Екатеринбург |
|
02 августа 2012 г. |
Дело N А07-21373/11 |
См. также Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2011 г. N 18АП-12214/11
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Поротниковой Е.А., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭКО" (далее - ООО "ЭКО", общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.02.2012 по делу N А07-21373/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Обществом, Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам (далее - Госкомитет РБ по тарифам, комитет, заинтересованное лицо) заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителей. Данное ходатайство судом удовлетворено.
ООО "ЭКО" 31.07.2012 заявлено письменное ходатайство от 25.07.2012 N 142 о приобщении к материалам дела дополнительных документов (копию договора от 01.01.2012 N 17/1). Данное ходатайство судом кассационной инстанции отклонено в соответствии со ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (названными нормами не предусмотрено приобщение к делу дополнительных доказательств на стадии рассмотрения дела в суде кассационной инстанции).
ООО "ЭКО" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Госкомитету РБ по тарифам о признании незаконным предписания N 130/КИТ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения "Ишимбайский психоневрологический интернат" (далее - интернат).
Решением суда от 01.02.2012 (судья Азаматов А.Д.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2011 (судьи Арямов А.А., Плаксина Н.Г., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из законности оспоренного предписания.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на незаконность ненормативного правового акта, поскольку содержащееся в оспоренном предписании требование об осуществлении расчетов с интернатом по тарифам, устанавливаемым для категории "население" за услуги по утилизации отходов, незаконно.
ООО "ЭКО" указывает на то, что государственные учреждения, входящие в систему социального обслуживания населения не отнесены к числу потребителей в жилищном секторе, и отдельных тарифов на услуги по утилизации твердых бытовых отходов (далее - ТБО), образующихся от деятельности таких организаций комитетом не устанавливались. В связи с этим общество считает выводы судов об отнесении интерната к объектам жилищного фонда, не соответствующими законодательству.
Заявитель жалобы полагает, что расчеты с интернатом за оказание названной услуги, обоснованно осуществляются заявителем по тарифам, устанавливаемым для бюджетных потребителей.
ООО "ЭКО" считает, что в судебных актах отсутствует нормативное подтверждение вывода Госкомитета РБ по тарифам об отнесении услуг по утилизации отходов, образующихся от деятельности таких организаций к числу коммунальных услуг.
Общество ссылается также на то, что применительно к обстоятельствам дела, судами не проанализированы положения ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ).
Судами не рассмотрены требования ООО "ЭКО", буквально сформулированные в заявлении по тексту оспоренного предписания, выданного Госкомитетом РБ по тарифам, при этом из обжалуемых судебных актов невозможно установить круг обстоятельств, подлежащих доказыванию каждой их сторон в рамках данного спора.
Кроме того, судами не учтены положения ч. 4 ст. 4 Федерального закона N 210-ФЗ, касающиеся полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по установлению тарифов на услуги организаций коммунального комплекса; отдельных тарифов на услуги по утилизации отходов, образующихся от деятельности таких организаций, относящихся к системе социального обслуживания населения, заявителем не устанавливались.
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена судом кассационной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 23.11.2004 за основным государственным регистрационным номером 1040202767670 и осуществляет, в том числе, деятельность по удалению и обработке твердых отходов.
Постановлением Госкомитета РБ по тарифам от 25.11.2010 N 1296 для ООО "ЭКО" установлены тарифы на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов (ТБО), в том числе для населения - 31,2 руб. /куб. м, и для бюджетных потребителей - 52,13 руб. /куб. м.
Между обществом (исполнитель) и интернатом (заказчик) 01.01.2011 заключен договор N 2/26 о приеме и захоронении отходов на городском полигоне ТБО, которым определена стоимость оказываемых заявителем услуг по приему и захоронению отходов 5 и 4 классов опасности в размере, соответствующему установленному тарифу для бюджетных потребителей - 52,13 руб. /1 кв. м.
В связи с поступившим в Госкомитет РБ по тарифам обращением интерната, комитет направил в адрес ООО "ЭКО" письмо от 22.06.2011, содержащее разъяснение о необходимости осуществления расчетов с интернатом по тарифам категории потребителей "население".
