Решение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 апреля 2012 г. N Ф09-2134/12 по делу N А60-9080/2012
Екатеринбург |
N Ф09-2134/12 |
28 апреля 2012 г. |
Дело N А60-9080/12 |
Резолютивная часть решения объявлена 25 апреля 2012 г.
Полный текст решения изготовлен 28 апреля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О. В.,
судей Васильченко Н.С., Гайдука А.А.,
при ведении протокола помощником судьи Медведевой О.Н. рассмотрел в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Частные инвестиции" (ИНН: 7724597987, ОГРН: 1067760010823; далее - общество "Частные инвестиции") о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок определения Арбитражного суда Свердловской области об утверждении мирового соглашения от 10.02.2004 по делу N А60-29971/2003-С1.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Дело рассмотрено в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Общество "Частные инвестиции" обратилось в Федеральный арбитражный суд Уральского округа с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права исполнение в разумный срок определения Арбитражного суда Свердловской области об утверждении мирового соглашения от 10.02.2004 по делу N А60-29971/2003-С1.
В обоснование заявленных требований общество "Частные инвестиции" ссылается на п. 1, 3 ст. 1, п. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Федеральный закон от 30.04.2010 N 68-ФЗ), гл. 27.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 05.03.2012 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены муниципальное образование город Алапаевск в лице Главы муниципального образования город Алапаевск, муниципальное образование город Алапаевск в лице администрации муниципального образования город Алапаевск, муниципальное учреждение "Служба единого заказчика" муниципального образования город Алапаевск (далее - учреждение "Служба единого заказчика"), Финансовое управление администрации муниципального образования город Алапаевск.
Заинтересованные лица отзывы на заявленные требования с обоснованием своей правовой позиции не представили.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 10.02.2004 по делу N А60-29971/2003-С1 между муниципальным унитарным предприятием "Городское управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - предприятие "Городское управление жилищно-коммунального хозяйства") и учреждением "Служба заказчика" утверждено мировое соглашение, по условиям которого последнее обязалось уплатить предприятию "Городское управление жилищно-коммунального хозяйства" 1 654 040 руб. 91 коп. в течение одного месяца с момента утверждения данного мирового соглашения арбитражным судом.
По ходатайству взыскателя 23.03.2004 выдан исполнительный лист N 047105 на принудительное исполнение определения Арбитражного суда Свердловской области об утверждении мирового соглашения от 10.02.2004 по делу N А60-29971/2003-С1.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 18.02.2005 по указанному делу произведена замена взыскателя: предприятие "Городское управление жилищно-коммунального хозяйства" заменено на общество с ограниченной ответственностью "Агротехснаб".
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 05.05.2005 по делу N А60-29971/2003-С1 взыскатель по исполнительному листу от 23.03.2004 N 047105 общество с ограниченной ответственностью "Агротехснаб" заменено на общество с ограниченной ответственностью "Промдвижение".
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 24.08.2007 данный взыскатель по названному исполнительному листу заменен общество "Частные инвестиции".
Общество "Частные инвестиции" 21.12.2007 направило исполнительный лист по делу N А60-29971/2003-С1 в Финансовое управление администрации муниципального образования город Алапаевск для исполнения в порядке, предусмотренном ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.11.2007 N 247-ФЗ).
В связи с неисполнением заявитель отозвал исполнительный лист из Финансового управления администрации муниципального образования города Алапаевск и 11.09.2008 направил его в Управление Федеральной службы Российской Федерации судебных приставов по Свердловской области, откуда затем отозвал его 30.09.2009 также в связи с неисполнением.
04.06.2010 общество "Частные инвестиции" вновь направило исполнительный лист от 23.03.2004 N 047105 в Финансовое управление администрации муниципального образования город Алапаевск. Получение исполнительного документа данным заинтересованным лицом подтверждается имеющимся в материалах дела почтовым уведомлением.
В настоящее время указанный исполнительный документ находится на исполнении в Финансовом управлении муниципального образования администрации город Алапаевск.
На день рассмотрения заявления общества "Частные инвестиции" о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по указанному исполнительному листу уплачено 55 404 руб. 41 коп. Непогашенная сумма составляет 1 598 636 руб. 00 коп.
Таким образом, судом установлено, что исполнительный лист от 23.03.2004 N 047105 по истечении более трех лет в полном объеме не исполнен.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ
"О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Федеральный закон от 30.04.2010 N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в разумный срок могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном названным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
При рассмотрении заявления о присуждении компенсации арбитражный суд устанавливает следующие обстоятельства: факт нарушения права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок, правовую и фактическую сложность дела, поведение заявителя и других участников процесса, достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, общую продолжительность по исполнению судебного акта.
