Екатеринбург |
|
04 июля 2012 г. |
Дело N А60-14393/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Семеновой З.Г., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крылосовский известковый завод" (далее - общество "Крылосовский известковый завод") на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2012 по делу N А60-14393/2011 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Правительства Свердловской области - Малов А.А. (доверенность от 30.12.2009 N 02-09-452);
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - учреждение "ФКП") - Наумкина Е.А. (доверенность от 30.12.2011);
общества "Крылосовский известковый завод" - Винницкий А.В., Извеков С. (доверенность от 27.01.2011).
Общество "Крылосовский известковый завод" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованиями к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра) об оспаривании показателей кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:58:1201003:1, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Первоуральск, д. Крылосово, установленных на 19.12.2008 и на 01.01.2010, в связи с их несоответствием рыночной стоимости указанного земельного участка; о признании кадастровой стоимости данного земельного участка по состоянию на 01.01.2007 равной его рыночной стоимости на эту же дату - 32 500 000 руб., и кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2010 - равной 10 500 000 руб., соответствующей его рыночной стоимости на 01.01.2010 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и объединения дел N А60-14393/2011 и А60-31426/2011 в одно производство для совместного рассмотрения в соответствии с ч. 2 ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Свердловской области, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области (далее - учреждение "ЗКП") и Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - предприятие "ФКЦ "Земля").
В соответствии со ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству заявителя исключены из числа третьих лиц и привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц учреждение "ЗКП" и предприятие "ФКЦ "Земля".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.12.2011 (судья Хачев И.В.) заявленные требования удовлетворены частично. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:58:1201003:1 по состоянию на 01.01.2007 признана равной его рыночной стоимости в размере 32 500 000 руб. На Управление Росреестра, учреждение "ЗКП" и предприятие "ФКЦ "Земля" возложена обязанность в пятнадцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка в размере 32 500 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований судом отказано.
Семнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена процессуальная замена учреждения "ЗКП" в связи с его реорганизацией на его правопреемника - учреждение "ФКП".
Кроме того, в суде апелляционной инстанции обществом "Крылосовский известковый завод" на основании ч. 5 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлен отказ от требования о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:58:1201003:1, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Первоуральск, д. Крылосово, по состоянию на 01.01.2007 равной рыночной стоимости данного земельного участка в размере 32 500 000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2012 (судьи Дюкин В.Ю., Зеленина Т.Л., Панькова Г.Л.) решение суда первой инстанции отменено. Принят отказ общества "Крылосовский известковый завод" от требования о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:58:1201003:1, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Первоуральск, д. Крылосово, по состоянию на 01.01.2007 равной рыночной стоимости данного земельного участка в размере 32 500 000 руб. Производство по делу в этой части прекращено. Кадастровая стоимость спорного земельного участка признана равной его рыночной стоимости в размере 10 500 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований судом отказано.
В кассационной жалобе общество "Крылосовский известковый завод" просит постановление апелляционного суда изменить, признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:58:1201003:1 по состоянию на 01.01.2010 равной рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на указанную дату в размере 10 500 000 руб., ссылаясь на нарушение судом п. 5 ст. 65, п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3, 390, 391, 393 Налогового кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственной кадастре недвижимости". По мнению заявителя, в силу вышеназванных норм дата, по состоянию на которую кадастровая стоимость признается равной рыночной стоимости, должна быть обязательно определена и указана в судебном акте и перенесена в данные государственного кадастра недвижимости, неуказание в резолютивной части постановления этой даты, несмотря на правильность выводов суда по существу заявленных требований, не привело к восстановление нарушенных прав общества "Крылосовский известковый завод" как налогоплательщика в полном объеме.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "Крылосовский известковый завод" на основании свидетельства на право постоянного пользования землей от 17.04.1996 N 1192 является правообладателем земельного участка площадью 58,55 га, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Первоуральск, д. Крылосово.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка Постановлением Правительства Свердловской области "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" от 19.12.2008 N 1347-ПП по состоянию на 01.01.2007 утверждена в размере 165 708 209 руб. 99 коп., исходя из среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости - 276,85 руб./кв. м.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП по состоянию на 01.01.2010 актуализированы результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктом, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с которым кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 162 095 675 руб.
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость указанного земельного участка в несколько раз превышает их рыночную стоимость, установленную отчетами о рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2007 в размере 32 500 000 руб., а по состоянию на 01.01.2010 в размере 10 500 000, общество "Крылосовский известковый завод" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования истца в части признания кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной в размере 32 500 000 руб., суд первой инстанции исходил из того, что п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом, отказывая в удовлетворении требования о признании кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2010 равной 10 500 000 руб., соответствующей его рыночной стоимости на эту дату, суд первой инстанции признал значимым то, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, должно производиться последовательно (в хронологическом порядке) с возможностью последующего изменения указанной кадастровой стоимости после внесения соответствующих изменений.
Отменяя решение суда и прекращая производство по делу в части, суд апелляционной инстанции принял отказ общества "Крылосовский известковый завод" от требования о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:58:1201003:1, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Первоуральск, д. Крылосово, по состоянию на 01.01.2007 равной рыночной стоимости данного земельного участка в размере 32 500 000 руб.
При этом, удовлетворяя требования истца в части признания кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной в размере 10 500 000 руб., апелляционный суд верно исходил из следующего.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом и федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 названного Кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Как следует из позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения гл. III.1 "Государственная кадастровая оценка" Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в редакции Закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В данном случае, заявленные обществом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно представленному истцом отчету от 07.08.2011 N 141оц-11, составленному закрытым акционерным обществом "Региональный центр оценки и управления стоимостью предприятия", содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:58:1201003:1 существенно превышает рыночную стоимость этого земельного участка. Рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 10 500 000 руб.
Доказательств несоответствия данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности лицами, участвующими в деле, не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Ходатайств о назначении экспертизы отчета оценщика не заявлялось.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции правомерно установил кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной отчетом оценщика по состоянию на 01.01.2010 в размере 10 500 000 руб.
Довод заявителя кассационной жалобы о наличии оснований для внесения изменений в резолютивную часть обжалуемого постановления в части указания даты, по состоянию на которую кадастровая стоимость признается равной рыночной стоимости, отклоняется судом кассационной инстанции.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета, внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Обжалуемый судебный акт принят с учетом указанных выше обстоятельств и на основании норм права в толковании, сформулированном в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Нарушений п. 5 ст. 65, п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3, 390, 391, 393 Налогового кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственной кадастре недвижимости" судом апелляционной инстанции не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2012 по делу N А60-14393/2011 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крылосовский известковый завод" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Платонова |
Судьи |
З.Г. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения гл. III.1 "Государственная кадастровая оценка" Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в редакции Закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
...
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета, внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Обжалуемый судебный акт принят с учетом указанных выше обстоятельств и на основании норм права в толковании, сформулированном в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Нарушений п. 5 ст. 65, п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 3, 390, 391, 393 Налогового кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственной кадастре недвижимости" судом апелляционной инстанции не допущено."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 июля 2012 г. N Ф09-4993/12 по делу N А60-14393/2011