Екатеринбург |
|
06 июля 2012 г. |
Дело N А47-6711/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А. А.,
судей Сулейменовой Т. В., Мындря Д. И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - Управление ФАУГИ) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.12.2011 г.. по делу N А47 - 6711/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2012 г. по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Агропромтранс" (далее - общество "Агропромтранс") - Сухомлинова Л.А. (доверенность от 14.06.2012).
Общество "Агропромтранс" (ИНН: 5614020921, ОГРН: 1055614004027) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению ФАУГИ о признании незаконными действий, выразившихся в непринятии в установленный срок решения о предоставлении обществу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 56:44:0103001:512, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Тихая, а также об обязании Управления ФАУГИ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность общества "Агропромтранс" в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу (с учетом принятых арбитражным судом уточнений исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.12.2011 (судья Цыпкина Е.Г.) заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Управления ФАУГИ, выразившиеся в непринятии в установленный срок решения о предоставлении обществу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 56:44:0103001:512, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Тихая. На Управление ФАУГИ возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а именно: в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии с ч. 5 и ч. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации решить вопрос о приватизации данного земельного участка.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2012 (судьи Суспицина Л.А., Пивоварова Л.В., Соколова И.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление ФАУГИ просит отменить обжалуемые судебные акты, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 3 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю", ст. 3.1 Федерального закона "О ведении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", неполное выяснение имеющих существенное значение для дела обстоятельств. Заявитель считает, что поскольку спорный земельный участок ввиду отсутствия распорядительного акта Правительства Российской Федерации об утверждении перечня о включении участка в земли федеральной собственности относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, основания для такого разграничения, предусмотренные ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствуют, то у Управления ФАУГИ не имеется полномочий для распоряжения данным земельным участком. Управление ФАУГИ полагает, что в настоящее время правом распоряжения спорным земельным участком обладает орган местного самоуправления. По мнению заявителя, судами неправильно применена ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку у Российской Федерации не возникло право собственности на земельный участок до введения в действие названного закона.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Агропромтранс" возражает против изложенных в ней доводов, считает их несостоятельными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что обществу "Агропромтранс" на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Оренбург, ул. Тихая, 4 (свидетельства о государственной регистрации права от 05.05.2010 серии 56-АБ N N 049441, 049439):
- административное здание СОГБ общей площадью 5 115,8 кв. м, литеры ЕЕ1Е2Е3Е5;
- здание трансформаторной подстанции общей площадью 56 кв. м, литера Е.9.
Указанный земельный участок площадью 10 142 кв. м с кадастровым номером 56:44:0103001:512 образован на основании постановления администрации г. Оренбурга от 24.02.2010 N 1028-п "Об установлении адреса объекту недвижимости, утверждении схемы расположения и образования земельного участка по ул. Тихой, 4" из земель, находящихся в государственной собственности. Указанным постановлением административному зданию СОГБ общей площадью 5 115,8 кв. м, литеры ЕЕ1Е2Е3Е5, и зданию трансформаторной подстанции общей площадью 56 кв. м, литера Е.9, присвоен адрес: г. Оренбург, ул. Тихая, д. 4.
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 06.04.2010, относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование - для размещения производственных и административных зданий (кадастровый паспорт от 29.06.2011 N 56/11-90152).
Административное здание и здание трансформаторной подстанции приобретены обществом "Агропромтранс" по договору купли-продажи от 02.06.2009 у общества с ограниченной ответственностью "Караван-1". Ранее указанные объекты недвижимого имущества приобретены обществом с ограниченной ответственностью "Караван-1" у общества с ограниченной ответственностью "Реал" по договору купли-продажи от 08.04.2008, обществом с ограниченной ответственностью "Реал" у общества с ограниченной ответственностью "Центурион" по договору купли-продажи от 23.11.2004, обществом с ограниченной ответственностью "Центурион" - у открытого акционерного общества Акционерная транспортная компания "Оренбургавтотранс" по договору купли-продажи от 31.08.2004.
Открытым акционерным обществом Акционерная транспортная компания "Оренбургавтотранс" указанные объекты были приватизированы в составе иного имущества на основании плана приватизации, утвержденного решением Комитета по управлению государственным имуществом Оренбургской области от 17.03.1993 N 178-р. Согласно разд. I плана приватизации, что имущество арендного территориального производственного объединения "Оренбургавтотранс", преобразованного в результате приватизации в открытое акционерное общество Акционерная транспортная компания "Оренбургавтотранс", находилось до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Общество "Агропромтарнс" 05.07.2011 обратилось в Управление ФАУГИ с заявлением о приватизации земельного участка площадью 10 142 кв. м с кадастровым номером 56:44:0103001:512 на основании ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом обществом "Агропромтранс" указано, что на данном земельном участке находятся объекты недвижимого имущества, принадлежащие обществу на праве собственности, принадлежащее иным лицам недвижимое имущество отсутствует.
Управление ФАУГИ в письме от 12.07.2011 N ЛК-50/15-4836 возвратило обществу "Агропромтранс" заявление о выкупе земельного участка и приложенный к нему пакет документов. Управление указало на то, что по состоянию на 07.07.2011 право собственности Российской Федерации на данный земельный участок не зарегистрировано, в связи с чем на основании п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" обществу следует обратиться с соответствующим заявлением после государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок. Кроме того, Управление ФАУГИ указало на то, что на испрашиваемом земельном участке расположено помещение бомбоубежища, которое является объектом гражданской обороны и относится исключительно к федеральной собственности, приватизация которых запрещена. Управление ФАУГИ сообщило, что намерено инициировать судебный процесс о возврате бомбоубежища в собственность Российской Федерации.
