Екатеринбург |
|
20 июня 2012 г. |
Дело N А71-11593/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Сухановой Н.Н., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства" (ОГРН 1021801655523; далее - предприятие) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.01.2012 по делу N А71-11593/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
предприятия - Скобцева О.В. (доверенность от 11.01.2012 N 49/16-3);
государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - фонд) - Князева Г.М. (доверенность от 30.12.2011 N 11).
Федеральное государственное унитарное предприятие "Управление специального строительства по территории N 8 при Федеральном агентстве специального строительства" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республике с заявлением о признании недействительными решений фонда от 25.07.2011 N 12н/с и от 02.08.2011 N 23.
Указанное лицо в судебном заседании заявило ходатайство о процессуальной замене в связи с переименованием на государственное унитарное предприятие "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства".
Из материалов дела следует, что фондом проведена проверка правильности начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, расходования этих средств за период с 01.01.2008 по 31.12.2010 в отношении филиала "Отдел производственно-технического обеспечения и комплектации N 8" Федерального государственного унитарного предприятия "Управление специального строительства по территории N8 при Спецстрое России".
По результатам проверки составлен акт от 30.06.2011 N 196 н/с и вынесено решение от 25.07.2011 N 12н/с о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов.
По результатам проверки фондом выявлена недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, что послужило основанием для составления акта от 30.06.2011 N 108 и вынесения решения от 02.08.2011 N 23 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Не согласившись с указанными решениями фонда, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Решением суда от 11.01.2012 (судья Коковихина Т.С.) заявленное требование предприятие в части оспаривания решения фонда от 25.07.2011 N 12н/с "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" оставлено без рассмотрения, ввиду несоблюдения порядка обжалования, предусмотренного п. 5 ст. 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В удовлетворении заявленного требования о признании решения фонда от 02.08.2011 N 23 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2012 (судьи Борзенкова И.В., Голубцов В.Г., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм права, просит обжалуемые судебные акты отменить. По мнению предприятия, оснований для вывода, что спорные выплаты производились в рамках трудовых договоров не имеется. По договору дарения денежные средства перечислены на исполнение собственных обязательств одаряемого, судами неправильно применены положения ст. 572 Гражданского кодекса Российской Федерации и не применён п. 3 ст. 7 Закона N 212-ФЗ. Предприятие поясняет, что из положений ст. 9 Закона N 212-ФЗ не следует, что страховой взнос исчисляется с любых доходов, выплачиваемых работодателями своим работникам.
В дополнение к кассационной жалобе предприятие ссылается на нарушение судами требований ст. 41 Закона N 212-ФЗ, из которой следует привлечение к ответственности возможно в отношении юридических лиц, филиал субъектом правоотношений по уплате страховых взносов не является и к ответственности привлечён быть не может.
В отзыве на кассационную жалобу фонд отклоняет доводы предприятия, указывая на законность обжалуемых судебных актов и отсутствие оснований для отмены. Фонд поясняет, что поскольку доводы, изложенные в дополнении к кассационной жалобе, не были заявлены в суде первой и апелляционной инстанций, то не могут быть предметом рассмотрения суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции пришёл к следующим выводам.
Вывод судов о наличии оснований для оставления заявления предприятия без рассмотрения не соответствует действующему законодательству.
В силу абз. 7 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Это означает, что привлечение к ответственности осуществляется в порядке, предусмотренном гл. 15 Налогового кодекса Российской Федерации.
В п. 6 Информационного письма от 20.02.2006 N 105, на который сослались суды, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил вопросы привлечения к ответственности и взыскания санкций, недоимки и пени по страховым взносам. Указанные разъяснения не касаются порядка обжалования или оспаривания решений страховщика.
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, регулирующий отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
С 01.01.2010 из ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ исключено положение о том, что отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ действие данного Федерального закона не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые регулируются федеральными законами о соответствующих конкретных видах обязательного социального страхования.
Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которое состоит из Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Вместе с тем отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе порядок обжалования актов органов контроля, Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ не регламентирует. Названные правоотношения также не указаны в п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям применяются нормы гл. 5 (контроль за уплатой страховых взносов) и гл. 7 (обжалование актов органа контроля за уплатой страховых взносов и действий (бездействия) его должностных лиц) Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В силу п. 1, 2 ст. 54 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Подача жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (п. 12 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
С учетом изложенного суды неправильно указали на несоблюдение предприятием досудебного порядка урегулирования спора в отношении обжалования страхователем акта страховщика - Фонда социального страхования Российской Федерации - о привлечении к ответственности за нарушения в области обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Кроме того, суды не применили нормы права, определяющие субъекта рассматриваемых правонарушений.
