Екатеринбург |
N Ф09-4973/12 |
29 июня 2012 г. |
Дело N А76-18179/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Токмаковой А.Н., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Челябинской области (ОГРН: 1047424529987, ИНН: 7453136098); (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.12.2011 по делу N А76-18179/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель министерства - Зязин Д.Б. (доверенность от 17.04.2012 N 63).
Представители сельскохозяйственного производственного кооператива колхоз "Чудиновский" (ОГРН: 1027401823404, ИНН: 7437000621); (далее - колхоз "Чудиновский"), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в его адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к колхозу "Чудиновский" о взыскании 1 178 959 руб.
Решением суда от 27.12.2011 (судья Шведко Н.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 (судьи Столяренко Г.М., Забутырина Л.В., Матвеева С.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. По мнению заявителя жалобы, судами не применены ст. 78, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 9 Постановления Правительства Челябинской области от 30.08.2010 N 128-П "О порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям Челябинской области, пострадавшим от засухи в 2010 году" (далее - Постановление Правительства Челябинской области от 30.08.2010 N 128-П), п. 14 Постановления Правительства Челябинской области от 28.10.2010 N 234-П "О порядке предоставления субсидий на компенсацию части затрат на заготовку кормов сельскохозяйственным товаропроизводителям Челябинской области, пострадавшим от засухи после 1 июля 2010 года" (далее - Постановление Правительства Челябинской области от 28.10.2010 N 234-П), п. 4.2 соглашения от 10.09.2010 N 1542-01 сумма перечисленных колхозу "Чудиновский" субсидий подлежит возврату в бюджет вследствие их нецелевого использования.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Челябинской области от 30.08.2010 N 128-П утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям Челябинской области, пострадавшим от засухи в 2010 г. Целью предоставления субсидий являлось возмещение получателям субсидий части затрат в результате гибели посевов от засухи в 2010 г.
Постановлением Правительства Челябинской области от 28.10.2010 N 234-П утвержден Порядок предоставления субсидий на компенсацию части затрат на заготовку кормов сельскохозяйственным товаропроизводителям Челябинской области, пострадавшим от засухи после 01.07.2010. Целью предоставления субсидий являлось возмещение получателям субсидий части затрат на заготовку кормов в 2010 г.
Между министерством и колхозом "Чудиновский" 10.09.2010 заключено соглашение N 1542-01, в соответствии с которым министерство как главный распорядитель бюджетных средств на территории Челябинской области обязалось предоставлять получателю денежные средства, выделяемые из областного бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области, Законом Челябинской области об областном бюджете на 2010 г., получатель - за счет полученных бюджетных средств выполнить условия, указанные в приложении N 1 к соглашению, а именно: обеспечить объем заготовленных (приобретенных) кормов, включая переходящие остатки прошлых лет, в количестве 16 цн кормовых единиц на условную голову, поголовье коров основного стада крупного рогатого скота на 01.07.2010 в количестве 420 голов, объем засыпки семенного фонда в количестве 605 т.
В соответствии с условиями указанного соглашения министерство перечислило колхозу "Чудиновский" бюджетные средства Челябинской области (субсидию) в сумме 1 178 959 руб.
В ходе проверки выполнения показателей, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, министерство установило, что условия соглашения в части обеспечения объема заготовленных (приобретенных) кормов, включая остатки прошлых лет, в количестве 16 цн кормовых единиц на условную голову не выполнены. Результаты проверки оформлены протоколом от 15.07.2011.
В связи с тем, что колхоз "Чудиновский" не исполнил условия соглашения о предоставлении субсидии, министерство 05.04.2011 направило ему требование о возврате денежных средств в сумме 1 178 959 руб.
Ссылаясь на то, что денежные средства не возвращены, министерство обратилось с соответствующим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что ответчиком представлены доказательства целевого расходования бюджетных средств, достоверность которых не оспорена; доводы о несоответствии целевому назначению произведенных СПК колхоз "Чудиновский" расходов не заявлены.
Суд апелляционной инстанции решение суда оставил без изменения, придя к выводу о том, что заготовка сельскохозяйственным кооперативом 14,2 цн кормовых единиц на одну условную голову крупного рогатого скота, вместо установленных 16 цн не является существенным нарушением соглашения о предоставлении субсидий, недостижение выполнения в полном объеме условия о заготовке кормов носит незначительный характер и не может являться основанием для возврата субсидий в сумме 1 178 959 руб. в бюджет Челябинской области.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены.
