Екатеринбург |
|
15 мая 2015 г. |
Дело N А76-16343/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Кравцовой Е.А., Сухановой Н.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.12.2014 по делу N А76-16343/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" (далее - общество) - Башарин А.А. (доверенность от 01.12.2013).
Ходатайство управления о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителей судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений управления от 19.06.2014 N 712/2014, 713/2014, 714/2014, 715/2014, 716/2014, 717/2014, 718/2014, 719/2014, 720/2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1, 2 ст. 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 08.12.2014 (судья Елькина Л.А.) заявленные требования удовлетворены частично. Постановления управления от 19.06.2014 N 712/2014, 713/2014, 714/2014, 715/2014 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 13.4 Кодекса, признаны незаконным и отменены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 (судьи Баканов В.В., Бояршинова Е.В., Кузнецов Ю.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит обжалуемые судебные акты отменить, постановления от 19.06.2014 N 712/2014, 713/2014, 714/2014, 715/2014 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 13.4 Кодекса, оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), Кодекса, иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению управления, судами в данном конкретном случае применены не подлежащие применению положения ч. 2 ст. 4.4 Кодекса.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела управлением 30.05.2014 и 04.06.2014 на основании приказа от 26.05.2014 N 253-нд проведена внеплановая документарная проверка по вопросам соблюдения обществом обязательных требований при использовании радиочастотного спектра.
В ходе проведения проверки управлением выявлены факты работы четырех базовых станций без регистрации с использованием оператором связи радиочастотного спектра без соответствующего разрешения. В частности, установлено, что общество на станциях БС-74527 GSM-900, БС-74527 UMTS, БС-74668 GSM-1800, БС-74668 UMTS не имеет разрешения на использование радиочастот и радиочастотных каналов. Работа базовой станции БС-74669 UMTS на частоте 2147,4 МГц осуществляется без разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов.
По результатам проверки управлением составлены акт проверки от 04.06.2014 N А-74-03-0220 (в акте ошибочно указано 03.06.2014), протоколы об административном правонарушении от 04.06.2014 N 750, 751, 752, 753 по ч. 1 ст. 13.4 Кодекса и от 04.06.2014 N 754, 755, 756, 757, 758 по ч. 2 ст. 13.4 Кодекса.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения управлением постановлений от 19.06.2014 N 712/2014, 713/2014, 714/2014, 715/2014 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 13.4 Кодекса, и от 19.06.2014 N 716/2014, 717/2014, 718/2014, 719/2014, 720/2014 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 13.4 Кодекса.
Считая постановления управления от 19.06.2014 N 712/2014, 713/2014, 714/2014, 715/2014, 716/2014, 717/2014, 718/2014, 719/2014, 720/2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1, 2 ст. 13.4 Кодекса, незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, признавая незаконными и отменяя постановления управления от 19.06.2014 N 712/2014, 713/2014, 714/2014, 715/2014 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 13.4 Кодекса, суды сделали вывод о нарушении управлением при привлечении общества к административной ответственности правил ч. 2 ст. 4.4 Кодекса.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно п. 5 ст. 22 Закона о связи, средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, и порядок их регистрации определяются Правительством Российской Федерации. Использование без регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации в соответствии с настоящей статьей, не допускается.
Пунктом 1 ст. 24 Закона о связи предусмотрено, что право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения не допускается.
Порядок регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, используемых на территории Российской Федерации, ведения учета радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, выдачи владельцу радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств свидетельства о регистрации установлен в Правилах регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2004 N 539 (далее - Правила N 539).
Из содержания п. 8 Правил N 539 следует, что заявление о регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств подается в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, на территории деятельности которого планируется использование радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, с указанием, в частности, номера и даты разрешения на использование радиочастот (радиочастотных каналов) для радиоэлектронных средств.
Таким образом, регистрация радиоэлектронных средств без получения разрешения на использование радиочастот является невозможной.
В силу ч. 1 ст. 13.4 Кодекса нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.
Частью 2 ст. 13.4 Кодекса предусмотрено, что нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.
По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 4.4. Кодекса, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Согласно ч. 2 ст. 4.4 Кодекса при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Судами при рассмотрении материалов дела установлено, что общество, являясь владельцем четырех радиоэлектронных средств - базовых станций стандарта GSM - 900 БС-34527, IMT-2000/UMTS БС-74527 (г. Магнитогорск, проезд Кирпичный, 11), GSM - 1800 БС-74668, IMT-2000/UMTS БС-74668 (г. Магнитогорск, пр. Ленина, д.59), использовало их без регистрации и без разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов.
Правильно применив указанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности материалами дела наличия в действиях общества составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ч. 1, 2 ст. 13.4 Кодекса.
При этом судами с учетом положений ст. 1.5, 2.1 Кодекса правомерно отмечено, что, поскольку у общества имелась реальная возможность по соблюдению установленных действующим законодательством требований, вина общества в совершении вменяемых ему административных правонарушений материалами дела доказана.
Доказательств, подтверждающих принятие обществом всех достаточных мер, направленных на соблюдение требований законодательства о связи при эксплуатации четырех самостоятельных радиоэлектронных средства, а также отсутствие у него реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений требований законодательства, в материалах дела не имеется.
Вместе с тем, судами указано, что допущенные обществом правонарушения обусловлены одним действием - эксплуатацией незарегистрированного радиоэлектронного средства при отсутствии разрешения на использование радиочастоты. В обоих случаях ответственность наступает только при наличии эксплуатации радиоэлектронного средства, которое предполагает использование радиочастот. Сами по себе как таковые, без использования, отсутствие регистрации радиоэлектронного средства и разрешения на использование радиочастот не влечет ответственности.
Таким образом, судами сделан правомерный вывод о том, что, поскольку ввод в эксплуатацию и использование радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств без разрешения и регистрации совершаются одним действием и образуют идеальную совокупность правонарушений, в данном конкретном случае подлежат применению правила назначения наказания, установленные ч. 2 ст. 4.4 Кодекса, согласно которой при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Следовательно, управлением в отношении общества, за совершение девяти самостоятельных действий по вводу в эксплуатацию и использованию радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств без разрешения и регистрации, должны были быть приняты постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1, 2 ст. 13.4 Кодекса, но в пределах санкции ч. 2 ст. 13.4 Кодекса, устанавливающей наибольший административный штраф в денежном выражении.
При таких обстоятельствах суды правильно удовлетворили заявленные обществом требования в части, признали незаконными и отменили постановления управления от 19.06.2014 N 712/2014, 713/2014, 714/2014, 715/2014 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 13.4 Кодекса, оставив заявленные требования в остальной части без удовлетворения.
Ссылка управления, изложенная в кассационной жалобе, на то, что судами в данном конкретном случае применены не подлежащие применению положения ч. 2 ст. 4.4 Кодекса подлежит отклонению как не нашедшая своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Иные доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.12.2014 по делу N А76-16343/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.