Екатеринбург |
|
20 марта 2012 г. |
Дело N А34-2634/2011 |
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 января 2012 г. N Ф09-8665/11 по делу N А34-1411/2011
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2011 г. N 18АП-9238/11
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Татариновой И.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Курганское УТЭП" (ОГРН: 1094501005587); (далее - общество "Курганское УТЭП") на решение Арбитражного суда Курганской области от 29.09.2011 по делу N А34-2634/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенные надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество "Курганское УТЭП" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации г. Кургана (ОГРН: 1024500521506); (далее - администрация) от 20.04.2010 в утверждении схемы расположения земельного участка с расположенным на нем водопроводом, принадлежащим на праве собственности обществу "Курганское УТЭП" по пр. Машиностроителей, 31 в г. Кургане, обязав администрацию утвердить и выдать обществу "Курганское УТЭП" схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено открытое акционерное общество "КурганоблАТО" (далее - общество "КурганоблАТО").
Решением суда первой инстанции от 29.09.2011 (судья Шестакова Л.П.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2011 (судьи Соколова И.Ю., Баканова В.В., Карпачева М.И.) решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Курганское УТЭП" просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. При этом заявитель указывает на то, что суды пришли к необоснованному выводу о недоказанности факта о наличии преимущественного права на приватизацию земельного участка на основании п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), посчитав, что водопроводные сети не являются самостоятельными наземными объектами недвижимого имущества, для эксплуатации которых может быть представлен земельный участок в порядке, предусмотренном ст. 36 Кодекса.
Кроме того, заявитель полагает, что суды не указали норму материального права, в силу которой к земельному участку относится только его надземная часть и только надземные части здания, строения, сооружения.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-5614/2010 от 27.12.2010 за обществом "Курганское УТЭП" было признано право собственности на сооружение - водопроводные сети протяженностью 483,1 погонных метров, расположенные по адресу: г. Курган, пр. Машиностроителей, 31А, в силу приобретательной давности (ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Государственная регистрация права собственности обществом "Курганское УТЭП" на указанный объект произведена 25.02.2011 (свидетельство о государственной регистрации права собственности за N 45 АА 199644).
Из технического паспорта сооружения, изготовленного Федеральным государственным унитарным предприятием "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по состоянию на 06.10.2010, усматривается, что принадлежащий обществу "Курганское УТЭП" водопровод состоит из распределительной сети подземной прокладки (чугунные трубы) протяженностью 483,1 кв. м, трех смотровых колодцев, одной задвижки и трех водопроводных вводов.
Из схемы расположения земельных участков на кадастровой карте соответствующей территории, изготовленной Федеральным государственным унитарным предприятием "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" усматривается, что принадлежащие заявителю на праве собственности водопроводные сети являются подземными и частично проходят по земельному участку с кадастровым номером 45:25:020701:19 и земельному участку ЗУ 1 (временно учтенный) (л. д. 51, 59).
Земельный участок с кадастровым номером 45:25:020701:19, площадью 3690 кв. м предоставлен по договору аренды от 17.06.2010 N 441 обществу "КурганоблАТО" для обслуживания временной платной стоянки автотранспорта.
Общество "Курганское УТЭП" 25.03.2011 обратилось в администрацию с заявлением, в котором, ссылаясь на п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, просило продать примыкающие к его земельному участку земельный участок с кадастровым номером 45:25:020701:19 и земельный участок ЗУ1 (без кадастрового номера) на которых расположено сооружение - водопроводные сети, принадлежащие обществу на праве собственности.
Для осуществления кадастрового учета приобретаемого в собственность земельного участка и выдаче кадастрового паспорта, общество "Курганское УТЭП" просило утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой территории.
Администрация в письме от 20.04.2011 N 5-23/130 сообщила обществу "Курганское УТЭП", что в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки. Учитывая, что водопроводные сети относятся к подземным инженерным коммуникациям, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории для обслуживания данного сооружения не требуется. Указано, что согласно ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации, право ограниченного пользования чужим земельным участком является частным сервитутом и устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Полагая, что отказ в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка нарушает его права как собственника недвижимого имущества, общество "Курганское УТЭП" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что общество "Курганское УТЭП" не обладает преимущественными правами на приватизацию земельного участка, на основании п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку принадлежащий заявителю водопровод имеет подземную прокладку, на поверхности земельного участка расположены лишь конструктивные элементы, обеспечивающие доступ к водопроводу.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, обстоятельствам дела.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Из содержании приведенных положений следует, как верно указано судами, что выдача органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка, осуществляется в целях выполнения кадастровых работ и оформления правоустанавливающих документов на земельный участок, лицу, у которого имеется преимущественное право приобретения земельного участка в собственность.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что согласно техническому паспорту на водопроводные сети по адресу г. Курган, пр. Машиностроителей, 31а, составленному по состоянию на 06.10.2010, с приложением схем привязок люков колодцев, указанная сложная вещь имеет подземную прокладку (3 смотровых колодца, 1 задвижку, 3 водопроводных ввода), сведений о наличии в составе водопровода наземных объектов не имеется.
Из материалов дела видно, что на поверхности земли расположены лишь конструктивные элементы водопровода, обеспечивающие к нему доступ (в частности, люки колодцев).
Элементы водопроводной сети, как правильно установлено судами, входят в состав сложной вещи, являющейся в целом объектом недвижимого имущества, однако не являются сами по себе самостоятельными наземными объектами недвижимого имущества, для эксплуатации которых может быть предоставлен земельный участок в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что материалами дела факт наличия преимущественного права на приватизацию испрашиваемого земельного участка на основании п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации не подтверждается.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованным выводам об отсутствии оснований для признания оспариваемого ненормативного акта администрации недействительным и обязании администрацию утвердить и выдать обществу "Курганское УТЭП" схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, судами законно отказано в удовлетворении заявленных обществом "Курганское УТЭП" требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судами не приведены нормы права, из которых бы следовало, что собственник объекта недвижимости, расположенного под землей, не имеет преимущественного права на приобретение земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, подлежит отклонению.
Судами при рассмотрении настоящего спора правильно применена норма ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, из буквального содержания которой следует, что объект недвижимости, собственник которого претендует на соответствующий земельный участок, должен быть расположен на земельном участке (то есть на поверхности земли).
Такое толкование указанной нормы права соответствует ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Аналогичное определение земельного участка как части поверхности земли содержится в ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
Иные доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку ранее уже были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Основания для переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Курганской области от 29.09.2011 по делу N А34-2634/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Курганское УТЭП" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А.Поротникова |
Судьи |
И.А.Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Элементы водопроводной сети, как правильно установлено судами, входят в состав сложной вещи, являющейся в целом объектом недвижимого имущества, однако не являются сами по себе самостоятельными наземными объектами недвижимого имущества, для эксплуатации которых может быть предоставлен земельный участок в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что материалами дела факт наличия преимущественного права на приватизацию испрашиваемого земельного участка на основании п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации не подтверждается.
...
Судами при рассмотрении настоящего спора правильно применена норма ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, из буквального содержания которой следует, что объект недвижимости, собственник которого претендует на соответствующий земельный участок, должен быть расположен на земельном участке (то есть на поверхности земли).
Такое толкование указанной нормы права соответствует ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Аналогичное определение земельного участка как части поверхности земли содержится в ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 марта 2012 г. N Ф09-1471/12 по делу N А34-2634/2011