Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 мая 2012 г. N Ф09-2766/12 по делу N А76-16781/2011
Екатеринбург |
|
16 мая 2012 г. |
Дело N А76-16781/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Смирнова А.Ю., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области (далее - кадастровая палата) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.12.2011 по делу N А76-16781/2011.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Комитета по управлению имуществом г. Снежинска (далее - комитет) - Журавлев А.В. (доверенность от 30.05.2011 N 2-1-40/23).
Комитет обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к кадастровой палате о признании незаконными действий кадастровой палаты по учету изменений характеристик земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская обл., г. Снежинск, ул. Гречишникова, 5-2, выраженных в форме принятия решения от 02.06.2011 N 40/11-472 о необходимости исправления кадастровой ошибки; признании недействительным решения кадастровой палаты от 06.06.2011 N 40/11-477 об исправлении технической ошибки и обязании кадастровой палаты аннулировать из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровом номере земельного участка 74:40:0000000:83 и его площади 1340 кв. м и восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровом номере 74:40:0101020:16 и площади 1025 кв. м земельного участка, расположенного по адресу: г. Снежинск, ул. Гречишникова, 5-2 (с учетом уточнения и отказа от части требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Каплин Александр Алексеевич, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.12.2011 (судья Бастен Д.А.) заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия кадастровой палаты по учету изменений характеристик земельного участка, расположенного по адресу: г. Снежинск, ул. Гречишникова, 5-2, выраженные в форме принятого решения от 02.06.2011 N 40/11-472 о необходимости исправления кадастровой ошибки; признано недействительным решение кадастровой палаты от 06.06.2011 N 40/11-477 об исправлении технической ошибки. На кадастровую палату возложена обязанность аннулировать из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровом номере земельного участка 74:40:0000000:83 и его площади 1340 кв. м и восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровом номере 74:40:0101020:16 и площади 1025 кв. м земельного участка, расположенного по адресу: г. Снежинск, ул. Гречишникова, 5-2.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2011 апелляционная жалоба кадастровой палаты на решение суда первой инстанции от 28.12.2011 возвращена в связи с отказом в восстановлении пропущенного срока на обжалование.
В кассационной жалобе кадастровая палата просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение положений ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации. Заявитель полагает, что, поскольку земли общего пользования не являются земельным участком, границы которого определены в установленном порядке, согласование границ спорного земельного участка в точках, граничащих с данными землями, не проводится.
В отзыве на кассационную жалобу комитет указывает на несостоятельность доводов заявителя, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как установлено судами, постановлением Главы г. Снежинска от 22.06.2006 N 594 в редакции постановления от 13.09.2006 N 923 Каплину А.А. утвержден проект границ земельного участка из земель поселений для эксплуатации, обслуживания жилого дома и ведения огородничества, расположенного под квартирой N 2 дома N 5 по ул. Гречишникова в г. Снежинске.
Данный земельный участок 12.09.2006 поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 74:40:0101020:16, площадь земельного участка составила 1025 кв. м.
На основании постановления администрации Снежинского городского округа от 14.04.2011 N 378 между комитетом (арендодатель) и Каплиным А.А. (арендатор) заключен договор аренды от 14.04.2011 N 15-2011, в соответствии с условиям которого Каплину А.А. в аренду предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 74:40:0101020:16 площадью 1025 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира - жилого помещения (пятикомнатная квартира), расположенного в границах участка, адрес ориентира: г. Снежинск, ул. Гречишникова, 5-2, для эксплуатации и обслуживания части двухквартирного жилого дома.
Кадастровой палатой на основании заявления Каплина А.А. и межевого плана, выполненного кадастровым инженером Климовым А.А., выявлена кадастровая ошибка в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 74:40:0101020:16. Решением от 02.06.2011 N 40/11-472 исправлена кадастровая ошибка в сведениях в соответствии с представленными документами.
