Екатеринбург |
N Ф09-1016/12 |
07 марта 2012 г. |
Дело N А50-19709/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Василенко С.Н., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Метасервис" (ИНН: 5913005431, ОГРН: 1035901460429; далее - общество) на решение Арбитражного суда Пермского края от 27.12.2011 по делу N А50-19709/2011.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Пермского края (ИНН: 5902184588, ОГРН: 1025900537574; далее - РЭК) от 27.01.2011 N 12-в "О тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (Губахинский район)" (далее - Постановление N 12-в).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее - предприятие).
Решением суда от 27.12.2011 (судьи Мещерякова Т.И., Алексеев А.Е., Байдина И.В.) в удовлетворении заявления общества отказано.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что судом не учтено, что тарифы на водоснабжение и водоотведение на 2011 г. установлены с применением метода индексации путем индексирования тарифов 2010 г., отмененных решением Губахинского городского суда, а также на несоответствие Постановления N 12-в ст. 2, 3 Федерального закона от 30.12.2004 г.. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) и постановлению Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" (далее - Постановление N 609).
Как усматривается из материалов дела, Постановлением N 12-в установлены тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей предприятия на 2011 год в следующих размерах: холодная вода (без НДС): для населения: 24,21 руб./м3, для бюджетных потребителей - 48,70 руб./м3, для иных потребителей - 133,96 руб./м3; водоотведение (без НДС): для населения: 11,70 руб./м3, для бюджетных потребителей - 43,17 руб./м3, для иных потребителей - 91,96 руб./м3
Общество, являясь потребителем услуг предприятия, относящимся к группе "иные потребители", и считая данное постановление нарушающим его права в сфере осуществления предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого нормативного акта.
Выводы суда являются правильными и соответствует требованиям закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания ч. 4, 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
С учетом указанного разъяснения арбитражный суд обоснованно указал на наличие у Постановления N 12-в признаков нормативного правового акта, проверка законности которого в порядке судебного нормоконтроля относится к компетенции арбитражного суда.
Из материалов дела видно и правильно установлено судом первой инстанции о том, что оспариваемый нормативный акт издан уполномоченным органом и опубликован в установленном законом порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются в том числе: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающие финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ, что определяет необходимость экономического обоснования установления тарифа.
Финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по тарифам на товары и услуги, установленным для данной организации (ч. 1 ст. 7 Закона N 210-ФЗ).
Пунктом 1 ч. 1 ст. 8 Закона N 210-ФЗ предусмотрено, что методами регулирования тарифов являются установление фиксированных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса на очередной период исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры.
Частью 2 ст. 3 Закона N 210-ФЗ установлено, что регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с Законом о тарифах и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Правила).
Исходя из общих принципов, изложенных в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 210-ФЗ, регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов (ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 210-ФЗ).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что общество 28.10.2010 направило в РЭК заявление о рассмотрении производственной программы и об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения. По результатам рассмотрения предложений общества, а также конкретные размеры признанных обоснованными затрат указаны в экспертном заключении.
Отклоняя довод общества о неправомерном применении РЭК метода индексации к тарифам 2010 года, которые отменены решением Губахинского районного суда, суд на основании анализа оспариваемого нормативного акта сделал правильный вывод о том, что при установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения предприятия РЭК был применен метод установления фиксированных тарифов, а не метод индексации.
Довод общества о неправомерном применении РЭК перекрестного субсидирования также правомерно отклонен судом первой инстанции на основании следующих обстоятельств.
С момента вступления в силу 13.08.2010 Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" полномочия по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод переданы субъектам Российской Федерации от органов местного самоуправления.
До указанной даты на территории Губахинского городского поселения тарифы на услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения утверждались Думой Губахинского городского поселения. Согласно имеющимся в материалах тарифного дела решениями органа регулирования на 2010 г., а также имеющейся в РЭК информации о размерах тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на территории Губахинского городского поселения, тарифы на данные услуги утверждались в различных размерах для разных категорий потребителей.
Действующее законодательство не предусматривает механизма ликвидации перекрестного субсидирования без превышения установленных предельных уровней роста тарифов и платы граждан за коммунальные услуги.
В целях ликвидации перекрестного субсидирования РЭК был утвержден график установления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения предприятия для различных групп потребителей без учета необходимости покрытия затрат на предоставление услуг одной группе потребителей за счет тарифа, установленного для другой группы потребителей г. Губахи, согласно которому перекрестное субсидирование будет ликвидировано с 2013 г., что соответствует положениям п. 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2011 N 449 "О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам регулирования тарифов на тепловую энергию, горячую и холодную воду, водоотведение на 2011 - 2012 годы" Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, дополнены пунктом 3(1), согласно которому органы регулирования при наличии графиков, предусмотренных п. 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", вправе устанавливать для населения тарифы на горячую и холодную воду, водоотведение на 2011 - 2012 годы в размере, отличном от размеров тарифов на указанные виды коммунальных ресурсов для прочих потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
При утверждении тарифов на услуги организаций коммунального комплекса органы регулирования должны учитывать требования ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам - устанавливаемым по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженным в процентах индексам минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, действующим на конец текущего финансового года.
В соответствии с постановлением РЭК от 30.11.2010 N 8 "Об установлении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2011 год" по всем муниципальным образованиям Пермского края на 2011 год предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги установлен в размере 115,0%.
Оспариваемое решение РЭК ПК привело к росту платы граждан за коммунальные услуги в 2011 году по г.Губахе в размере 113,77%.
Также утверждение спорных тарифов не привело к превышению предельного максимального индекса возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, установленного приказом ФСТ России от 28.10.2010 N 267-э/2 в среднем по Пермскому краю в размере 118,7%.
С учетом изложенного, суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемое Постановление N 12-в соответствует требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, а также не нарушает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Пермского края от 27.12.2011 по делу N А50-19709/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Метасервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О.Черкезов |
Судьи |
С.Н.Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с постановлением РЭК от 30.11.2010 N 8 "Об установлении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2011 год" по всем муниципальным образованиям Пермского края на 2011 год предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги установлен в размере 115,0%.
Оспариваемое решение РЭК ПК привело к росту платы граждан за коммунальные услуги в 2011 году по г.Губахе в размере 113,77%.
Также утверждение спорных тарифов не привело к превышению предельного максимального индекса возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, установленного приказом ФСТ России от 28.10.2010 N 267-э/2 в среднем по Пермскому краю в размере 118,7%.
С учетом изложенного, суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемое Постановление N 12-в соответствует требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, а также не нарушает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 марта 2012 г. N Ф09-1016/12 по делу N А50-19709/2011
Хронология рассмотрения дела:
07.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1016/2012