26 апреля 2012 г. |
Дело N А60-9907/2011 |
N Ф09-1326/12 |
Екатеринбург |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Лазарева С.В., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Леди" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.09.2011 по делу N А60-9907/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебном заседании участие не приняли.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по управлению имуществом городского округа г. Лесной (далее - комитет), выразившегося в незаключении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 66:54:0101009:58 и 66:54:0101009:59, расположенных по адресу: г. Лесной, ул. Фрунзе, 5, используемых для размещения торговых павильонов N 59, 62, 63 в составе торгового комплекса, и о возложении на комитет обязанности заключить и зарегистрировать в установленном законом порядке договоры аренды вышеуказанных земельных участков в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено администрация городского округа г. Лесной.
Решением суда первой инстанции от 14.09.2011 (судья Евдокимов И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2011 (судьи Дюкин В.Ю., Зеленина Т.Л., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Заявитель считает, что у комитета отсутствовали препятствия для заключения с обществом договоров аренды спорных земельных участков, поскольку данные земельные участки были поставлены на кадастровый учет через три дня после первоначального обращения общества с заявлением о заключении договоров аренды земельных участков. По мнению заявителя, комитет длительное время уклоняется от заключения договоров аренды земельных участков, так как после первоначального обращения общества комитет не сообщил заявителю о необходимости предоставления кадастровых паспортов, а также не предпринял меры для скорейшего оформления арендных отношений с обществом. Заявитель указывает на наличие в бездействии комитета признаков злоупотребления правом и считает затягивание процедуры заключения договоров аренды намеренным, совершенным комитетом с цель исключить торговые павильоны общества из Перечня мест по размещению объектов мелкорозничной торговой сети. Заявитель ссылается на то, что принадлежащие ему павильоны составляют единый торговый комплекс совместно с другими павильонами, объединенными инженерными коммуникациями.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество является собственником павильонов N 59, 62, 63, находящихся в торговом комплексе, расположенном по адресу: г. Лесной, ул. Фрунзе, 5.
Общество 25.02.2011 обратилось в комитет с заявлениями о заключении договоров аренды земельных участков под указанными выше павильонами.
С аналогичным заявлением общество обратилось к комитету также 29.04.2011.
Ссылаясь на то, что комитетом договоры аренды земельных участков не заключены в связи с чем допущено незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что комитетом незаконного бездействия не допущено.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу п. 5 названной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения", действовавшим в период обращения общества с заявлениями о заключении договоров аренды земельных участков (далее - Перечень документов).
В соответствии с п. 4, 5, 6 Перечня документов к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагается, в том числе выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, либо уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок, а также кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости.
В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Суды, установив, что документы необходимые для приобретения прав на испрашиваемые земельные участки, в частности, кадастровые паспорта этих земельных участков, при обращении общества с заявлением к комитету не представлены, пришли к правильному выводу об отсутствии у комитета оснований для совершения действий по заключению договоров аренды, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении требований общества.
Ссылки заявителя на то, что уклонение комитета от заключения с обществом договоров аренды земельных участков свидетельствует о злоупотреблении правом, подлежат отклонению. Судами признаков злоупотребления правом в оспариваемом бездействии комитета не установлено, доказательств того, что комитет намеренно уклонялся от заключения договоров аренды, заявителем не представлено.
Доводы заявителя о неправомерном исключении павильонов общества из Перечня мест по размещению объектов мелкорозничной торговой сети, не принимаются, поскольку, как верно отмечено судами, данное обстоятельство не относится к предмету заявленных требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актом в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.09.2011 по делу N А60-9907/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Леди" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 4, 5, 6 Перечня документов к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагается, в том числе выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, либо уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок, а также кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости.
В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 апреля 2012 г. N Ф09-1326/12 по делу N А60-9907/2011