Екатеринбург |
|
10 апреля 2012 г. |
Дело N А50-17250/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Маликовой Э.М.,
судей Сулейменовой Т.В., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее - Департамент) на решение Арбитражного суда Пермского края от 24.11.2011 по делу N А50-17250/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2012 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Закрытое акционерное общество "Центральный рынок" (далее - общество "Центральный рынок") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Департамента в предоставлении схемы расположения земельного участка, изложенного в письме от 11.08.2011 N И-21-01-09-14299, возложении на Департамент обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем утверждения и выдачи обществу "Центральный рынок" схемы расположения земельного участка, на котором находятся торговый комплекс (литеры К4, К5, К6, К7, К8, К9) и металлическое ограждение (литера 1) протяженностью 698,44 п.м., расположенные по адресу: г, Пермь, ул. Пушкина, 104, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а также обязать Департамент принять в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка решение о предоставлении этого земельного участка в собственность обществу "Центральный рынок" и направить копию указанного решения с приложением кадастрового паспорта спорного земельного участка в адрес заявителя.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 24.11.2011 (судья Лядова Г.В.) заявленные требования удовлетворены частично. Признан незаконным отказ Департамента в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Пушкина, 104, на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и интересов общества "Центральный рынок" в соответствии с нормами земельного законодательства в месячный срок с момента вступления решения в законную силу. В части обязания Департамента принять в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка решение о предоставлении этого земельного участка в собственность общества "Центральный рынок" и направления копии решения с приложением кадастрового паспорта спорного земельного участка в адрес заявителя "Центральный рынок" требование оставлено без рассмотрения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2012 (судьи Гребенкина Н.А., Голубцова Ю.А., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, положений Правил разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденных постановлением администрации г. Перми от 06.03.2009 N 108, ст. 1 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель не согласен с выводом судов о том, что именно Департамент обязан был обеспечить изготовление схемы расположения земельного участка, указывая, что ни положениями Земельного кодекса Российской Федерации, ни Правилами от 06.03.2009 N 108, ни иными нормативно правовыми актами не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по изготовлению схемы. Кроме того, выдаче схемы предшествует ее утверждение. Схема может быть утверждена только после соблюдения вышеуказанных процедур согласования, предусмотренных Правилами.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе Департамента.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу "Центральный рынок" на праве собственности принадлежит объект недвижимости - торговый комплекс, общей площадью 37,9 кв.м (литеры К4, К5, К6, К7, К8, К9), металлическое ограждение протяженностью 698,44 п.м (литера 1), расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Пушкина, д. 104, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.07.2011 и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.07.2011.
Общество "Центральный рынок" 21.07.2011 обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Пушкина, д. 104, под торговый комплекс и металлическое ограждение, находящиеся на данном земельном участке. Ссылаясь на то обстоятельство, что в отношении испрашиваемого земельного участка не осуществлен государственный кадастровый учет, общество просило утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В письме от 11.08.2011 N И-21-01-09-14299 Департамент отказал обществу "Центральный рынок" в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, указав на необходимость предоставления согласованной с Департаментом планирования и развития территории г.Перми схемы расположения земельного участка, а также ряда иных документов (копию документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя; кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости, выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи заявления; свидетельство о государственной регистрации права собственности на торговый комплекс).
Полагая, что изложенный отказ Департамента является незаконным, нарушающим права и законные интересы общества "Центральный рынок", последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 8 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в п. 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Порядок согласования, утверждения схем расположения земельного участка или участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, требования к ее разработке, сроки действия схем на территории города Перми определены постановлением администрации города Перми от 06.03.2009 N 108 "Об утверждении Правил разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" (далее - Правила).
Пунктами 3.3, 3.4 Правил предусмотрено, что схему согласовывает функциональный орган администрации города Перми, уполномоченный в области градостроительной деятельности, на предмет соответствия земельного участка градостроительным требованиям; функциональный орган администрации города Перми, уполномоченный в сфере земельных отношений, в месячный срок со дня поступления заявления утверждает согласованные материалы схемы и выдает заявителю.
В силу пункта 3.3 Положения о департаменте земельных отношений администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210, Департамент земельных отношений администрации города Перми в установленном порядке утверждает и выдает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Исходя из указанных норм и учитывая, что обязанность по утверждению и выдаче заявителю схемы земельного участка Земельным кодексом РФ возложена на орган местного самоуправления, а органом местного самоуправления - администрацией города Перми данная обязанность возложена на Департамент, суды пришли к верному выводу о том, что в рассматриваемом случае именно Департамент обязан был обеспечить изготовление схемы расположения земельного участка, на котором находится принадлежащий заявителю на праве собственности объект недвижимости, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
При этом судами с учетом того, что в Правилах отсутствует указание на то, что схемы разрабатываются непосредственно за счет лиц, обратившихся с заявлениями о предоставлении земельных участков, правильно указано, что не разрешение органом местного самоуправления вопроса о том, за чей счет разрабатываются схемы земельных участков, не должно являться препятствием для получения заявителем утвержденной схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, суды обоснованно признали отказ Департамента в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте по адресу: г. Пермь, ул. Пушкина, д. 104, незаконным, возложив на Департамент обязанность устранить допущенные нарушения прав и интересов общества "Центральный рынок" в соответствии с нормами земельного законодательства в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.
С учетом изложенного доводы Департамента об отсутствии у него обязанности по изготовлению схемы расположения земельного участка отклоняются судом кассационной инстанции, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне в соответствие с требованиями, установленными ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для переоценки доказательств и установленных судами обстоятельств дела у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены или изменения судебных актов на основании ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Пермского края от 24.11.2011 по делу N А50-17250/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми - без удовлетворения.
Председательствующий |
Э.М. Маликова |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3.3 Положения о департаменте земельных отношений администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210, Департамент земельных отношений администрации города Перми в установленном порядке утверждает и выдает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Исходя из указанных норм и учитывая, что обязанность по утверждению и выдаче заявителю схемы земельного участка Земельным кодексом РФ возложена на орган местного самоуправления, а органом местного самоуправления - администрацией города Перми данная обязанность возложена на Департамент, суды пришли к верному выводу о том, что в рассматриваемом случае именно Департамент обязан был обеспечить изготовление схемы расположения земельного участка, на котором находится принадлежащий заявителю на праве собственности объект недвижимости, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
При этом судами с учетом того, что в Правилах отсутствует указание на то, что схемы разрабатываются непосредственно за счет лиц, обратившихся с заявлениями о предоставлении земельных участков, правильно указано, что не разрешение органом местного самоуправления вопроса о том, за чей счет разрабатываются схемы земельных участков, не должно являться препятствием для получения заявителем утвержденной схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, суды обоснованно признали отказ Департамента в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте по адресу: г. Пермь, ... , незаконным, возложив на Департамент обязанность устранить допущенные нарушения прав и интересов общества "Центральный рынок" в соответствии с нормами земельного законодательства в месячный срок с момента вступления решения в законную силу."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 апреля 2012 г. N Ф09-2010/12 по делу N А50-17250/2011