Екатеринбург |
N Ф09-2420/12 |
04 апреля 2012 г. |
Дело N А60-43866/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Свердловской области (далее - правительство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.02.2012 по делу N А60-43866/2011.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Правительства Свердловской области - Октябрьских С.В. (доверенность от 27.01.2012 N 01-15-20/2), Сосновских С.А. (доверенность от 05.08.2011 N 02-09-6798);
Законодательного Собрания Свердловской области - Суслонов О.В. (доверенность от 12.01.2012 N ЗС-58).
Прокурор Свердловской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующим подпункта 1 пункта 1 постановления правительства от 20.06.2011 N 748-ПП "О предоставлении государственных гарантий Свердловской области субъектам инвестиционной деятельности" об утверждении Правил и условий предоставления государственных гарантий Свердловской области субъектам инвестиционной деятельности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Законодательное Собрание Свердловской области.
Решением суда от 02.02.2012 (судьи Воронин С.П., Плюснина С.В., Хомякова С.А.) заявление прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе правительство просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении требований прокурора отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Как указывает заявитель кассационной жалобы, судом не приняты во внимание доводы правительства относительно оснований принятия и правовой природы оспариваемого акта, а именно не дана оценка положениям оспариваемого акта с точки зрения принятия его в соответствии со ст. 4 Закона Свердловской области от 30.06.2006 N 43-ОЗ "О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области" (далее - Закон N 43-ОЗ). Правительство полагает, что судом неверно истолкован Закон N 43-ОЗ и неправильно применены положения п. 1 ст. 117 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в кассационной жалобе отмечено, что правительство не вышло за пределы своей правотворческой компетенции, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации, так как оно определило лишь основные условия предоставления гарантий в порядке, определенном законом, что не является по своей сути порядком предоставления государственных гарантий Свердловской области.
Правительство также представило дополнение к кассационной жалобе, в котором отражено следующее. Вывод суда о том, что оспариваемыми правилами и условиями осуществлено регулирование порядка предоставления государственных гарантий Свердловской области, которое не относится к компетенции правительства, не основано на федеральных законах. Оспариваемые Правила и условия предоставления государственных гарантий Свердловской области субъектам инвестиционной деятельности регулируют отношения, не относящиеся к порядку предоставления государственных гарантий Свердловской области, и направлены на реализацию закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации и законах Свердловской области полномочий правительства.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что правительством 20.06.2011 принято постановление N 748-ПП "О предоставлении государственных гарантий Свердловской области субъектам инвестиционной деятельности", подпунктом 1 пункта 1 которого утверждены Правила и условия предоставления государственных гарантий Свердловской области субъектам инвестиционной деятельности.
Указанное постановление опубликовано в "Областной газете" от 01.07.2011 N /N 236-237.
Постановлением правительства от 26.12.2011 N 1784-ПП в постановление от 20.06.2011 N 748-ПП внесены изменения, в соответствии с которыми подпункт 1 пункта 1 этого постановления, а также Правила и условия предоставления государственных гарантий субъектам инвестиционной деятельности признаны утратившими силу.
Прокурор, полагая, что постановление от 20.06.2011 N 748-ПП в части подпункта 1 пункта 1 принято правительством с превышением его правотворческой компетенции и не соответствует п. 1 ст. 117 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также ч. 2.1 ст. 11 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации", обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу ч. 2 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных названным Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражным судом установлено, что постановление правительства от 20.06.2011 N 748-ПП "О предоставлении государственных гарантий Свердловской области субъектам инвестиционной деятельности", утвердившее Правила и условия предоставления государственных гарантий Свердловской области, является нормативным правовым актом.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная гарантия субъекта Российской Федерации - это вид долгового обязательства, в силу которого субъект Российской Федерации обязан при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.
Определение общего порядка и принципов предоставления государственных гарантий субъектов Российской Федерации отнесено к бюджетным полномочиям Российской Федерации (ст. 7 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 4 ст. 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с названным Кодексом.