В силу ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 64 от 23.12.2010 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - постановление от 23.12.2010 N 30/64) разъяснено, что при исполнении судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений, применяются положения, установленные гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Отношения сторон по исполнению предъявленного в Финансовое управление администрации муниципального образования город Алапаевск исполнительного листа от 23.03.2004 N 047105 регламентируются ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакциях Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 02.11.2007 N 247-ФЗ.
Судебные акты, предусматривающие обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений, подлежат исполнению в течение трех месяцев со дня предъявления исполнительного документа в орган, осуществляющий ведение лицевого счета учреждения - должника (п. 7 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции федеральных законов от 02.11.2007 N 247-ФЗ), п. 14 постановления от 23.12.2010 N 30/64).
Оценив в совокупности в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалах дела доказательства, суд считает установленным факт нарушения права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок, а обращение общества "Частные инвестиции" с заявлением о присуждении компенсации правомерным и обоснованным.
Суд полагает меры, предпринимаемые компетентными должностными лицами уполномоченных органов муниципального образования "Город Алапаевск", недостаточными и малоэффективными для исполнения судебного акта в разумный срок.
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 10.02.2004 по делу N А60-29971/2003-С1 обязанность уплатить долг возложена на учреждение "Служба единого заказчика".
Согласно п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ) бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Из ч. 1 ст. 161, ст. 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакциях Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) следует, что бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями названного Кодекса.
В соответствии со ст. 242.5 указанного кодекса (в редакции Федерального закона от 02.11.2007 N 247-ФЗ) исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 названного Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Лицевой счет учреждения "Служба единого заказчика" открыт в Финансовом управлении администрации муниципального образования город Алапаевск. Ему же общество "Частный инвестиции" направило для исполнения исполнительный лист от 23.03.2004 N 047105.
На основании изложенного, учитывая, что названный исполнительный лист не исполнен в разумный срок, суд полагает необходимым взыскать компенсацию с Финансового управления администрации муниципального образования город Алапаевск за счет средств бюджета муниципального образования город Алапаевск.
Суд определяет размер компенсации исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского суда по правам человека.
Решая вопрос о размере присуждаемой компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, суд учитывает, что с момента замены взыскателя по исполнительному листу от 23.03.2004 N 047105 (возникновения у общества "Частные инвестиции" права требования указанной в нем денежной суммы) прошло более трех лет, эффективных мер по выплате долга уполномоченными органами не предпринималось.
Вместе с тем судом учтено, что муниципальное образование "Город Алапаевск" является дотационной территорией и его бюджетные возможности ограничены. Суд также принимает во внимание, что общество "Частные инвестиции", став в результате процессуального правопреемства взыскателем по исполнительному листу, неоднократно предъявленному к исполнению его правопредшественниками, осознавал затруднительность исполнения вышеуказанного судебного акта.
С учетом изложенного, суд определяет сумму компенсации в размере 70 000 руб. 00 коп.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с муниципального образования "Город Алапаевск" в пользу общества "Частные инвестиции".
Руководствуясь ст. 222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление общества с ограниченной ответственностью "Частные инвестиции" о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок определения Арбитражного суда Свердловской области об утверждении мирового соглашения от 10.02.2004 по делу N А60-29971/2003-С1 удовлетворить.
Взыскать с муниципального образования город Алапаевск в лице Финансового управления администрации муниципального образования город Алапаевск (ИНН 6601015644, ОГРН 1106601000758) за счет средств бюджета муниципального образования города Алапаевск в пользу общества с ограниченной ответственностью "Частные инвестиции" (ИНН 7724597987, ОГРН 1067760010823, КПП 772401001, расчетный счет N 40702810700011558560 в ЗАО "ЮниКредит Банк" г. Москва, корреспондентский счет N 30101810300000000545, БИК 044525545) 70 000 руб. 00 коп. компенсации и 4000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Информацию о результатах рассмотрения дела можно получить на официальном интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа: http://fasuo.arbitr.ru
Председательствующий |
О.В. Абознова |
Судьи |
Н.С. Васильченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ) бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Из ч. 1 ст. 161, ст. 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакциях Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ) следует, что бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями названного Кодекса.
В соответствии со ст. 242.5 указанного кодекса (в редакции Федерального закона от 02.11.2007 N 247-ФЗ) исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 названного Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 апреля 2012 г. N Ф09-2134/12 по делу N А60-9080/2012
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2134/12