Екатеринбург |
|
06 июня 2012 г. |
Дело N А47-6841/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Василенко С.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025601027836, ИНН 5612012682; далее - фонд) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.11.2011 по делу N А47-6841/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации в электронной сети "Интернет" на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
фонда - Веклич Е.Ю. (доверенность от 01.07.2011 N 25), Шклярова Т.А. (доверенность от 01.07.2011 N 33);
общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Екатеринбург" (ОГРН 1026604947852, ИНН 6608007434; далее - общество, страхователь) - Карп Н.А. (доверенность от 01.01.2012 N 11).
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения фонда от 01.07.2011 N 4 о привлечении к ответственности.
Из материалов дела следует, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица 11.09.2006, состоит на учете в территориальном отделении фонда по месту нахождения филиала - Управления аварийно-восстановительных работ N 4 (далее - филиал общества); основным видом деятельности общества является "транспортирование по трубопроводам газа" (код по ОКВЭД 60.30.2), тот же вид деятельности заявлен в отношении деятельности филиала. Согласно Положению общества от 01.01.2009 целью работы филиала является проведение технического обслуживания и текущего ремонта объектов магистрального газопровода, организация работы по предотвращению, локализации и ликвидации аварий, обеспечение безопасной эксплуатации.
В ходе проведённой проверки по вопросам правильности начисления и уплаты филиалом страхователя страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2008 по 31.12.2010 фондом установлено, что филиал общества выполнял различные работы по ремонту и техническому обслуживанию линейной части магистрального газопровода, т.е. осуществлял иную деятельность, нежели заявленную по коду по ОКВЭД 60.30.2.
Указанное обстоятельство послужило основанием для вывода, что основным видом деятельности филиала страхователя на территории Оренбургской области являлась деятельность по "производству общестроительных работ по прокладке магистральных трубопроводов, линий связи и линий электропередачи", которой соответствует код по ОКВЭД 45.21.3 и 8 класс профессионального риска со страховой тарифной ставкой 0,9 %. Фондом установлено применение обществом заниженной ставки страховых взносов ввиду неправильного определения класса профессионального риска.
Составлен акт от 03.06.2011 N 117 н\с и вынесено решение от 01.07.2011 N 4 о привлечении общества к ответственности в виде штрафа в сумме 242 112 руб. 74 коп., ему начислены страховые взносы в сумме 1 210 563 руб. 69 коп., пени в сумме 159 219 руб. 93 коп.
Не согласившись с решением фонда, дополнительно начислившего взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штраф, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Решением суда от 16.11.2011 (судья Малышева И.А.) требования общества удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2012 (судьи Кузнецов Ю.А., Иванова Н.А., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.
Суды пришли к выводу о том, что деятельность филиала направлена на обеспечение бесперебойной транспортировки газа, что является частью технологического процесса самого общества с его основным видом деятельности по коду по ОКВЭД 60.30.2, в связи с чем признал отсутствие оснований для применения иной страховой тарифной ставки исключительно к филиалу и, соответственно, для начисления обществу взносов, пени и штрафа.
В кассационной жалобе фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и выражая несогласие с оценкой судами доказательств по делу, просит обжалуемые судебные акты отменить. По мнению фонда, филиал является самостоятельной классификационной единицей для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; с даты регистрации филиал выполняет функции страхователя, самостоятельно начисляет и уплачивает страховые взносы, показатели отчётности филиала не входят в показатели отчётности общества. Фонд полагает, что суды неправильно сделали вывод о соответствии деятельности филиала основному виду деятельности общества (транспортирование газа и продуктов его переработки), не исследовали идентификацию основного вида экономической деятельности филиала. По мнению фонда, само общество подтверждает факт осуществления филиалом как основного вида экономической деятельности - ремонт и техническое обслуживание магистрального газопровода, проведение работ по предотвращению, локализации и ликвидации аварий. Страховой тариф должен устанавливаться филиалу исходя из фактически осуществляемого застрахованными лицами вида деятельности.
Кроме того, фонд полагает, что апелляционным судом необоснованно применены к спорным правоотношениям положения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", регулирующие порядок привлечения к ответственности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В отзыве на кассационную жалобу общество отклоняет доводы фонда, считая законными обжалуемые судебные акты. По мнению общества, Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) не указывает обособленное подразделение в качестве самостоятельного субъекта правоотношений по обязательному социальному страхованию; общество также поясняет, что основной вид его деятельности - "транспортирование по трубопроводам газа и продуктов его переработки" - имеет наибольший удельный вес в общем объёме оказанных услуг.
