Екатеринбург |
N Ф09-1140/12 |
21 марта 2012 г. |
Дело N А76-4270/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Сухановой Н.Н., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Речной" (ИНН: 7447097122, ОГРН: 1067447044752; далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.12.2011 по делу N А76-4270/2011.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель прокурора Челябинской области (далее - прокурор) - Пуртова К.В. (удостоверение ТО N 095995).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации г. Челябинска (далее - администрация) о признании недействующим постановления от 03.03.2006 N 96-п "Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции".
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.12.2011 (судьи Бастен Д.А., Мрез И.В., Костылев И.В.) постановление Главы г. Челябинска от 03.03.2006 N 96-п "Об определении прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции" (далее - постановление от 03.03.2006 N 96-п) признано соответствующим ст. 71, 74 Конституции Российской Федерации, ст. 16, 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), абз. 8 ст. 4 Закона Челябинской области от 21.09.1998 N 51-ЗО "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Челябинской области" (далее - Закон N 51-ЗО).
В кассационной жалобе заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, указанных в жалобе. По мнению общества, Глава г. Челябинска не обладает полномочиями на принятие обжалуемого нормативного акта, поскольку принятие нормативных актов является прерогативой Челябинской городской думы.
Как следует из материалов дела, исполняющим обязанности Главы г. Челябинска издано постановление от 03.03.2006 N 96-п, опубликованное в газете "Вечерний Челябинск" от 07.03.2006 N 40.
Оспариваемый нормативный правовой акт издан в соответствии с Законом N 171-ФЗ, во исполнение постановления Губернатора Челябинской области от 23.12.2005 N 465 "Об утверждении Порядка определения прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции" (далее - Порядок).
Порядок определения прилегающих территорий, разработан в соответствии с Законом N 171-ФЗ и устанавливает порядок определения органами местного самоуправления Челябинской области прилегающих территорий к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности (в том числе к вокзалам, аэропортам, станциям метрополитена, оптовым продовольственным рынкам, объектам военного назначения), где не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.
В соответствии с п. 1 постановления от 03.03.2006 N 96-п предусмотрено считать прилегающими территориями к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности (в том числе к вокзалам, аэропортам, станциям метрополитена, оптовым продовольственным рынкам, объектам военного назначения), на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, на расстоянии 100 м.
В соответствии с п. 2 постановления от 03.03.2006 N 96-п установлено, что прилегающая территория определяется по прямой линии от границ, (ограждений) земельных участков, предоставленных в установленном законодательством порядке для мест, в п. 1 данного постановления, до ближайшей точки периметра объекта торговли, на территории которого планируется розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.
Общество, полагая, что постановление от 03.03.2006 N 96-п не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный акт принят Главой г. Челябинска в пределах предоставленных ему полномочий, соответствует действующему законодательству.
Выводы суда являются правильными.
Согласно ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
На основании п. 1 ст. 6 Закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся: определение порядка лицензирования и выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий; введение декларирования розничной продажи алкогольной продукции и установление порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции; осуществление государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции; внесение предложений о разработке и реализации совместных программ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу п. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции: в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях; в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания; на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях; на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях; на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях;
В соответствии с п. 4 ст. 16 Закона N 171-ФЗ к прилегающим территориям, указанным в п. 2 названной статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 136 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" не допускается розничная продажа алкогольной продукции: с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения), на прилегающих к ним территориях, определяемых органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.
Согласно абз. 8 ст. 4 Закона N 51-ЗО соответствующий государственный орган исполнительной власти Челябинской области в пределах своей компетенции устанавливает порядок определения органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.
В п. 4 Порядка установлено, что органы местного самоуправления Челябинской области определяют указанное в п. 3 данного Порядка расстояние с учетом особенностей застройки территорий, обеспеченности населения объектами торговли и других факторов.
При определении прилегающих территорий органы местного самоуправления должны руководствоваться: строительными нормами и правилами; архитектурно-градостроительной документацией; противопожарными нормами и правилами; требованиями содержания и обеспечения чистоты и благоустройства территорий населенных пунктов Челябинской области (п. 5 Порядка).
На основании ч. 1 ст. 24 Устава Челябинской области структуру органов исполнительной власти Челябинской области составляет, в том числе Губернатор Челябинской области, который в силу ст. 50 Устава Челябинской области наделен собственными полномочиями в соответствии с законодательством Российской Федерации, Челябинской области и настоящим Уставом.
Суд, руководствуясь вышеуказанными нормами права, правильно установил, что они последовательно предусматривают передачу полномочий по изданию нормативного правового акта. Такая последовательность свидетельствует о наличии соответствующих полномочий по утверждению Порядка определения прилегающих территорий Губернатора Челябинской области, как исполнительного органа Челябинской области, определению непосредственно прилегающих территорий органом местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что постановление от 03.03.2006 N 96-п издано исполняющим обязанности Главы г. Челябинска в пределах своих полномочий в соответствии с Законом N 51-ЗО.
Судом так же не установлено противоречий постановления от 03.03.2006 N 96-п требованиям Закона N 171-ФЗ.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции, как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.12.2011 по делу N А76-4270/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Речной" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При определении прилегающих территорий органы местного самоуправления должны руководствоваться: строительными нормами и правилами; архитектурно-градостроительной документацией; противопожарными нормами и правилами; требованиями содержания и обеспечения чистоты и благоустройства территорий населенных пунктов Челябинской области (п. 5 Порядка).
На основании ч. 1 ст. 24 Устава Челябинской области структуру органов исполнительной власти Челябинской области составляет, в том числе Губернатор Челябинской области, который в силу ст. 50 Устава Челябинской области наделен собственными полномочиями в соответствии с законодательством Российской Федерации, Челябинской области и настоящим Уставом.
Суд, руководствуясь вышеуказанными нормами права, правильно установил, что они последовательно предусматривают передачу полномочий по изданию нормативного правового акта. Такая последовательность свидетельствует о наличии соответствующих полномочий по утверждению Порядка определения прилегающих территорий Губернатора Челябинской области, как исполнительного органа Челябинской области, определению непосредственно прилегающих территорий органом местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что постановление от 03.03.2006 N 96-п издано исполняющим обязанности Главы г. Челябинска в пределах своих полномочий в соответствии с Законом N 51-ЗО.
Судом так же не установлено противоречий постановления от 03.03.2006 N 96-п требованиям Закона N 171-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 марта 2012 г. N Ф09-1140/12 по делу N А76-4270/2011
Хронология рассмотрения дела:
21.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1140/12
21.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1140/12
19.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1140/2012
27.12.2011 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-4270/11