Екатеринбург |
|
30 мая 2012 г. |
Дело N А50-17892/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 30 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Маликовой Э.М.,
судей Столярова А.А., Семеновой З.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Краснокамского муниципального района Пермского края (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Пермского края от 16.11.2011 по делу N А50-17892/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации - Амелина Е.В. (доверенность от 06.02.2012 N 05);
дачного потребительского кооператива "Садовод-1" (далее - кооператив) - Жабин А.Ю., председатель правления (протокол общего собрания от 24.05.2011).
Кооператив обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к администрации о признании незаконными действий по отказу в предварительном согласовании места размещения четырех земельных участков площадью 20 389 кв. м, 2 413 кв. м, 20 832 кв. м, 2 453 кв. м, расположенных по адресу: Краснокамский район, Майское сельское поселение, д. Конец-Бор, напротив улицы Конец-Борская, изложенному в письме от 25.07.2011 N 01-49/1037; обязании администрации принять решение о предварительном согласовании места размещения объектов.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 16.11.2011 (судья Заляева Л.С.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2012 (судьи Греенкина Н.А., Виноградова Л.Ф., Панькова Г.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение ст. 65, 67 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 31, 81, 85 Земельного кодекса Российской Федерации и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Заявитель указывает, что земельные участки расположены в прибрежной зоне - возможного катастрофического затопления, с высоким стоянием грунтовых вод, требуют понижения уровня грунтовых вод в зоне капитальной застройки путем устройства открытой осушительной сети. Это заключением МКУ "Управление гражданской защиты" от 17.10.2011 N 497/2, письмом Камского бассейнового водного управления от 23.07.2009 N 797. При этом кооперативом не представлен разработанный и согласованный в установленном порядке проект по проведению специальных мероприятий по предотвращению негативного воздействия, а также технико-экономическое обоснование проекта. Кроме того, земельные участки, расположенные в зоне катастрофического затопления не могут быть использованы для дачного хозяйства. Администрация полагает, что судами не принято во внимание отсутствие учета мнения населения о намечаемой организации дачного потребительского кооператива, заключения по вопросу возможного ущерба водным биоресурсам и утвержденных актов выбора земельных участков. Заявитель считает, что законом не предусмотрено предоставление земельных участков с разрешенным использованием для дачного хозяйства в зонах сельскохозяйственного назначения на землях населенных пунктов. По мнению администрации, предмет настоящего спора не связан с предпринимательской и иной экономической деятельностью кооператива, следовательно, не подведомственен арбитражному суду.
Как установлено судами при рассмотрении спора, в июле 2009 года комиссией в составе председателя Комитета имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района, заведующего Отделом территориального планирования администрации Краснокамского муниципального района, представителей муниципального учреждения "Краснокамский комитет по охране окружающей среды", главы администрации Майского сельского поселения, Центральных электросетей по Краснокамскому району открытого акционерного общества "Пермэнерго", муниципального унитарного предприятия "Коммунальная служба п. Майский", Краснокамского филиала закрытого акционерного общества "Уралгазсервис", открытого акционерного общества "Уралсвязьинформ", Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Краснокамску согласованы и подписаны четыре акта выбора площадки для организации дачного потребительского кооператива - земельные участки площадью 20 389 кв. м, 2 413 кв. м, 20 832 кв. м, 2 453 кв. м, расположенные по адресу: Майское сельское поселение, д. Конец-Бор, напротив ул. Конец-Борская.
Начальником Отдела территориального планирования администрации Краснокамского муниципального района и главой администрации Майского сельского поселения согласована схема расположения земельных участков на кадастровом плане, расположенных по адресу: Пермский край, Краснокамский муниципальный район, Майское сельское поселение, д. Конец-Бор, данному потребительскому кооперативу "Садовод-1".
В письме открытого акционерного общества "Уралсвязьинформ" от 14.07.2008 N 7, адресованном главе администрации Краснокамского района, указано, что вблизи запрашиваемого земельного участка под дачный кооператив проходит трасса существующего кабеля связи зонового значения Очер-Нытва-Краснокамск; Очерский ТУЭС согласовывает данный участок трассы при условии: межевания земельного участка под дачный кооператив с учетом мнения представителя Очерского ТУЭС; последующего дополнительного согласования схемы отмежеванного земельного участка; а также условия о том, что граница дачного участка не должна попадать в охранную зону существующего кабеля связи.
Из заключения по выбору участка под строительство от 21.07.2009 N 166, подготовленного муниципальным учреждением "Краснокамский комитет по охране окружающей среды", следует, что акт выбора участка под организацию дачного потребительского кооператива согласовывается при условии наличия положительного согласования рассматриваемых участков в Пермском территориальном отделе Средневолжского территориального управления рыболовства по вопросу нанесения возможного ущерба водным биоресурсам; положительного заключения Камского бассейнового водного управления о возможности предоставления участков под организацию дачного потребительского кооператива; согласования с Управлением МЧС России по Пермскому краю в г. Краснокамске в связи с нахождением участков в зоне частичного затопления в период весеннего паводка; выдерживания границы береговой полосы р. Кама (20 м) согласно утвержденной схеме границ отвода земельных участков и границ охранной зоны канализационного коллектора (25 м); соблюдения при эксплуатации участков ст. 6, 65 Водного кодекса Российской Федерации и других норм и правил.
Письмом от 10.03.2009 N 21-15/387 западный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю согласовал отвод земельного участка для организации дачного потребительского кооператива по адресу: Майское сельское поселение, д. Конец-Бор при условии соблюдения требований к санитарной охране водных объектов в соответствии с СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод".