В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, в частности, должны определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно п. 6 Постановления Правительства Челябинской области от 30.08.2010 N 128-П, п. 8 Постановления Правительства Челябинской области от 28.10.2010 N 234-П получатели субсидий обязаны выполнять условия, которые предусматриваются в соглашении, в том числе по заготовке (приобретению) кормов в количестве не менее 16 центнеров кормовых единиц на условную голову, включая переходящие остатки прошлых лет.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Челябинской области от 28.10.2010 N 234-П под заготовкой кормов понимается приобретение, заготовка и транспортировка кормов.
Пунктом 2.2.4 соглашения о предоставлении субсидий, заключенного министерством и колхозом "Чудиновский", закреплено право получателя направлять субсидии на все виды расходов, связанные с выполнением условий предоставления субсидий, а именно: на выплату заработной платы, на расходы по горюче-смазочным материалам.
Постановлениями Правительства Челябинской области от 30.08.2010 N 128-П и от 28.10.2010 N 234-П предусмотрено, что субсидии подлежат возврату в бюджет Челябинской области в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при предоставлении субсидий (п. 9).
Исходя из смысла ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Как следует из представленной в материалы дела информации об объеме заготовленных колхозом "Чудиновский" кормов, расчета министерства, ответчиком заготовлено 14,2 цн кормовых единиц (сено, силос, солома) на одну условную голову крупного рогатого скота.
Как указал колхоз "Чудиновский" в отзыве на иск, выполнить условие соглашения о заготовке кормов в размере 16 цн кормовых единиц на одну условную голову не представлялось возможным в силу обстоятельств непреодолимой силы - засухи.
Судами установлено, что бюджетные средства, предоставленные колхозу "Чудиновский" в качестве субсидий, использованы по целевому назначению, о чем свидетельствуют представленные ответчиком платежные поручения на оплату силоса по договору от 29.09.2010 на сумму 880 000 руб., товарно-транспортные накладные на приобретение силоса и реестр по перевозке силоса, платежные поручения на оплату бензина и дизельного топлива на сумму 161 684 руб., на оплату электроэнергии на сумму 140 000 руб., платежные ведомости на выплату заработной платы работникам и расходные кассовые ордера к ним на сумму 722 547 руб. 47 коп.
Таким образом, бюджетные денежные средства, предоставленные колхозу "Чудиновский" на основании соглашения от 10.09.2010 N 1542-01, расходовались получателем по целевому назначению, условия соглашения о сохранении поголовья коров, засыпки семенного фонда выполнены надлежащим образом.
Учитывая факт целевого расходования предоставленных денежных средств и надлежащего выполнения иных условий соглашения, а также назначение и природу субсидий, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что заготовка сельскохозяйственным кооперативом 14,2 цн кормовых единиц на одну условную голову крупного рогатого скота, вместо установленных 16 цн не является существенным нарушением соглашения о предоставлении субсидий, недостижение выполнения в полном объеме условия о заготовке кормов носит незначительный характер и не может являться основанием для возврата субсидий в сумме 1 178 959 руб. в бюджет Челябинской области.
Ссылка министерства на нецелевое использование субсидий колхозом "Чудиновский" вследствие невыполнения условия их предоставления подлежит отклонению. В нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, связанные с целевым использованием предоставленных субсидий так, как это определено в Постановлении Правительства Челябинской области от 30.08.2010 N 128-П, Постановлении Правительства Челябинской области от 28.10.2010 N 234-П и соглашении от 10.09.2010 N 1542-01, истец не оспорил, доказательств значительности допущенного ответчиком нарушения условия соглашения или его объективной выполнимости в полном объеме не представил.
Условия и цели выдачи субсидии фактически достигнуты, бюджетные средства истрачены по целевому назначению, наличие оснований для возврата субсидий судами не установлено.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали министерству в удовлетворении исковых требований.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы министерства, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.12.2011 по делу N А76-18179/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Челябинской области от 28.10.2010 N 234-П под заготовкой кормов понимается приобретение, заготовка и транспортировка кормов.
...
Постановлениями Правительства Челябинской области от 30.08.2010 N 128-П и от 28.10.2010 N 234-П предусмотрено, что субсидии подлежат возврату в бюджет Челябинской области в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при предоставлении субсидий (п. 9).
Исходя из смысла ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
...
Ссылка министерства на нецелевое использование субсидий колхозом "Чудиновский" вследствие невыполнения условия их предоставления подлежит отклонению. В нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, связанные с целевым использованием предоставленных субсидий так, как это определено в Постановлении Правительства Челябинской области от 30.08.2010 N 128-П, Постановлении Правительства Челябинской области от 28.10.2010 N 234-П и соглашении от 10.09.2010 N 1542-01, истец не оспорил, доказательств значительности допущенного ответчиком нарушения условия соглашения или его объективной выполнимости в полном объеме не представил."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 июня 2012 г. N Ф09-4973/12 по делу N А76-18179/2011
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14017/12
15.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14017/12
29.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4973/12
05.03.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1069/12