В силу п. 2, 3 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительство и филиалы не являются юридическими лицами.
В силу ст. 3 Закона N 125-ФЗ субъектами страхования являются застрахованный, страхователь, страховщик.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона N 125-ФЗ страхователем признаётся юридическое лицо любой организационно-правовой формы, либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.03.2008 N 13991/07 по делу N А55-18912/2006-37 Арбитражного суда Самарской области определил правовую позицию, в соответствии с которой из положений ст. 3 и 19 Закона N 125-ФЗ следует, что решение страховщика о привлечении к ответственности за совершение правонарушений в сфере отношений по обязательному социальному страхованию и о направлении требования об уплате недоимки по страховым взносам и соответствующих пеней может быть принято только в отношении страхователя - юридического лица (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.05.2008 N 6603/08).
Из содержания ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует, что ответственность за совершение предусмотренных нормами этой статьи правонарушений несут плательщики страховых взносов, т.е. лица, указанные в ст. 5 названного Закона, в частности, организации.
Так, в подп. 1 ст. 2 от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что организацией признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации).
Следовательно, решение страховщика о привлечении к ответственности российской организации за совершение правонарушений в сфере отношений, регулируемых Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, может быть принято только в отношении плательщика страховых взносов - юридического лица.
Из материалов дела следует, что оспариваемые решения фонда от 25.07.2011 N 12н/с и от 02.08.2011 N 23 приняты в отношении филиала предприятия.
Таким образом, поскольку филиал предприятия не является субъектом правонарушений, предусмотренных ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ и ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, то оспариваемые ненормативные правовые акты фонда являются недействительными.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены в полном объеме, однако нормы материального права ими применены неправильно, суд кассационной инстанции в силу п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным удовлетворить кассационную жалобу предприятия.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.01.2012 по делу N А71-11593/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2012 по тому же делу отменить.
Заявленные требования Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства" удовлетворить.
Признать недействительными решения Государственного учреждения- регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике от 25.07.2011 N 12н/с и от 02.08.2011 N 23.
Взыскать с государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. по заявлению, в сумме 1000 руб. по апелляционной жалобе, в сумме 1000 руб. по кассационной жалобе.
Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства" из федерального бюджета как излишне уплаченную государственную пошлину по заявлению в сумме 2000 руб. по платёжному поручению от 04.10.2011 N 2327, по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб. по платёжному поручению от 09.02.2012 N 1243, по кассационной жалобе в сумме 1000 руб. по платёжному поручению от 03.05.2012 N 3459.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.03.2008 N 13991/07 по делу N А55-18912/2006-37 Арбитражного суда Самарской области определил правовую позицию, в соответствии с которой из положений ст. 3 и 19 Закона N 125-ФЗ следует, что решение страховщика о привлечении к ответственности за совершение правонарушений в сфере отношений по обязательному социальному страхованию и о направлении требования об уплате недоимки по страховым взносам и соответствующих пеней может быть принято только в отношении страхователя - юридического лица (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.05.2008 N 6603/08).
Из содержания ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует, что ответственность за совершение предусмотренных нормами этой статьи правонарушений несут плательщики страховых взносов, т.е. лица, указанные в ст. 5 названного Закона, в частности, организации.
Так, в подп. 1 ст. 2 от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что организацией признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации).
Следовательно, решение страховщика о привлечении к ответственности российской организации за совершение правонарушений в сфере отношений, регулируемых Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, может быть принято только в отношении плательщика страховых взносов - юридического лица.
Из материалов дела следует, что оспариваемые решения фонда от 25.07.2011 N 12н/с и от 02.08.2011 N 23 приняты в отношении филиала предприятия.
Таким образом, поскольку филиал предприятия не является субъектом правонарушений, предусмотренных ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ и ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, то оспариваемые ненормативные правовые акты фонда являются недействительными."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 июня 2012 г. N Ф09-4846/12 по делу N А71-11593/2011