Изучив доводы в кассационной жалобе и отзыве, заслушав мнения представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для их отмены.
В силу ст. 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Как установлено ст. 21 и 22 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом. Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа. Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила) утверждаются в порядке, определяемом постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713.
В силу п. 2 Порядка основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно. Для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок до 15 апреля представляет в исполнительный орган Фонда по месту своей регистрации документы, предусмотренные п. 3 Порядка.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не представил документы, перечисленные в пункте 3 Порядка, исполнительный орган фонда относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
До подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь и подразделения страхователя относятся к виду экономической деятельности по основному виду экономической деятельности, подтвержденному страхователем в предыдущем финансовом году (п. 11 Порядка).
Пунктом 7 Правил предусмотрено самостоятельными классификационными единицами для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащими отнесению к видам экономической деятельности, являются страхователи, обособленные подразделения страхователей - юридических лиц, а также структурные подразделения страхователей - юридических лиц, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Если страхователь не подтверждает виды экономической деятельности подразделений, являющихся самостоятельными классификационными единицами, он подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности (п. 12).
Между тем статус филиала страхователя как его обособленного подразделения не влечёт автоматического признания данного подразделения самостоятельной классификационной единицей для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, поскольку для установления данного статуса необходимо наличие совокупности всех перечисленных выше условий, предусмотренных в п. 7 Порядка, а также соблюдение установленной пунктом 8 Порядка процедуры отнесения подразделений страхователя к самостоятельным классификационным единицам и подтверждения видов экономической деятельности данных подразделений (подача заявления о выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя с приложением соответствующих документов).
Основополагающим признаком, позволяющим признать обособленное подразделение страхователя самостоятельной классификационной единицей в соответствии с перечисленными выше требованиями, является осуществление данным подразделением вида экономической деятельности, отличного от основного вида экономической деятельности коммерческой организации в целом.
Согласно введению к "Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности" ОК 029-2001, утверждённому постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 N 454-ст (далее - ОКВЭД) экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).
Таким образом, главным признаком, позволяющим отнести осуществляемую страхователем деятельность к одному из видов для целей классификации по ОКВЭД, является конечная цель её осуществления.
При классификации деятельности по техническому обслуживанию и ремонту технически сложных объектов по общему правилу следует применять код по ОКВЭД, установленный для основного вида деятельности.
Обособленное подразделение коммерческой организации может осуществлять вид деятельности, отличный от основного вида экономической деятельности самого юридического лица, и в этом качестве выступать самостоятельной классификационной единицей для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лишь при том условии, что осуществляемая им деятельность имеет собственную конечную деловую цель, отличную от цели основного вида экономической деятельности, в результате неё обособленным подразделением производится собственная продукция, либо выполняются работы и оказываются услуги третьим лицам.
При этом виды деятельности обособленного подразделения должны устанавливаться не на основании документов о возможных видах деятельности подразделения, а на основании фактически осуществляемых в течение спорных периодов видов деятельности, что соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 14943/10 от 05.07.2011 по делу N А10-1360/2010.
Исследуя обстоятельства дела судами установлено, что деятельность филиала страхователя в период 2008-2010 гг. направлена на обеспечение бесперебойного исполнения обществом своей основной деятельности по транспортированию газа и продуктов его переработки с использованием линейной части магистрального газопровода, проходящего по территории Оренбургской области, входила в единый технологический процесс транспортирования газа и продуктов его переработки, исходя из конченой цели осуществления деятельности (получение прибыли от оказания услуг по транспортированию газа и продуктов его переработки).
Судами учтено, что согласно ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69 -ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газораспределительная система является имущественным производственным комплексом, состоящим из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.
Магистральный газопровод относится к числу технически сложных опасных производственных объектов. Обязанность по осуществлению мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказанию содействия государственным органам в расследовании причин аварии, созданию системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддержанию магистрального газопровода в пригодном к использованию состоянии возложена на общество, как на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект (ст. 33 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", ст. 9,10 Федерального закона "О промышленной безопасности производственных объектов" N 116-ФЗ от 21.07.1997).
Ремонт и техническое обслуживание являются неотъемлемой частью деятельности по транспортированию газа и продуктов его переработки, расходы на ремонт и техническое обслуживание связаны с целью обеспечения нормальной работы газопровода и получения дохода от транспортирования газа.
