Екатеринбург |
|
19 марта 2012 г. |
Дело N А07-14380/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Татариновой И.А., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главы крестьянского фермерского хозяйства "Агидель" Курбанова Фагима Абдулгалимовича (ОГРНИП: 304024907600020; далее - Курбанов Ф.А.) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.12.2011 по делу N А07-14380/2011.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие Курбанов Ф.А. (свидетельство о государственной регистрации от 16.03.2004 серии 02 N 004775152) и его представитель Нурисламов Р.Г. (доверенность от 16.02.2011 N 02 АА 0626767).
Курбанов Ф.А. обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным протокола заседания по приватизации земель сельскохозяйственного назначения от 10.03.2007 Кушнаренковской районной комиссии по приватизации земель сельскохозяйственного назначения (далее - комиссия) и обязании устранить допущенные нарушения.
Решением суда от 19.12.2011 (судьи Вальшина М.Х., Насыров М.М., Кручинина Н.Е.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Курбанов Ф.А. просит указанный судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, протокол заседания комиссии от 10.03.2007 не соответствует положениям Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ), Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-З "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" (далее - Закон Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-З), постановления Правительства Республики Башкортостан от 15.03.2006 N 60 "Об утверждении Порядка работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности" и нарушает его права. При этом Курбанов Ф.А. указывает на неправомерное занижение комиссией размера среднерайонного пая земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
В отзыве комиссия просит отклонить доводы Курбанова Ф.А., изложенные в кассационной жалобе.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
При рассмотрении спора судом установлено, что решением комиссии от 10.03.2007 установлен размер среднерайонного пая подлежащего приватизации земельного участка площадью 7,2 га.
На основании постановления Администрации муниципального района Кушнаренковский район от 26.03.2007 N 3-170 Курбанов Ф.А. зарегистрировал право общей долевой собственности с долей 1/542 на земельный участок сельскохозяйственного назначения общей площадью 383900000 кв.м с кадастровым номером 02:36:00 00 00:0426.
Курбанов Ф.А., ссылаясь на неверное определение комиссией размера среднерайонного пая и нарушение этим его прав, обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-З (в редакции, действовавшей на момент принятия спорного постановления) предоставление земельных участков в собственность из земель, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, осуществляется однократно и бесплатно, кроме случаев, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, гражданам, имеющим право на получение земельной доли (пая), определённой при реорганизации колхозов, совхозов, иных сельскохозяйственных предприятий, в размере, не превышающей среднерайонной земельной доли (пая).
Согласно ч. 1, 5 ст. 21.2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-З гражданам, имеющим право в соответствии с законодательством на получение земельной доли (пая), земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются на праве общей собственности бесплатно однократно. Списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утверждаются решением общего собрания сельскохозяйственной организации (предприятия).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.03.2006 N 60 утвержден Порядок работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности (далее - Порядок), определяющий процедуру бесплатного однократного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности путем организации и проведения работы по бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, составления (уточнения) списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), определения площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих бесплатной передаче в собственность граждан, определения (уточнения) среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан и размера земельной доли (пая) в сельскохозяйственной организации (предприятии), оформления прав на земельные доли (паи).
В соответствии с п. 4.1 Порядка при установлении внутрихозяйственной комиссией размера земельной доли (пая) в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения учитываются все сельскохозяйственные угодья в границах сельскохозяйственной организации по состоянию на 1 января 2006 года, за исключением земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения:
переданных в ведение органов местного самоуправления (муниципальных образований);
не включаемых в размер земельной доли в праве общей собственности на земельный участок по решению общего собрания сельскохозяйственной организации;
используемых для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур, переданных данному хозяйству в аренду;
переданных или подлежащих включению в фонд перераспределения земель Республики Башкортостан;
находящихся в пользовании государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан.
Пунктом 4.2 Порядка установлено, что площади сельскохозяйственных угодий, подлежащих бесплатной приватизации по каждой сельскохозяйственной организации, должны быть утверждены районной комиссией.
Размер земельной доли (пая) в сельскохозяйственной организации определяется путём деления площади приватизируемых земель на количество участвующих в приватизации граждан (п. 4.3 Порядка).
Согласно п. 4.4 Порядка размер земельной доли (пая) в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не должен превышать среднерайонную норму бесплатной передачи земли в собственность граждан, дифференцированную с учётом среднего качества земель конкретной сельскохозяйственной организации. В случае превышения среднерайонной нормы оставшиеся площади зачисляются в Фонд перераспределения земель Республики Башкортостан.
Для определения среднерайонной нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан площадь сельскохозяйственных угодий, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения в пределах сельскохозяйственных организаций района, за исключением земель, переданных в установленном порядке в ведение органов местного самоуправления, делится на суммарную численность граждан, имеющих право на получение земельной доли (пая) на территории данного района (п. 4.5 Порядка).
Исследовав и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о верном определении комиссией среднерайонного пая подлежащего приватизации земельного участка в размере 7,2 га.
Согласно статистическим данных по состоянию на 01.01.2007 на территории Кушнаренковского района Республики Башкортостан сельскохозяйственные предприятия имели во владении, пользовании 60691 га земель сельхозназначения. По решениям общих собраний сельскохозяйственных организаций право на бесплатную приватизацию имеют 8424 человека.
Довод заявителя о том, что общая площадь подлежащих приватизации земель составляет не 60691 га, а 133419 га, как указано в справке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан от 01.06.2011 N 11-06-47, правомерно отклонен судом, поскольку согласно названной справке в состав земель сельхозугодий включены все земли, находящиеся у предприятий, организаций и граждан Кушнаренковского района Республики Башкортостан, занимающихся производством сельхозпродукции, без указания, на каком праве эти земли находятся у названных лиц.
Доказательств того, что в площадь сельхозугодий 133419 га не включены земли, подлежащие исключению в соответствии с п. 4.1 Порядка, не представлено. При этом в материалах дела содержатся Решения Кушнаренковского районного Совета от 16.07.1991, 06.03.2001 о передаче части земель сельхозназначения органам местного самоуправления.
Довод заявителя о том, что суд необоснованно возложил на него обязанность по доказыванию указанных обстоятельств подлежит отклонению, по следующим основаниям. Положения ч. 6 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, в соответствии с которыми обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт, должны применяться во взаимосвязи с положениями ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, согласно которым каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал Курбанову Ф.А. в удовлетворении заявленных им требований.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.12.2011 по делу N А07-14380/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Главы крестьянского фермерского хозяйства "Агидель" Курбанова Фагима Абдулгалимовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.03.2006 N 60 утвержден Порядок работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности (далее - Порядок), определяющий процедуру бесплатного однократного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности путем организации и проведения работы по бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, составления (уточнения) списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), определения площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих бесплатной передаче в собственность граждан, определения (уточнения) среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан и размера земельной доли (пая) в сельскохозяйственной организации (предприятии), оформления прав на земельные доли (паи).
...
Довод заявителя о том, что суд необоснованно возложил на него обязанность по доказыванию указанных обстоятельств подлежит отклонению, по следующим основаниям. Положения ч. 6 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, в соответствии с которыми обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт, должны применяться во взаимосвязи с положениями ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, согласно которым каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 марта 2012 г. N Ф09-912/12 по делу N А07-14380/2011
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-912/12