Кадастровой палатой принято решение от 06.06.2011 N 40/11-477 об исправлении технической ошибки путем ликвидации земельного участка с кадастровым номером, внесения сведений о ранее учтенном земельном участке в кадастровый квартал 74:40:0000000, внесении сведений о предыдущем кадастровом номере 74:40:0101020:16.
В результате исправления указанных ошибок площадь названного земельного участка и его кадастровый номер изменились. Согласно кадастровому паспорту от 07.06.2011 площадь земельного участка составила 1340 кв. м и ему присвоен кадастровый номер 74:40:0000000:83.
Комитет, полагая, что указанные решения не соответствуют положениям Закона о кадастре и нарушают права и законные интересы муниципального образования г. Снежинска, обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 28 Закона о кадастре ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 данного Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (ч. 4 ст. 28 Закона о кадастре).
В соответствии с ч. 5 ст. 28 Закона о кадастре орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном ч. 4 данной статьи порядке.
В силу п. 1 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка является увеличение в результате данного кадастрового учета площади этого земельного участка относительно содержащихся в государственном кадастре недвижимости сведений о площади на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что при исправлении ошибки в сведениях кадастровой палатой допущены нарушения порядка, предусмотренного положениями Закона о кадастре.
Как установлено судом, в результате исправления ошибки в сведениях кадастрового учета изменились площадь земельного участка (с 1025 кв. м на 1340 кв. м), его кадастровый номер (с 74:40:0101020:16 на 74:40:0000000:83), а также конфигурация и местоположение его границ.
С учетом того, что после внесения изменений в сведения кадастрового учета площадь земельного участка увеличилась более чем на 10% площади, сведения о которой содержатся в кадастре, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у кадастровой палаты оснований для вынесения решения от 02.06.2011 N 40/11-472 о необходимости исправления кадастровой ошибки и решения от 06.06.2011 N 40/11-477 об исправлении технической ошибки.
Суд первой инстанции также указал на расположение части спорного земельного участка от точки н6 до точки н11 в рекреационной зоне на территории 20-метровой полосы вдоль уреза воды озера Синара в нарушение ч. 6, 8 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации.
Данные выводы заявителем не оспариваются, поэтому их законность судом кассационной инстанции не проверяется в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции также установлено отсутствие согласования изменения площади и границ земельного участка с комитетом как смежным землепользователем.
На основании ч. 1 ст. 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном названным Законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в ч. 3 данной статьи, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
В силу ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
В абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указано, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно ст. 2, 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к органам местного самоуправления относится местная администрация, которая является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий.
В п. 3 ч. 1 ст. 16 данного Закона к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
На основании п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
Таким образом, по смыслу указанных норм права, орган местного самоуправления при распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, по существу реализует полномочия собственника.
В соответствии с Положением "О Комитете по управлению имуществом города Снежинска" полномочиями по владению, пользованию и распоряжению в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и участков, собственность на которые не разграничена, на территории города Снежинска от имени муниципального образования "Город Снежинск" обладает комитет.
Поскольку судом первой инстанции установлено, что спорный земельный участок граничит, в частности, с землями общего пользования, распоряжение которыми осуществляется органом местного самоуправления, комитет является заинтересованным лицом, с которым должно согласовываться местоположение границ земельного участка.
Увеличение спорного земельного участка за счет земель общего пользования без согласия органа местного самоуправления правомерно принято судом первой инстанции в качестве основания для признания оспариваемых решений об исправлении кадастровой и технических ошибок незаконными и нарушающими права и законные интересы комитета.
С учетом изложенного ссылки заявителя на то, что согласование изменений границ спорного земельного участка, граничащего с землями общего пользования, с комитетом не требуется, не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебного акта в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.12.2011 по делу N А76-16781/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
А.Ю. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
В абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указано, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно ст. 2, 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к органам местного самоуправления относится местная администрация, которая является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий.
В п. 3 ч. 1 ст. 16 данного Закона к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
На основании п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 мая 2012 г. N Ф09-2766/12 по делу N А76-16781/2011
Хронология рассмотрения дела:
11.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2766/12
26.03.2012 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2766/12
12.03.2012 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2417/12
20.02.2012 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1660/12