Екатеринбург |
|
14 мая 2012 г. |
Дело N А60-29246/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Анненковой Г.В., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Мейснера Евгения Альбертовича (ОГРН: 304664802700020, ИНН: 664800019563); (далее - предприниматель, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.12.2011 по делу N А60-29246/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие предприниматель и представители инспекции - Шмидт Л.В. (доверенность от 05.07.2010 N 05-13/17655), Гордиенко Е.И. (доверенность от 13.01.2010 N 05-13/00399). Предприниматель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения заявленного требования, принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения инспекции от 16.05.2011 N 20-14/28 в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 3 551 929 руб.
Решением суда от 12.12.2011 (судья Иванова С.О.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 (судьи Полевщикова С.Н., Васева Е.Е., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что ссылка в решении суда на постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.04.2011 N 23/11 и определение от 30.06.2011 N 7510/11 необоснованна, поскольку изложенная в них правовая позиция к рассматриваемому делу не применима. В данном случае все документы, подтверждающие право на применение ставки 0% по НДС по экспортным операциям, представлены в инспекцию. Двойное налогообложение одних и тех же экспортных операций является незаконным.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы предпринимателю отказать.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки составлен акт от 13.04.2011 N 20-14/30 и с учетом письменных возражений налогоплательщика вынесено решение от 16.05.2011 N 20-14/28 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым предпринимателю, в том числе доначислен НДС за 2007-2009 гг. в сумме 3 551 929 руб., соответствующие пени и налоговые санкции по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 11.07.2011 N 875/11 решение инспекции от 16.05.2011 N 20-14/28 оставлено без изменения и утверждено.
Не согласившись с решением инспекции от 16.05.2011 N 20-14/28 в части доначисления НДС в сумме 3 551 929 руб., предприниматель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды отказали в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу о правомерном доначислении обществу НДС в оспариваемой сумме, исходя из следующего.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 164 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 165 Кодекса при реализации товаров, предусмотренных п. 1 ст. 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено п. 2 и 3 настоящей статьи, представляются соответствующие документы.
В соответствии с п. 9 ст. 165 Кодекса указанные документы представляется не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта.
Если по истечении 180 (270) календарных дней, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенных процедурах экспорта, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по +м, предусмотренным п. 2 и 3 ст. 164 настоящего Кодекса (по ставке 18%).
Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0%, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 настоящего Кодекса.
В силу п. 9 ст. 167 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подп. 1-3, 8, 9 п. 1 ст. 164 Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса.
В случае, если полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса не собран на 181-й (271-й) календарный день, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 167 Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно п. 1 ст. 167 Кодекса моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено п. 3, 7-11, 13-15 ст. 167 Кодекса является наиболее ранняя из следующих дат: 1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав, 2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Таким образом, в случае, если на 181 (271) день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса, не собран, налогоплательщик обязан включить стоимость реализованных на экспорт товаров в налоговую базу, определив момент ее формирования с даты отгрузки товара, исчислить сумму НДС и уплатить его.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что при отгрузке товаров в режиме экспорта в срок 180 календарных дней (с 01.07.2008 - 270 дней), считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, предпринимателем не представлен в налоговый орган пакет документов за соответствующие налоговые периоды, предусмотренный п. 1 ст. 165 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0%, и не исполнена обязанность по включению в налоговую базу стоимости отгруженных на экспорт товаров и исчислению и уплате налога по ставке 18% в бюджет.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу об обоснованном доначислении предпринимателю НДС в сумме 3 551 929 руб.
Ссылка заявителя жалобы на то, что одни и те же экспортные операции будут обложены налогами дважды, подлежит отклонению как основанная на неверном толковании закона.
Довод предпринимателя о представлении им в инспекцию всех документов, подтверждающих применение ставки 0% по экспортным операциям 2007-2009 гг., а также на то, что налоговая база по экспортным операциям 2007-2009 гг. заявлена в налоговых декларациях 2010 г. является несостоятельным.
В силу ст. 52 Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно п. 1 ст. 80 Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Из положений гл. 21 Кодекса следует, что применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в гл. 21 Кодекса условий.
Само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на применение налоговых вычетов, без отражения (указания, заявления) суммы налоговых вычетов в налоговой декларации не является основанием для уменьшения подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода НДС. Наличие документов, обуславливающих применение налоговых вычетов по НДС, не заменяет их декларирования.
Поскольку уточненные налоговые декларации за налоговые периоды 2007-2009 гг. с заявлением в них спорных экспортных операций, предпринимателем в налоговый орган не представлены, а заявлены им за налоговые периоды 2010, 2011 гг., не входящие в проверяемый период выездной проверки (с 01.01.2007 по 31.12.2009), суды пришли к верному выводу о том, что у налогового органа в рамках выездной проверки, результаты которой оспариваются в рамках настоящего дела, отсутствовали основания для корректировки налоговых обязательств налогоплательщика в связи представлением деклараций по НДС за 2010, 2011 гг. с заявлением в них спорных экспортных операций.
Данный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26.04.2011 N 23/11.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали фактические обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения данного спора, дали надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам, а также доводам и возражениям сторон. Нарушений и неправильного применения норм материального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемого судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы предпринимателя у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.12.2011 по делу N А60-29246/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Мейснера Евгения Альбертовича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Мейснеру Евгению Альбертовичу из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 100 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 28.03.2012.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Г.В. Анненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 ст. 80 Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Из положений гл. 21 Кодекса следует, что применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в гл. 21 Кодекса условий.
...
Поскольку уточненные налоговые декларации за налоговые периоды 2007-2009 гг. с заявлением в них спорных экспортных операций, предпринимателем в налоговый орган не представлены, а заявлены им за налоговые периоды 2010, 2011 гг., не входящие в проверяемый период выездной проверки (с 01.01.2007 по 31.12.2009), суды пришли к верному выводу о том, что у налогового органа в рамках выездной проверки, результаты которой оспариваются в рамках настоящего дела, отсутствовали основания для корректировки налоговых обязательств налогоплательщика в связи представлением деклараций по НДС за 2010, 2011 гг. с заявлением в них спорных экспортных операций.
Данный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26.04.2011 N 23/11."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 мая 2012 г. N Ф09-3393/12 по делу N А60-29246/2011