Екатеринбург |
|
28 марта 2012 г. |
Дело N А76-6992/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Смирнова А.Ю., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Копейский городской округ" в лице администрации Копейского городского округа (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.09.2011 по делу N А76-6992/11 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путём направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра) по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:30:0601003:178, расположенного по адресу: г. Копейск, ул. Мира, 2г, и об обязании снять данный земельный участок с государственного кадастрового учета.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Континенталь" (далее - общество "Континенталь"), федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Челябинской области (далее - кадастровая палата).
Определением суда от 18.08.2011 произведена замена ответчика - Управления Росреестра на кадастровую палату.
Решением суда от 22.09.2011 (судья Костылев И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2011 (судьи Карпачева М.И., Богдановская Г.Н., Румянцев А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами п. 1 ст. 30, п. 2, 5, 6 ст. 31, ст. 32, 70 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 1, 16 - 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон "О государственном кадастре недвижимости"), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель полагает, что спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет без обязательного установления границ земельного участка предоставляемого для строительства. По мнению заявителя, постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:30:0601003:178 нарушает права и законные интересы администрации как собственника этого участника, ограничивает право распоряжения им, поскольку порождает у администрации обязанность предоставить названный земельный участок в собственность заявителю.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением администрации от 19.04.2010 N 519-р обществу "Континенталь" предварительно согласовано размещение автозаправочной станции на земельном участке площадью 2 000 кв. м, расположенном на землях населенного пункта по адресу: г. Копейск, ул. Мира, 2г.
Указанным распоряжением утвержден акт выбора земельного участка от 25.12.2009 N 127, а также схема расположения земельного участка.
Общество "Континенталь" обратилось в Управление Росреестра с заявлением от 01.12.2010 о постановке на государственный кадастровый учет названного земельного участка.
К данному заявлению был приложен межевой план от 23.11.2010.
Как следует из названного межевого плана место расположения границ спорного земельного участка согласовано в акте согласования местоположения границ с заместителем Главы администрации Копейского городского округа по имущественным отношениям.
На основании поступивших от общества "Континенталь" документов, в частности, заявления, межевого плана, кадастровой палатой принято решение от 23.12.2010 N Ф 30/10-5-376 о постановке спорного земельного участка на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 74:30:0601003:178.
Общество "Континенталь" 04.02.2011 обратилось в администрацию с заявлением об оформлении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 74:30:0601003:178 площадью 2000 кв. м, расположенного по адресу: г. Копейск, ул. Мира, 2г, для строительства автозаправочной станции.
Администрация, полагая, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет без обязательного установления границ этого участка, в связи с чем действия кадастровой палаты противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы муниципального образования, обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 16 Закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
На основании ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10, 11 данного Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
На основании п. 5 указанной нормы результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Учитывая, что распоряжением администрации от 19.04.2010 N 519-р утверждены акт выбора земельного участка от 25.12.2009 N 127 и схема расположения земельного участка, суды пришли к выводу о том, что уполномоченным органом в установленном законом порядке начата процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
При этом судами установлено, что границы спорного земельного участка определены самой администрацией, что подтверждается утверждением акта выбора земельного участка и схемы расположения земельного участка.
Судами также принято во внимание, что местоположение границ спорного земельного участка согласовано с администрацией в акте согласования, являющегося приложением к межевому плану от 23.11.2010.
Судами установлено, что при подаче заявления о постановке спорного земельного участка на государственный кадастровый учет обществом "Континенталь" были предоставлены все необходимые документы.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые действия кадастровой палаты по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:30:0601003:178 являются правомерными и соответствующими действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов администрации, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя о том, что спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет без обязательного установления границ земельного участка предоставляемого для строительства отклоняется как противоречащий материалам дела и установленным судами обстоятельствам.
Ссылки администрации на то, что постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:30:0601003:178 нарушает права и законные интересы муниципального образования, поскольку порождает обязанность передать названный земельный участок заявителю, отклоняются. Процедура предоставления земельного участка для строительства начата администрацией путем утверждения распоряжением акта выбора земельного участка от 25.12.2009 N 127 и схемы расположения земельного участка; в силу п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства является решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.09.2011 по делу N А76-6992/11 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального образования "Копейский городской округ" в лице администрации Копейского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
А.Ю. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании п. 5 указанной нормы результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
...
Ссылки администрации на то, что постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 74:30:0601003:178 нарушает права и законные интересы муниципального образования, поскольку порождает обязанность передать названный земельный участок заявителю, отклоняются. Процедура предоставления земельного участка для строительства начата администрацией путем утверждения распоряжением акта выбора земельного участка от 25.12.2009 N 127 и схемы расположения земельного участка; в силу п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства является решение о предварительном согласовании места размещения объекта."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 марта 2012 г. N Ф09-1591/12 по делу N А76-6992/2011