Екатеринбург |
|
21 мая 2012 г. |
Дело N А50-18814/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Кангина А.В., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Федерального агентства по недропользованию (далее - агентство) и Управления по недропользованию по Пермскому краю (ИНН: 5904159890, ОГРН: 1075904003988); (далее - управление) на решение Арбитражного суда Арбитражного суда Пермского края от 13.12.2011 по делу N А50-18814/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Лытва" (ИНН: 5910004197, ОГРН: 1075904003988); (далее - общество) - Рябова Т.В. (доверенность от 12.03.2012 б/н).
Общество обратилось в арбитражный суд Пермского края с требованием о признании недействительным изданного управлением приказа от 18.05.2011 N 140 "Об аннулировании Свидетельства об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых от 07.08.2007 N 5, выданного обществу".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено агентство.
Решением суда первой инстанции от 13.12.2011 (судья Трефилова Е.М.) заявленные требования удовлетворены, оспариваемый приказ управления признан недействительным, как несоответствующий законодательству о недрах. Суд обязал управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2012 (судьи Риб Л.Х., Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе агентство просит названные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение. При этом агентство указывает на ошибочность выводов судов о том, что Ценьвинское месторождение находится в пределах лицензионного участка, полагает что факт нахождения месторождения в пределах лицензионного участка недр не доказан.
Кроме того, по мнению агентства, суд не дал оценку факту несоответствия экземпляров лицензии ПЕМ 01461 КП у органа власти и недропользователя (общества). В связи с чем, агентство полагает, что вывод судов о правомерности работ общества на участке месторождения, основанный на представленных обществом лицензии и приложениях к ней, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Управление в кассационной жалобе просит судебные акты отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. При этом управление указывает на то, что Ценьвинское месторождение россыпных алмазов расположено за пределами участка недр, на котором в соответствии с лицензией ПЕМ 01461 КП обществом должны проводиться работы по поискам и оценке месторождений россыпных алмазов. Управление полагает, что проведение работ четко обозначено границами участка недр, однако работы проводились за его пределами. Таким образом у общества отсутствовало законное право на проведение исследования геологического участка, на котором были выявлены и оценены запасы алмазов, и, соответственно - право на получение свидетельства по факту открытия Ценьвинского месторождения алмазов.
Управление полагает, что в данном случае отсутствовали надлежащие основания для выдачи Свидетельства об установлении факта открытия месторождений полезных ископаемых от 07.08.2007 N 5, выданного обществу, следовательно, имеются законные основания для прекращения названного свидетельства.
Кроме того, управление со ссылкой на ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в качестве самостоятельного основания для отмены судебных актов указывает на принятие судами решения о взыскании с управления государственной пошлины.
Как следует из материалов дела, 24.05.2011 обществу выдана лицензия на право пользования недрами серии ПЕМ N 01461 вид лицензии КП с целевым назначением и видами работ: поисковые и поисково - оценочные работы на россыпные алмазы в Анюшенской и Чернореченской депрессиях. Приложением N 1 к лицензии определены пространственные границы участка недр и земельного участка, предоставляемых для проведения работ; приложением N 2 предусмотрены условия пользования недрами или поисках и поисково - оценочных работ на россыпные алмазы в эрозионно - карстовых депрессиях.
Геологическое задание и проект на поисковые и оценочные работы на россыпные алмазы в Анюшенской и Чернореченской депрессиях на 2001 - 2003 годы обществом согласованы с Комитетом природных ресурсов Пермской области.
По результатам рассмотрения отчета о поисках и оценке россыпей алмазов в Анюшенской и Чернореченской депрессиях за 2001 - 2006 годы территориальная комиссия по запасам полезных ископаемых Пермьнедра 17.05.2007 постановила утвердить запасы Ценьвинской россыпи алмазов по категории Р1, признать Ценьвинское месторождение подготовленным для разведки и эксплуатации и считать качество работ удовлетворительными.
Научно - технический совет управления 17.07.2007 постановил признать факт открытия Ценьвинского месторождения россыпных алмазов на территории Александровского муниципального района Пермского края недропользователем - обществом с 20.06.2007 и выдать обществу свидетельство по факту открытия месторождения установленного образца (протокол заседания от 17.07.2007). Свидетельство об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых N 5 выдано обществу 07.08.2007.
Управлением 16.05.2011 издан приказ N 140 об аннулировании Свидетельства об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых от 07.08.2007 N 5, выданного обществу.
Управлением 19.05.2011 в адрес общества направлено уведомление об аннулировании Свидетельства об установлении факта открытия Ценьвинского месторождения россыпных алмазов в Пермском крае.
Полагая, что названный приказ об аннулировании свидетельства не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. При этом общество просило восстановить пропущенный по уважительной причине срок подачи названного заявления.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 65, 71, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворил заявление общества о восстановлении процессуального срока.
Удовлетворяя заявленные требования суды пришли к выводу о доказанности предусмотренных законодательством оснований для признания недействительным оспариваемого ненормативного акта управления.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие - либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 3 ст. 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), установлено, что основанием возникновения права пользования участками недр является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр: в целях геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения; при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, за исключением участка недр федерального значения, участка недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых и проведения работ по геологическому изучению недр в соответствии с государственным контрактом.