Общество "Агропромтранс", полагая, что бездействие Управления ФАУГИ, выразившееся в непринятии в установленный срок решения о предоставлении ему спорного земельного участка на праве собственности, незаконно и нарушает исключительное право общества на выкуп земельного участка, обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с соответствующим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 названного Кодекса.
На основании п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В силу п. 4, 5.3, 5.39 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, наделено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации. На Росимущество возложено, в том числе, полномочие по принятию решения о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами, в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности.
На основании п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане и юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В силу п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что на спорном земельном участке расположено недвижимое имущество, которое до приватизации в 1993 году находилось в федеральной собственности, руководствуясь ст. 3 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю", пришел к выводу о том, что данный земельный участок находится в федеральной собственности, и это право является ранее возникшим в смысле ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признается юридически действительным при отсутствии его государственной регистрации. С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что земельный участок не является отнесенным к землям, государственная собственность на которые не разграничена, и Управление ФАУГИ как орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, вправе принять решение о предоставлении данного земельного участка обществу "Агропромтранс" на праве собственности.
Оставляя в силе решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из того, что Управление ФАУГИ полномочно распоряжаться спорным земельным участком, заявление о выкупе этого участка подано обществом "Агропромтранс" в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, решение по данному заявлению в установленный законом срок уполномоченным органом не принято.
Суд кассационной инстанции считает возможным оставить без изменения обжалуемые судебные акты на основании следующего.
В силу ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: 1) которые признаны таковыми федеральными законами, 2) право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю и 3) которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
До 01.07.2006 разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществлялось в соответствии с Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю". В ст. 3 указанного Закона было предусмотрено в качестве основания для внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, расположение на земельном участке приватизированного недвижимого имущества, находившегося до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" признан утратившим силу с 01.07.2006 Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю".
Согласно п. 1 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент ответа Управления ФАУГИ обществу "Агропромтранс" 12.07.2011) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Основанием для возвращения заявления о выкупе спорного земельного участка послужило утверждение Управления ФАУГИ об отсутствии у него полномочий по распоряжению земельным участком.
Судами установлено и сторонами не оспаривается, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, которые до приватизации в 1993 году находились в федеральной собственности.
Кроме того, как следует из письма Управления ФАУГИ от 12.07.2011, в подвале 4-х этажного здания, находящегося в собственности общества "Агропромтранс", расположено бомбоубежище. Как пояснил в судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества "Агропромтранс", в настоящее время Управление ФАУГИ обратилось в арбитражный суд с иском о признании права собственности Российской Федерации на данное помещение.
Следует отметить, что помещение, обладающее признаками бомбоубежища, является объектом с особым правовым режимом и в силу разд. III Приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" как объект оборонного производства, отнесен исключительно к федеральной собственности.
Наличие притязаний на вышеуказанный объект противоречит позиции Управления ФАУГИ, изложенной в письме от 12.07.2011, а также выраженной при рассмотрении спора в судах первой и апелляционной инстанций об отсутствии полномочий по рассмотрению заявления о предоставлении земельного участка в собственность.
С учетом изложенных обстоятельств судами обоснованно применены при рассмотрении спора положения ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и правомерно отклонено утверждение Управления ФАУГИ об отсутствии у него полномочий по распоряжению данным земельным участком и принятию решения о предоставлении этого земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку общество "Агропромтранс" обратилось с соответствующим заявлением в Управление ФАУГИ 05.07.2011, данное заявление в установленный законом срок по существу не было рассмотрено, суды пришли к верному выводу о бездействии Управления ФАУГИ, нарушающем ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также права и законные интересы общества, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
Ссылки заявителя на неправильное применение судом ст. 3 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю", ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", отклоняются в силу изложенного в мотивировочной части настоящего постановления.
Довод Управления ФАУГИ о том, что в настоящее время правом распоряжения спорным земельным участком обладает орган местного самоуправления, не принимается, поскольку заявителем в дело не представлены доказательства того, что в результате процедуры разграничения государственной собственности на землю, принятия Правительством Российской Федерации соответствующего распорядительного акта данный земельный участок мог бы быть отнесен к муниципальной собственности.
Нарушений судами норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.12.2011 г.. по делу N А47 - 6711/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2012 г. по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Наличие притязаний на вышеуказанный объект противоречит позиции Управления ФАУГИ, изложенной в письме от 12.07.2011, а также выраженной при рассмотрении спора в судах первой и апелляционной инстанций об отсутствии полномочий по рассмотрению заявления о предоставлении земельного участка в собственность.
С учетом изложенных обстоятельств судами обоснованно применены при рассмотрении спора положения ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и правомерно отклонено утверждение Управления ФАУГИ об отсутствии у него полномочий по распоряжению данным земельным участком и принятию решения о предоставлении этого земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку общество "Агропромтранс" обратилось с соответствующим заявлением в Управление ФАУГИ 05.07.2011, данное заявление в установленный законом срок по существу не было рассмотрено, суды пришли к верному выводу о бездействии Управления ФАУГИ, нарушающем ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также права и законные интересы общества, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
Ссылки заявителя на неправильное применение судом ст. 3 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю", ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", отклоняются в силу изложенного в мотивировочной части настоящего постановления."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 июля 2012 г. N Ф09-5689/12 по делу N А47-6711/2011
Хронология рассмотрения дела:
26.07.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7037/13
13.12.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12054/12
06.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5689/12
06.04.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1279/12
27.12.2011 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-6711/11