г. Екатеринбург |
N Ф09-2787/12 |
20 апреля 2012 г. |
А07-9114/2011 |
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 декабря 2012 г. N Ф09-2787/12 по делу N А07-9114/2011
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2012 г. N 18АП-8812/12
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Первухина В.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Судоходная компания "БашВолготанкер" (ИНН: 0278045090, ОГРН: 1020203226339) (далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.10.2011 по делу N А07-9114/11 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Гаймалеев Д.Р. (доверенность от 13.04.2012 N 15), Руденко С.П. (доверенность от 31.05.2011 N 32), Чепайкин А.М. (доверенность от 03.11.2011 N 52);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) - Бикбулатов Э.Ф. (доверенность от 09.01.2012 N 02-22/00017), Шулепов М.В. (доверенность от 10.01.2012 N 02-38/023330), Хусниярова Г.С. (доверенность от 10.01.2012 N 02-38/018699).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 30.12.2010 N 08-15/760 о доначислении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 39 429 003 руб. и начислении пеней в сумме 13 169 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть" (ИНН: 7706107510, ОГРН: 1027700043502).
Решением суда от 25.10.2011 (судья Давлеткулова Г.А.) в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2012 (судьи Малышев М.Б., Кузнецов Ю.А., Толкунов В.М.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя жалобы, услуги по перевозке нефтепродуктов на основании коносаментов, подтверждающих принятие груза для перевозки, считаются оказанными в момент передачи груза перевозчику, непосредственно доставляющему груз до получателя. Общество считает, что услуги по перевозке нефтепродуктов были оказаны им в день либо до начала помещения товара под таможенный режим экспорта, а исполнение данных услуг в полном объеме надлежащим образом произведено уже после помещения товара под таможенный режим экспорта.
Налогоплательщик указывает, что на момент оказания услуг по перевозке располагал товаросопроводительными документами, указывающими на то, что получателем товара является иностранная фирма, доставка товара осуществляется через танкер-накопитель и на момент доставки груза и выгрузки в танкер-накопитель товар был помещен под таможенный режим экспорта, и более того, товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации, в связи с чем общество правомерно применило налоговую ставку 0 процентов по НДС.
По мнению налогового органа, изложенному в отзыве на кассационную жалобу, обстоятельства дела исследованы судами в полном объёме, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судами правильно.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2010 года составлен акт от 06.12.2010 N 549 и вынесено решение от 30.12.2010 N 08-15/760 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику доначислен НДС в сумме 39 429 003 руб. и начислены пени в сумме 13 169 руб.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужили выводы инспекции о необоснованном применении налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов при обложении НДС операций по перевозке до порта Санкт-Петербург нефтепродуктов, не помещённых под таможенный режим экспорта.
Указанное решение инспекции обжаловано обществом в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 03.03.2011 N 143/16 решение налогового органа утверждено.
Полагая, что решение инспекции нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Судами установлено, что налогоплательщиком на основании заключенных танкерных рейсовых чартеров с компанией "Интер-Континентал Трейдинг" совершены операции по перевозке нефтепродуктов по территории Российской Федерации до порта выгрузки груза в г. Санкт-Петербурге (бортовая перевалка в танкер-накопитель в районе безопасной якорной стоянки 5-А порта Санкт-Петербург). По прибытии на якорную стоянку 5-А порта Санкт-Петербург нефтепродукты выгружались в танкер-накопитель, что сопровождалось составлением актов перевалок/паузок, после чего нефтепродукты согласно поручений на отгрузку экспортных товаров перегружались в морской танкер-отвозчик для перевозки за пределы территории Российской Федерации.
Временные таможенные декларации оформлялись после перевалки партий груза с речных танкеров на танкеры-накопители. Затем оформлялись транспортные документы морским танкером-перевозчиком и на них проставлялись печати таможенного органа "Выпуск разрешен".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что нефтепродукты помещались под таможенный режим экспорта лишь в г. Санкт-Петербурге Балтийской таможней, т.е. после перегрузки в морские танкера-отвозчики, следующие за пределы территории Российской Федерации, по состоянию на момент оказания обществом услуг по транспортировке нефтепродуктов по маршрутам "Самара/Кашпиры - Ярославль - Санкт-Петербург" и "Уфа-Нижнекамск - Санкт-Петербург" нефтепродукты не находились под таможенным контролем, вследствие чего подлежали обложению НДС по ставке 18 процентов. Кроме того, апелляционный суд пришел к выводу о том, что документами, необходимыми для подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов по перечню, предусмотренному ст. 165 Кодекса, общество не располагало.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, указанных в ст. 165 Кодекса. К таким работам (услугам) относятся, в частности, организация перевозок, перевозка или транспортировка вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями.
Операции, названные в подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса, подлежат обложению НДС по налоговой ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения этих операций.
Для подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов названные организации представляют в налоговые органы предусмотренные подп. 4 п. 4 ст. 165 Кодекса копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации с учетом особенностей, установленных подп. 4 п. 1 ст. 165 (копии должны иметь отметки пограничных таможенных органов, подтверждающие вывоз товаров за пределы Российской Федерации).
Подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации производится в соответствии с нормативными правовыми актами Федеральной таможенной службы как уполномоченного органа по нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного права.
Порядок действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденный приказом ФТС России от 18.12.2006 N 1327, предусматривает проставление отметок "Товар вывезен" (штамп либо запись) с указанием даты фактического вывоза товаров и заверением личной номерной печатью на копиях документов, представленных для подтверждения фактического вывоза: на таможенной декларации, экземплярах транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа, а также на поручении на отгрузку товаров, если погрузка товаров и их таможенное оформление при вывозе в таможенном режиме экспорта судами торгового мореплавания производятся вне региона деятельности пограничного таможенного органа.