Судами принято во внимание, что для выполнения обязанности по обеспечению бесперебойного транспортирования газа на основании письма ОАО "Газпром" от 08.06.2009 N 0800-2056 и приложенных к нему "Перечня работ, выполняемых аварийно-восстановительными подразделениями газотранспортных обществ" и "Предложения по структуре аварийно-восстановительных подразделений" на всём протяжении обслуживаемого участка магистрального газопровода обществом созданы Управления ремонтно-восстановительных работ, имеющие статус филиалов, к функциям которых разделом 3 "Положения о филиале" отнесено, в том числе выполнение работ по ремонту газопровода; устранение нарушений охранных зон и зон минимальных расстояний; проведение текущих ремонтов, требующих выполнения сварочно-монтажных работ; ремонт сетей газоснабжения; организация и проведение работ по предотвращению и ликвидации аварий и их последствий, аварийных ситуаций на линейной части газопроводов, технологических объектов КС и ГРС и прочие виды работ по обслуживанию и ремонту магистрального газопровода, перечисленные 3.1.1-3.1.39 Положения о филиале.
Оценив совокупность представленных в материалы дела доказательств (акты приёмки выполненных работ от 10.12.2009 N 313/1, от 31.12.2009 N 313/2, от 31.12.2009 N 313/3, от 31.12.2009 N 313/4, от 04.12.2009 N 313/8, от 31.12.2009 N 107, от 31.12.2009 N 109) согласно требованиям ст. 9, 65 ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды установили, что страхователь осуществлял внутрихозяйственную деятельность по ремонту и техническому обслуживанию газопровода исключительно в целях обеспечения возможности его бесперебойной эксплуатации и соблюдения норм промышленной безопасности; новых магистральных газопроводов не создавал. В отношения со сторонними организациями филиал страхователя не вступал, собственных доходов от выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию филиал общества не имел. Расходы по выполненным филиалом работ неразрывно связаны с получением дохода обществом по основному виду деятельности и включены в стоимость услуг по транспортированию газа и продуктов его переработки.
Доказательств, подтверждающих фактическое осуществление филиалом общества самостоятельного вида предпринимательской деятельности, фондом в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
С учётом изложенного суды правомерно указали, что деятельность филиала общества подлежит классификации по основному виду экономической деятельности общества "транспортирование по трубопроводам газа и продуктов его переработки" (код по ОКВЭД 60.30.2).
Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, установленных после исследования по делу доказательств, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Ссылка фонда на необоснованное применение судом апелляционной инстанции норм Закона N 212-ФЗ при разрешении вопроса о несоблюдении обществом порядка обжалования решения о привлечении к ответственности, судом кассационной инстанции не принимается во внимание.
В соответствии со ст. 3 Закона N 212-ФЗ Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы отнесены к органам, осуществляющим контроль за уплатой страховых взносов.
Порядок вынесения территориальным органом фонда решения по результатам рассмотрения материалов проверки установлен ст. 39 Закона N 212-ФЗ.
К рассматриваемым правоотношениям применяются нормы гл. 5 (контроль за уплатой страховых взносов) и гл. 7 (обжалование актов органа контроля за уплатой страховых взносов и действий (бездействия) его должностных лиц) Закона N 212-ФЗ.
В силу ст. 54 Закона N 212-ФЗ акты государственного органа по контролю за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Подача жалобы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.11.2011 по делу N А47-6841/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка фонда на необоснованное применение судом апелляционной инстанции норм Закона N 212-ФЗ при разрешении вопроса о несоблюдении обществом порядка обжалования решения о привлечении к ответственности, судом кассационной инстанции не принимается во внимание.
В соответствии со ст. 3 Закона N 212-ФЗ Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы отнесены к органам, осуществляющим контроль за уплатой страховых взносов.
Порядок вынесения территориальным органом фонда решения по результатам рассмотрения материалов проверки установлен ст. 39 Закона N 212-ФЗ.
К рассматриваемым правоотношениям применяются нормы гл. 5 (контроль за уплатой страховых взносов) и гл. 7 (обжалование актов органа контроля за уплатой страховых взносов и действий (бездействия) его должностных лиц) Закона N 212-ФЗ.
В силу ст. 54 Закона N 212-ФЗ акты государственного органа по контролю за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
...
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.11.2011 по делу N А47-6841/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 июня 2012 г. N Ф09-4081/12 по делу N А47-6841/2011
Хронология рассмотрения дела:
20.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11961/12
31.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11961/12
06.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4081/12
13.02.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13507/11
14.11.2011 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-6841/11