Пунктом 1 Правил и условий предоставления государственных гарантий Свердловской области субъектам инвестиционной деятельности, утвержденных подпунктом 1 пункта 1 постановления от 20.06.2011 N 748-ПП, правительством определены основные условия предоставления государственных гарантий субъектам инвестиционной деятельности по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым субъектами инвестиционной деятельности, что обоснованно приравнено судом первой инстанции к осуществлению регулирования порядка предоставления государственных гарантий Свердловской области.
Согласно п. 1 ст. 117 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации государственные гарантии субъекта Российской Федерации предоставляются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в законе субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), в соответствии с требованиями данного Кодекса и в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Исходя из ч. 2.1 ст. 11 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" органы государственной власти субъектов Российской Федерации для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, могут предоставлять на конкурсной основе государственные гарантии за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Из приведенных норм следует, что определение порядка предоставления государственных гарантий субъектам инвестиционной деятельности отнесено к бюджетным полномочиям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у правительства полномочий на принятие постановления от 20.06.2011 N 748-ПП в части подпункта 1 пункта 1.
Названный нормативный правовой акт в оспариваемой части нарушает публичные интересы в части обеспечения единства бюджетной системы Российской Федерации (ст. 28, 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации), права представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на осуществление нормативно-правового регулирования экономических правоотношений, субъектом которых является Свердловская область и права субъектов предпринимательской деятельности - участников инвестиционной деятельности, так как регулирование вопросов, связанных с порядком предоставления таким лицам государственных гарантий, должно осуществляться в соответствии с бюджетным законодательством и законодательством, регулирующим инвестиционную деятельность, тем органом, к компетенции которого отнесено определение порядка предоставления государственных гарантий.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод правительства о том, что постановлением от 20.06.2011 N 748-ПП не был установлен порядок предоставления государственных гарантий, а определены лишь условия их предоставления.
Условия предоставления государственных гарантий, представляя собой установленные органом государственной власти субъекта Российской Федерации факторы и положения, наличие которых дает основание для предоставления государственной гарантии Свердловской области, а также правила, соответствие которым предполагает возможность субъектам инвестиционной деятельности претендовать на получение государственных гарантий, являются составной частью порядка как совокупности норм и правил, установленных в целях регулирования вопроса предоставления государственных гарантий указанным лицам.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что оспариваемое в части постановление принято в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", а также Закона N 43-ОЗ, не опровергает вывод суда о принятии правительством нормативного правового акта с превышением предоставленных ему законом полномочий.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.02.2012 по делу N А60-43866/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из приведенных норм следует, что определение порядка предоставления государственных гарантий субъектам инвестиционной деятельности отнесено к бюджетным полномочиям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у правительства полномочий на принятие постановления от 20.06.2011 N 748-ПП в части подпункта 1 пункта 1.
Названный нормативный правовой акт в оспариваемой части нарушает публичные интересы в части обеспечения единства бюджетной системы Российской Федерации (ст. 28, 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации), права представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на осуществление нормативно-правового регулирования экономических правоотношений, субъектом которых является Свердловская область и права субъектов предпринимательской деятельности - участников инвестиционной деятельности, так как регулирование вопросов, связанных с порядком предоставления таким лицам государственных гарантий, должно осуществляться в соответствии с бюджетным законодательством и законодательством, регулирующим инвестиционную деятельность, тем органом, к компетенции которого отнесено определение порядка предоставления государственных гарантий.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод правительства о том, что постановлением от 20.06.2011 N 748-ПП не был установлен порядок предоставления государственных гарантий, а определены лишь условия их предоставления.
...
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что оспариваемое в части постановление принято в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", а также Закона N 43-ОЗ, не опровергает вывод суда о принятии правительством нормативного правового акта с превышением предоставленных ему законом полномочий."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 апреля 2012 г. N Ф09-2420/12 по делу N А60-43866/2011