В письме Камского бассейнового водного управления от 23.07.2009 N 797 указано, что земельные участки, о согласовании актов выбора которых просит кооператив, расположены в водоохранной зоне и прибрежной полосе (ширина 200 м) Воткинского водохранилища на р. Кама, подвержены затоплению в период прохождения паводков высокой обеспеченности, в связи с чем кооперативу необходимо разработать проект организации территории с учетом осуществления специальных защитных мероприятий, предотвращающих затопление территории, оборудования сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, при строгом соблюдении режима использования водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Воткинского водохранилища, в соответствии с требованиями водного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды. Кроме того сообщено, что территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов не осуществляют согласования предоставления земельных участков, мест строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ в водоохранных зонах.
В заключении по актам выбора земельных участков, предоставленных кооперативу от 05.08.2009 N 6-6/2407, составленном федеральным государственным учреждением "Камуралрыбвод", указано, что граница территории застройки дачными домами расположена в 50 метрах от береговой линии, что соответствует требованиям ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации; в дачном поселке запланированы: устройство локальной канализации без сброса хозбытовых сточных вод в водоем, что соответствует требованиям ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, и организация контейнерной площадки для сбора мусора и временного хранения твердых бытовых отходов в последующим вывозом; выделение земельного участка в д. Конец Бор под рекреационную и дачную застройку возможно, так как при соблюдении Плана выполнения мероприятий по предотвращению отрицательных экологических последствий на период строительства (2010-2012 гг.) на испрашиваемом под строительное освоение земельном участке отрицательное воздействие на водные биоресурсы Воткинского водохранилища исключается как в период строительства, так и при эксплуатации жилого дачного поселка.
Кооператив 11.09.2009 обратился в администрацию с заявлением о предварительном согласовании границ упомянутых земельных участков, акты выбора которых согласованы. К данному заявлению кооператив приложил и вышеперечисленные письма и заключения.
В письме от 25.07.2011 N 01-49/1037 администрация, ссылаясь на ст. 65, 67 Водного кодекса Российской Федерации, отказала в предоставлении испрашиваемых земельных участков в связи с тем, что они расположены в водоохранной зоне и прибрежной полосе Воткинского водохранилища р. Кама, эта территория подвержена риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: зона подтопления в период паводка, аварийные ситуации на производственных объектах, а размещение на территориях, подверженных подтоплению, строений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещается.
Полагая, что данный отказ в предварительном согласовании границ земельных участков не соответствует закону и нарушает права и законные интересы кооператива, он обратился в арбитражный суд с заявлением по рассматриваемому делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается данным Кодексом, Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ).
В соответствии со ст. 13 Закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки. После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством (п. 2, 4 ст. 14 Закона от 15.04.1998 N 66- ФЗ).
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
В ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации указано, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 1, 2, 16 данной статьи).
На основании ч. 4 ст. 67 Водного кодекса Российской Федерации на территориях, подверженных затоплению, размещение новых населенных пунктов, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещаются.
Как правильно указали суды, приведенные нормы Водного кодекса Российской Федерации не содержат запрета на предоставление земельных участков в водоохранных зонах и на территориях, подверженных затоплению, напротив, указывают на возможность предоставления таких участков при соблюдении определенных условий.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что спорные земельные участки из хозяйственного использования не изъяты, запрет на оборот этих земельных участков законом не установлен, акты выбора площадки для организации дачного потребительского кооператива согласованы уполномоченными на то должностными лицами органов местного самоуправления, в том числе председателем комитета имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района, главой администрации Майского сельского поселения, и представителями других органов и организаций (л. д. 12-14, 70), произведено публичное информирование населения о планируемом предоставлении данных земельных участков (л. д. 73-79), кооператив согласен выполнить условия, при которых допускается отвод названных земельных участков, содержащиеся в Водном кодексе Российской Федерации и заключениях уполномоченных органов и организаций, после предоставления необходимых прав на земельные участки.
Поскольку в материалы дела не представлены доказательства зонирования территории, на которой расположены спорные земельные участки, судами отклонены доводы администрации о невозможности предоставления этих участков в связи с их нахождением на землях населенного пункта в зоне катастрофического затопления и в зоне сельскохозяйственного назначения.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что администрация не представила доказательств наличия препятствий для предварительного согласования границ спорных земельных участков (ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суды правомерно удовлетворили требования кооператива.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе администрации, в том числе довод о неподведомственности настоящего дела арбитражному суду, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 16.11.2011 по делу N А50-17892/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Краснокамского муниципального района Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Э.М. Маликова |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации указано, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 1, 2, 16 данной статьи).
На основании ч. 4 ст. 67 Водного кодекса Российской Федерации на территориях, подверженных затоплению, размещение новых населенных пунктов, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещаются.
...
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что спорные земельные участки из хозяйственного использования не изъяты, запрет на оборот этих земельных участков законом не установлен, акты выбора площадки для организации дачного потребительского кооператива согласованы уполномоченными на то должностными лицами органов местного самоуправления, в том числе председателем комитета имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района, главой администрации Майского сельского поседения, и представителями других органов и организаций (л. д. 12-14, 70), произведено публичное информирование населения о планируемом предоставлении данных земельных участков ... , кооператив согласен выполнить условия, при которых допускается отвод названных земельных участков, содержащиеся в Водном кодексе Российской Федерации и заключениях уполномоченных органов и организаций, после предоставления необходимых прав на земельные участки."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 мая 2012 г. N Ф09-3380/12 по делу N А50-17892/2011
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2012 Определение Арбитражного суда Пермского края N А50-17892/11
30.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3380/12
31.01.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13861/11
23.11.2011 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-17892/11