При решении вопроса, подпадают ли работы (услуги) под действие налоговой ставки 0 процентов, исследуются документы, касающиеся помещения товаров под соответствующий таможенный режим, из которых можно усмотреть дату, начиная с которой товары считаются находящимися под таможенным контролем.
До соответствующей даты, указанной в таможенных декларациях, считается, что работы (услуги) выполнены (оказаны) в отношении товара, не находящегося под таможенным контролем, и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 18 процентов, после соответствующей даты - по ставке 0 процентов.
Согласно п. 2 ст. 360 Таможенного кодекса Российской Федерации российские товары считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечения таможенной границы.
Приказом Федеральной таможенной службой Российской Федерации от 24.08.2006 N 800 "О местах декларирования отдельных видов товаров", действовавшим в указанных период, предусмотрено, что местом декларирования товаров, классифицируемых в товарных позициях 2709 и 2710 (нефть, нефтепродукты) Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, и вывозимых с таможенной территории Российской Федерации морским транспортом (включая случаи перевалки (перегрузки) товаров с речных судов на морское судно) являются таможенные посты, в регионе деятельности которых осуществляется погрузка товаров на морское судно, убывающее с таможенной территории Российской Федерации; речным транспортом (в случае перевозки товаров в прямом международном сообщении) таможенные посты, в регионе деятельности которых осуществляется погрузка товаров на речное судно или судно смешанного (река-море) плавания, убывающее с таможенной территории Российской Федерации.
Таможенные органы при указанном декларировании нефтепродуктов, вывозимых из Российской Федерации судами торгового мореплавания, не требуют представления железнодорожных накладных и иных документов, подтверждающих перевозку товаров по территории Российской Федерации, и не проставляют на них отметок, разрешающих и подтверждающих вывоз товаров из Российской Федерации.
В силу ст. 119 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ отношения между перевозчиком и не являющимся стороной договора морской перевозки груза получателем определяются коносаментом.
Договор морской перевозки, являясь возмездным, предполагает уплату фрахта, на что должно быть указано в коносаменте.
Поскольку обязанность покупателя оплатить фрахт перевозчику предполагает обязанность перевозчика доставить груз до места назначения, указанного в коносаменте, следовательно, услуги по перевозке груза на основании выдаваемых коносаментов считаются оказанными в момент передачи груза его получателю, указанному в коносаменте, либо перевозчику, непосредственно доставляющему груз до получателя. Документом, подтверждающим принятие груза для перевозки таким перевозчиком, является соответствующий коносамент.
Вместе с тем судами оставлен без оценки довод общества о том, что услуги по перевозке нефтепродуктов на основании представленных налогоплательщиком коносаментов, подтверждающих принятие груза для перевозки, считаются оказанными в момент передачи груза перевозчику, непосредственно доставляющему груз до получателя; судами не были исследованы документы, подтверждающие сопровождение обществом груза на всем протяжении следования до морского танкера-отвозчика, а также не было осуществлено сравнение дат таможенного оформления грузов с моментом оказания обществом услуг по транспортировке и изготовления коносаментов.
Таким образом, судами не было с достоверностью установлено, что на момент транспортировки нефтепродуктов эти товары не были помещены под таможенный режим экспорта, а также, что на дату оказания услуги перевозчик не располагал транспортными и товаросопроводительными документами, из которых следовало, что товар будет вывезен в режиме экспорта.
Учитывая, что судами не дана оценка всем доводам лиц, участвующих в деле, и представленным ими доказательствам, не приняты меры к полному и всестороннему исследованию всех обстоятельств и материалов дела, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию, при котором суду следует устранить указанные нарушения, всесторонне полно и объективно исследовать все имеющиеся материалы, оценить собранные доказательства в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и во взаимосвязи с целью исключения внутренних противоречий и расхождений между ними.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.10.2011 по делу N А07-9114/11 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2012 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий |
Д.В.Жаворонков |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 2 ст. 360 Таможенного кодекса Российской Федерации российские товары считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечения таможенной границы.
Приказом Федеральной таможенной службой Российской Федерации от 24.08.2006 N 800 "О местах декларирования отдельных видов товаров", действовавшим в указанных период, предусмотрено, что местом декларирования товаров, классифицируемых в товарных позициях 2709 и 2710 (нефть, нефтепродукты) Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, и вывозимых с таможенной территории Российской Федерации морским транспортом (включая случаи перевалки (перегрузки) товаров с речных судов на морское судно) являются таможенные посты, в регионе деятельности которых осуществляется погрузка товаров на морское судно, убывающее с таможенной территории Российской Федерации; речным транспортом (в случае перевозки товаров в прямом международном сообщении) таможенные посты, в регионе деятельности которых осуществляется погрузка товаров на речное судно или судно смешанного (река-море) плавания, убывающее с таможенной территории Российской Федерации.
...
В силу ст. 119 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ отношения между перевозчиком и не являющимся стороной договора морской перевозки груза получателем определяются коносаментом."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 апреля 2012 г. N Ф09-2787/12 по делу N А07-9114/2011
Хронология рассмотрения дела:
08.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5237/13
15.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5237/13
26.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2787/12
13.09.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8812/12
02.07.2012 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-9114/11
20.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2787/12
16.01.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12691/11
25.10.2011 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-9114/11