Екатеринбург |
|
19 июня 2012 г. |
Дело N А07-15913/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Лазарева С.В., Семеновой З.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дана" (далее - общество "Дана") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.12.2011 по делу N А07-15913/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Общество "Дана" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация) о признании недействительным отказа в приватизации обществом "Дана" земельного участка, расположенного по адресу: г. Уфа, Советский район, проспект Октября - с кадастровым номером 02:55:010506:0006, выраженного в письме от 26.08.2011 N 15509.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.12.2011 (судья Айбасов Р.М.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2012 (судьи Ермолаева Л.П., Соколова И.Ю., Богдановская Г.Н.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Дана" просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов представленным в материалы дела доказательствам. По мнению заявителя, администрацией не представлено доказательств соблюдения установленного законом порядка резервирования спорного земельного участка. Кроме того, заявитель жалобы полагает, что, поскольку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о правах либо ограничениях прав на спорный участок, процедура резервирования земли администрацией соблюдена не была.
Администрацией отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов и возражений, содержащихся в кассационной жалобе, а также отзыве лиц, участвующих в деле.
Как установлено судами и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.11.2002 серии 02-ЧИ N 011576, обществу "Дана" на праве собственности принадлежит нежилое строение - остановочный павильон, одноэтажный, общей площадью 9,5 кв. м, литера А, инвентарный номер 344979, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, проспект Октября, ост. "Фирма Мир" (нечетная сторона).
По договору аренды земель от 21.02.2000 N 167-2000/а администрация (арендодатель) передала обществу "Дана" (арендатор) земельный участок площадью 57,4 кв. м "под остановочный павильон со встроенным киоском" сроком до 15.10.2009.
Территориальным отделом N 15 Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Башкортостан 10.04.2007 выдан кадастровый план на земельный участок, расположенный по адресу: г. Уфа, Советский район, проспект Октября - общая площадь участка 57 кв. м, вид разрешенного использования - "под общественную застройку", кадастровый номер 02:55:010506:0006.
Общество "Дана" письмом от 05.08.2011 N 354 обратилось в администрацию с заявлением о выкупе земельного участка, расположенного под принадлежащим заявителю остановочным (торговым) павильоном и арендованного по договору от 21.02.2000 N 167-2000/а.
Письмом от 26.08.2011 N 15509 орган местного самоуправления в лице Управления по земельным ресурсам отказал в выкупе испрашиваемого земельного участка. Основанием для отказа послужил тот факт, что земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд в соответствии с решением Совета городского округа города Уфы от 28.02.2008 N 33/9.
Общество "Дана", полагая, что отказ администрации в предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопросы о порядке отчуждения земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, на которых расположены здания, строения, сооружения, регулируются нормами Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 5 названной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Как следует из материалов дела, общество "Дана" обратилось к главе администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отказывая обществу "Дана" в выкупе спорного земельного участка, администрация ссылалась на то, что данный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд на основании решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.02.2008 N 33/9.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного решения следует читать как 33/10
Согласно ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, ограничиваются в обороте (подп. 13 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Как установлено судами, решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" (с изменениями, внесенными решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 01.06.2011 N 37/17) для муниципальных нужд сроком до 01.01.2015 зарезервированы приведенные в перечне-приложении земельные участки, среди которых поименован земельный участок с кадастровым номером 02:55:010506:0006.
Указанное решение опубликовано в выпуске газеты "Вечерняя Уфа" от 29.12.2010 N 249 (11647), то есть за полгода до обращения общества "Дана" с заявлением о выкупе земельного участка и является действующим.
По смыслу ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам. При этом земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не подлежат отчуждению земельные участки, в частности, находящиеся в государственной или муниципальной собственности в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при разрешении споров, связанных с приобретением в собственность земельных участков на основании правил ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Судами установлено, что спорный земельный участок согласно схеме расположения красных линий в составе проекта планировки территории по проспекту Октября в районе строений под номерами 5-13, подготовленной управлением, расположен в границах красных линий.
Исследовав и оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе названный ненормативный правовой акт, суды установили, что спорный земельный участок относится к категории земель общего пользования и зарезервирован для муниципальных нужд, в связи с чем в силу закона не подлежит приватизации.
При таких обстоятельствах судами правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Довод общества "Дана" о том, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о правах либо ограничениях прав на спорный участок, в связи с чем не имеется оснований для отказа в приватизации, судом отклоняется, поскольку на основании п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" спорный земельный участок решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 зарезервирован для муниципальных нужд. Как следует из п. 6 ст. 56, ст. 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, государственная регистрация решений о резервировании земельных участков для государственных и муниципальных нужд не предусмотрена.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для переоценки у суда кассационной инстанции не имеется (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены решения и постановления согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Башкортостан и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.12.2011 по делу N А07-15913/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дана" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Платонова |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
...
Довод общества "Дана" о том, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о правах либо ограничениях прав на спорный участок, в связи с чем не имеется оснований для отказа в приватизации, судом отклоняется, поскольку на основании п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" спорный земельный участок решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 зарезервирован для муниципальных нужд. Как следует из п. 6 ст. 56, ст. 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, государственная регистрация решений о резервировании земельных участков для государственных и муниципальных нужд не предусмотрена.
...
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены решения и постановления согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Башкортостан и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 июня 2012 г. N Ф09-4478/12 по делу N А07-15913/2011