Екатеринбург |
N Ф09-1781/12 |
04 апреля 2012 г. |
Дело N А34-3086/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Лукьянова В.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Аббасова Рафига Айваз оглы на решение Арбитражного суда Курганской области от 26.10.2011 по делу N А34-3086/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации в электронной сети "Интернет" на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
В Арбитражный суд Курганской области определением Курганского городского суда от 28.06.2011 для рассмотрения по подведомственности направлена жалоба предпринимателя на постановление Управления Федеральной миграционной службы по Курганской области (далее - управление, административный орган) от 17.06.2011 N 0211000610 о привлечении к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания штрафа в сумме 250 000 руб.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением (с учётом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным постановления управления от 17.06.2011 N 0211000610 в части наложения административного взыскания в размере 250 000 руб., также просил изменить указанное постановление в части назначенного наказания со штрафа в размере 250 000 руб. на административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Решением суда от 26.10.2011 (судья Губанова Е.И.) в удовлетворении заявленных требований предпринимателя отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011 (судьи Арямов А.А., Тимохин О.Б., Бояршинова Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. По мнению заявителя кассационной жалобы, административным органом не установлена и не доказана вина предпринимателя во вменённом ему правонарушении по ч. 1 ст. 18.15 Кодекса, не представлено доказательств, указывающих на обстоятельства, которые бы свидетельствовали о невыполнении предпринимателем организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, повлекших привлечение иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем визы без соответствующего разрешения к трудовой деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган отклоняет доводы заявителя кассационной жалобы, указывая на то, что оспариваемое постановление соответствует ст. 29.10 Кодекса, при производстве по делу об административном правонарушении были установлены все обстоятельства, предусмотренные ст. 26.1 Кодекса, оснований для удовлетворения требований предпринимателя не имеется.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 17.05.2011 N 2/536п с целью обеспечения контроля и надзора в сфере миграции управлением в период с 17.05.2011 по 23.05.2011 проведена внеплановая проверка объекта - пилорамы, принадлежащей предпринимателю, расположенной по адресу: г. Курган, ул. Куйбышева, 144, стр. 35.
В ходе проверки отделом установлено, что предприниматель привлек к осуществлению трудовой деятельности в качестве разнорабочего на пилораме гражданина Таджикистана Мирзабекова Джурабека Акпаровича, не имеющего разрешения на работу, что является нарушением ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).
По результатам проверки в присутствии предпринимателя, управлением составлен протокол об административном правонарушении от 16.06.2011 N 610, на основании которого в присутствии предпринимателя вынесено постановление от 17.06.2011 N 0211000610 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.15 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды обеих инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования предпринимателя, пришли к выводу о доказанности факта совершения предпринимателем вменённого ему правонарушения и вины в его совершении.
Проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришёл к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.15 Кодекса привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Порядок привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации регламентирован Законом N 115-ФЗ.
Согласно ст. 2 Закона N 115-ФЗ разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
Работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу (п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ).
Судами установлено и из материалов административного дела следует, что в нарушение вышеназванных норм права предприниматель привлёк к трудовой деятельности в качестве разнорабочего на пилораме гражданина Таджикистана Мирзабекова Джурабека Акпаровича, не имеющего разрешения на работу, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 Кодекса.
Вместе с тем в соответствии с п. 3 ст. 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 ст. 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, обязательным элементом состава административного правонарушения является вина лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
В силу примечания к ст. 2.4 Кодекса в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Исходя из этого, принимая постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности, административный орган должен установить и доказать не только факт совершения административного правонарушения, но и вину предпринимателя как должностного лица в целях применения Кодекса.
Вина индивидуального предпринимателя как физического лица, исходя из положений, закрепленных в примечании к ст. 2.4 Кодекса, определяется в форме умысла или неосторожности и, должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со ст. 2.2 Кодекса.
Основным критерием виновности предпринимателя является неисполнение или ненадлежащее исполнение им организационно-распорядительных или административных функций.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 Кодекса.
Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины лица в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда. При проверке законности постановления о привлечении к административной ответственности суды не должны подменять административный орган в вопросе установления вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти обстоятельства подлежат исследованию административным органом при вынесении постановления.
Причины выявленных нарушений не отражены ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о назначении административного наказания, наличие (отсутствие) обстоятельств, указывающие на вину лица, привлекаемого к ответственности, административным органом не изложены.
Таким образом, вина предпринимателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 Кодекса, управлением фактически не была установлена и доказана, что является обстоятельством исключающим привлечение к административной ответственности.
В этой связи у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований предпринимателя.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты не могут являться законными и подлежат отмене.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значения для дела, судами установлены достаточно полно, однако вывод судов о доказанности управлением наличия вины предпринимателя в совершении вменяемого ему административного правонарушения не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования предпринимателя.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Курганской области от 26.10.2011 по делу N А34-3086/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011 по тому же делу отменить.
Признать незаконным и отменить постановление от 17.06.2011 N 0211000610 Управления Федеральной миграционной службы по Курганской области о привлечении индивидуального предпринимателя Аббасова Рафига Айваз оглы к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 250 000 руб.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 Кодекса.
...
Причины выявленных нарушений не отражены ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о назначении административного наказания, наличие (отсутствие) обстоятельств, указывающие на вину лица, привлекаемого к ответственности, административным органом не изложены.
Таким образом, вина предпринимателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 Кодекса, управлением фактически не была установлена и доказана, что является обстоятельством исключающим привлечение к административной ответственности."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 апреля 2012 г. N Ф09-1781/12 по делу N А34-3086/2011
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9277/12
24.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9277/12
10.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9277/12
04.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1781/12
26.10.2011 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-3086/11