Порядок установления факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, осуществляющим работы по геологическому изучению недр, определен Инструкцией о порядке установления факта открытия месторождений полезных ископаемых Министерства природных ресурсов российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.11.2001 N 689 (далее - Инструкция).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Инструкция о порядке установления факта открытия месторождений полезных ископаемых, утвержденная Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 11 ноября 2004 г. N 689 "Об утверждении Инструкции о порядке установления факта открытия месторождений полезных ископаемых"
На основании п. 10 Инструкции при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых недропользователю выдается свидетельство установленного образца за подписью уполномоченного должностного лица Федерального агентства по недропользованию либо его территориального органа.
В силу п. 12 Инструкции отказ в удовлетворении заявки допускается в случае, если представленные заявителем фактические данные не позволяют квалифицировать их как открытие месторождения полезных ископаемых, а также, если заявка подана заявителем с нарушением срока, указанного в п. 5 Инструкции.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (ст. 11 Закона о недрах).
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В ст. 12 Закона о недрах определено содержание лицензии, которое предусматривает наличие в лицензии и ее неотъемлемых составных частях данные, в том числе, о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; указание границ участка недр, предоставляемого в пользование; указание границ участка недр, предоставляемого в пользование; указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими Закону о недрах.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что Свидетельство об установлении факта открытия Ценьвинского месторождения россыпных алмазов в Пермском крае было выдано обществу с соблюдением требований, предусмотренных Инструкцией.
Из оспариваемого приказа управления и сопроводительного письма от 09.05.2011 N 01/1341, направленного в адрес общества, следует, что Свидетельство аннулировано в связи с отсутствием у общества законного права на проведение геологического изучения такого участка, на котором были выявлены и оценены запасы алмазов Ценьвинского месторождения россыпных алмазов.
Неотъемлемыми составными частями выданной обществу лицензии являются: краткая характеристика Анюшинской и Чернореченской эрозионно-карстовых депрессий, разрешение администрации г. Александровска на проведение работ, обзорная карта района работ, схема расположения Анюшинской и Чернореченской эрозионно-карстовых депрессий в бассейне верхнего течения р. Чаньвы. Согласно лицензии участок недр имеет статус геологического отвода. Согласно схеме расположения Анюшинской и Чернореченской эрозионно-карстовых депрессий в бассейне верхнего течения р. Чаньвы, часть долины реки Ценьва находится на территории Чернореченской эрозионно-карстовой депрессии
На основании лицензии на право пользования обществом 07.06.2001 согласовано с Комитетом природных ресурсов Пермской области геологическое задание на поисковые и оценочные работы на россыпные алмазы в Анюшинской и Чернореченской депрессиях, в соответствии с которым поиски и оценка промышленных перспектив алмазоносности рыхлых отложений должны производиться в бассейнах правых притоков верхнего течения р. Чаньвы (рек Анюши, Черной и Ценьвы) в пределах Анюшинской и Чернореченской эрозионно-карстовых депрессий; общество должно опробовать аллювиальные отложения рек Анюши, Черной и Ценьвы в пределах контуров эрозионно-карстовых депрессий.
Суды основываясь на материалах дела, установили, что Чернореченская депрессия включает в себя долину р. Ценьва что подтверждается проектом на поисковые и оценочные работы на россыпные алмазы в Анюшинской и Чернореченской депрессиях на 2001-2003 годы, содержащим общие сведения об объекте работ, обзорную карту района работ, карту прогноза россыпей и карту фактического материала геофизических исследований; заключением экспертной комиссии по материалам отчета о поисках и оценке россыпей алмазов в Анюшинской и Чернореченской депрессиях за 2001-2006 годы, отраженным в протоколе заседания территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых Пермьнедра 17.05.2007.
Кроме того, судами принято во внимание, что в период проведения поисковых работ управлением Росприроднадзора проводилась проверка соблюдения обществом при проведении работ в рамках лицензии требований законодательства в сфере природопользования и пользования недрами, в ходе проверки факта самовольного пользования недрами за пределами предоставленного в пользование участка недр не установлено.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для аннулирования Свидетельства, выданного обществу при наличии законных оснований и без нарушений установленного порядка.
Таким образом, судами законно удовлетворены заявленные обществом требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку ранее уже были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Основания для переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Что касается довода управления о нарушении судом ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, то такой довод противоречит фактическому содержанию обжалуемых судебных актов, из которых следует, что с управления взыскана не государственная пошлина а судебные расходы в сумме, уплаченной обществом государственной пошлины.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 13.12.2011 по делу N А50-18814/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - Федерального агентства по недропользованию и Управления по недропользованию по Пермскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (ст. 11 Закона о недрах).
...
В ст. 12 Закона о недрах определено содержание лицензии, которое предусматривает наличие в лицензии и ее неотъемлемых составных частях данные, в том числе, о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; указание границ участка недр, предоставляемого в пользование; указание границ участка недр, предоставляемого в пользование; указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими Закону о недрах.
...
решение Арбитражного суда Пермского края от 13.12.2011 по делу N А50-18814/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - Федерального агентства по недропользованию и Управления по недропользованию по Пермскому краю - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 мая 2012 г. N Ф09-3122/12 по делу N А50-18814/2011