27 апреля 2012 г. |
Дело N А60-28239/2011 |
N Ф09-2560/12 |
Екатеринбург |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Лимонова И.В., Первухина В.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Контесс" (ОГРН 1026605763953, ИНН 66640848344; далее - налогоплательщик, общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.11.2011 по делу N А60-28239/11 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга (ОГРН 1046604027414, ИНН 6661009067; далее - инспекция, налоговый орган) - Шокин Е.С. (доверенность от 11.01.2012 N 05-14/001).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения инспекции от 02.08.2011 N 15-17/19632 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки.
Решением суда от 01.11.2011 (судья Хачев И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2012 (судьи Савельева Н.М., Васева Е.Е., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит вынесенные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Налогоплательщик указывает, что оспариваемое решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля вынесено по истечении 10-ти дневного срока, предусмотренного п. 1 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ); решение о продлении срока для рассмотрения материалов проверки не выносилось; продление сроков налоговой проверки после составления справки об окончании проверки не предусмотрено.
В представленном отзыве общество возражает против доводов инспекции, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, инспекцией в период с 30.08.2010 по 25.04.2011 проведена выездная налоговая проверка деятельности общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов.
Результаты проверки отражены в акте выездной налоговой проверки от 23.06.2011 N 15-59.
Общество направило в налоговый орган возражения по акту выездной налоговой проверки.
В целях получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушения законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, а также получения дополнительных доказательств для определения обоснованности неуплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость налоговым органом принято решение от 02.08.2011 N 15-17/19632 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки.
Полагая, что решение от 02.08.2011 N 15-17/19632 не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки принято налоговым органом в соответствии с нормами НК РФ и связано с получением дополнительной информации, необходимой для принятия объективного решения по результатам налоговой проверки.
В соответствии со ст. 21 НК РФ каждому налогоплательщику гарантируется право представлять свои интересы в налоговых правоотношениях, давать налоговым органам и их должностным лицам пояснения, связанные с исчислением и уплатой налога по результатам проведения налоговых проверок, то есть в полном объеме осуществлять защиту своих прав.
В силу с п. 1 ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).
В соответствии со ст. 101.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ).
Проведение указанных мероприятий нацелено на подтверждение (опровержение) фактов о выявленных нарушениях, выявление новых нарушений не допускается.
В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.
В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со ст. 93 и 93.1 Кодекса, допрос свидетеля, проведение экспертизы (п. 6 ст. 101 НК РФ).
Судами установлено, что по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки инспекцией принято решение от 02.08.2011 N 15-17/19632 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в связи с представленными налогоплательщиком возражениями, для необходимости истребования дополнительных документов в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ, в связи с чем налоговым органом выставлено требование от 02.08.2011 N 59/2-Т о предоставлении документов, для проведения допросов свидетелей, для направления запросов и проведения экспертизы, с целью подтверждения выявленных в ходе проверки и отраженных в акте проверки фактов налоговых правонарушений. Данное решение принято при участии законного представителя налогоплательщика - директора Нестеренко Н.М.
В акте проверки должностными лицами налогового органа описаны обстоятельства, которые свидетельствовали, во-первых, об отсутствии реальных взаимоотношений, направленных на покупку товара у ООО "ТехКомплект", во-вторых, о создании проверяемым налогоплательщиком условий для получения необоснованной налоговой выгоды.
Представленные обществом в разногласиях по акту проверки возражения в отношении невосстановленных сумм НДС за 2 и 3 кварталы 2009 года с учетом дополнительно предоставленных документов были приняты инспекцией. Между тем с целью подтверждения фактов, установленных в ходе проверки в отношении контрагента общества - ООО "ТехКомплект", налоговым органом были проведены дополнительные мероприятия налогового контроля.
По результатам дополнительных мероприятий налогового контроля инспекцией принято решение о привлечении к ответственности от 31.08.2011.
Исследовав обстоятельства дела, представленные доказательства, суды пришли к выводу, что оспариваемое решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки принято налоговым органом в соответствии с нормами НК РФ и связано с получением дополнительной информации, необходимой для принятия объективного решения по результатам налоговой проверки.
Довод общества о том, что оспариваемое решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля вынесено по истечении 10-ти дневного срока, предусмотренного п. 1 ст. 101 НК РФ, рассмотрен и отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку этот срок не является пресекательным, и нарушение налоговым органом указанного срока не может служить безусловным основанием для отмены оспариваемого обществом решения налогового органа.
Ссылка налогоплательщика на то, что продление сроков налоговой проверки после составления справки об окончании проверки не предусмотрено, также отклонен судом, поскольку общество при исчислении процессуальных сроков в нарушение п. 6 ст. 6.1 НК РФ привело расчет в календарных днях, вместо рабочих.
Ссылка общества на то, что дополнительные мероприятия налогового контроля проведены за пределами срока, установленного для рассмотрения материалов проверки, решение о продлении срока для рассмотрения материалов проверки не принято, также была предметом исследования судов. Суды правомерно указали, что положениями действующего законодательства не предусмотрено, что отсутствие решения инспекции о продлении срока проверки влечет недействительность решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, возможность вынесения которого и конкретные сроки проведения дополнительных мероприятий предусмотрены НК РФ.
Согласно п. 30 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" нарушение должностным лицом требований ст. 101 НК РФ не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным.
Оценив характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения, учитывая правомерность привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, суды пришли к выводу об отсутствии безусловных оснований для признания решения налогового органа от 02.08.2011 N 15-17/19632 недействительным. Иного не доказано.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.11.2011 по делу N А60-28239/11 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н.Токмакова |
Судьи |
И.В. Лимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка налогоплательщика на то, что продление сроков налоговой проверки после составления справки об окончании проверки не предусмотрено, также отклонен судом, поскольку общество при исчислении процессуальных сроков в нарушение п. 6 ст. 6.1 НК РФ привело расчет в календарных днях, вместо рабочих.
Ссылка общества на то, что дополнительные мероприятия налогового контроля проведены за пределами срока, установленного для рассмотрения материалов проверки, решение о продлении срока для рассмотрения материалов проверки не принято, также была предметом исследования судов. Суды правомерно указали, что положениями действующего законодательства не предусмотрено, что отсутствие решения инспекции о продлении срока проверки влечет недействительность решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, возможность вынесения которого и конкретные сроки проведения дополнительных мероприятий предусмотрены НК РФ.
Согласно п. 30 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" нарушение должностным лицом требований ст. 101 НК РФ не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 апреля 2012 г. N Ф09-2560/12 по делу N А60-28239/2011