки и проекта межевания территории указанных выше кварталов Администрацией г. Перми соблюдена.
Доводы ТСЖ "Водники-1", изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку они были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, основания для переоценки которой в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Не усмотрев несоответствие оспариваемого нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд правомерно отказал в удовлетворении его требований.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Пермского края от 08.12.2011 по делу N А50-16409/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Водники-1" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 7.1 Положения о публичных слушаниях, утвержденного решением Пермской городской Думы от 22.02.2005 N 32, предусмотрена обязанность оргкомитета извещать о проводимых публичных слушаниях жителей города заблаговременно, не позднее чем за 7 дней, путем опубликования соответствующей информации в средствах массовой информации и размещения на официальном сайте Пермского городского округа в сети Интернет.
...
Сообщение о проведении публичных слушаний опубликовано в том же Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования г. Пермь от 31.12.2010 N 101 и содержит всю предусмотренную п. 7.3 названного Положения о публичных слушаниях информацию.
...
В соответствии с п. 13 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
На основании названной нормы постановлением Администрации г. Перми от 29.04.2011 N 189 утвержден соответствующий проект планировки территории и проект межевания территории, ограниченной ул. Адмирала Ушакова, ул. Каляева, ул. Волгодонской, ул. 5-й Каховской, ул. Калинина, ул. Танцорова, ул. Капитанской, ул. Юнг Прикамья, ул. Сокольской, ул. Светлогорской, 19 жилого района Нижняя Курья Кировского района г. Перми."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 марта 2012 г. N Ф09-552/12 по делу N А50-16409/2011