Поскольку общество продолжило оказывать услуги по указанному договору на прежних условиях, комитет выдал обществу предписание от 07.09.2011 N 130/КИТ, которым, разъяснив правовой статус интерната, предписал: рассмотреть предписание (п. 1 предписания); прекратить нарушение Жилищного кодекса Российской Федерации, расчеты с интернатом следует производить по тарифам категории потребителей "население" (п. 2 предписания); о результатах рассмотрения предписания и принятых мерах, информацию о проводимой для исключения данных нарушений договорной работе сообщить в Госкомитет РБ по тарифам в срок до 2 недель с момента получения предписания в письменной форме (п. 3 предписания).
Считая предписание незаконным, ООО "ЭКО" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды исходили из соответствия оспоренного предписания действующему законодательству и отсутствия нарушения прав и законных интересов общества.
Выводы судов являются правильными, сделаны судами первой и апелляционной инстанций с учетом установленных фактических обстоятельств дела, имеющихся доказательств и норм действующего законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
В предписании, выданном Госкомитетом РБ по тарифам, указано на нарушение ООО "ЭКО" Жилищного кодекса Российской Федерации, выразившееся в осуществлении расчетов с интернатом не по тарифам категории потребителей "население", а также предписано устранить данное нарушение для исключения его в договорной работе, о результатах рассмотрения предписания и принятых мерах сообщить комитету в срок до 2-х недель с момента получения предписания.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих, в том числе утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов установлены Федеральным законом N 210-ФЗ.
Частью 2 ст. 1 Федерального закона N 210-ФЗ предусмотрено государственное регулирование тарифов на товары и услуги коммунального комплекса, включая производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Задачами государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений, связанных с неправомерностью и необоснованностью установления, изменения и применения тарифов и надбавок, регулируемых в соответствии с данным Федеральным законом ст. 17.1 Федерального закона N 210-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 210 государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль (надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", которые применяются к проверкам в отношении не являющихся субъектами естественных монополий, осуществляющих деятельность в коммунальном комплексе юридических лиц, индивидуальных предпринимателей ч. 4 ст. 17.1 Федерального закона N 210.
Пунктами 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), отнесены организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора).
Из системного анализа приведенных норм следует, что осуществление субъектом Российской Федерации регионального надзора и контроля в сфере коммунального комплекса полностью соответствует положениям федерального закона.
В силу п. 8 ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210 органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов принимают решения и выдают предписания в пределах своих полномочий, установленных данным Федеральным законом, которые обязательны для исполнения организациями коммунального комплекса.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть 4 статьи 4 Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2011 N 97, утвердившим Типовое положение об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам, утвержденным Указом Президента Республики Башкортостан от 24.09.2010 N УП-567 установлено, что Госкомитет РБ по тарифам является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации государственное регулирование тарифов (цен) и контроль за их применением (Указ, положение; л.д. 47-54).
Из анализа указанных норм следует, что комитет является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования тарифов, в том числе на услуги организаций коммунального комплекса (п. 3.1 положения о комитете).
С учетом вышеизложенного выводы судов о том, что оспариваемое предписание принято Госкомитетом РБ по тарифам правомерно, в рамках предоставленных Федеральным законом N 210-ФЗ полномочий, является обоснованным.
Судами установлено и материалами подтверждено, что ООО "ЭКО", оказывает услуги по вывозу (захоронению) ТБО, является организацией коммунального комплекса, предоставляющей указанную услугу по установленным для нее тарифам.
В силу п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
При этом условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации)
Как следует из материалов дела и установлено судами, между обществом (исполнитель) и интернатом (заказчик) 01.01.2011 заключен договор N 2/26 о приеме и захоронении отходов на городском полигоне ТБО, которым определена стоимость оказываемых заявителем услуг по приему и захоронению отходов 5 и 4 классов опасности в размере, соответствующему установленному тарифу для бюджетных потребителей - 52,13 руб. /1 кв. м.
Постановлением от 25.11.2010 N 1296 Госкомитетом РБ по тарифам для ООО "ЭКО" установлены тарифы на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов (ТБО), в том числе для населения - 31,2 руб. /куб. м, и для бюджетных потребителей - 52,13 руб. /куб. м.
Под тарифами на товары и услуги организаций коммунального комплекса следует понимать ценовые ставки, по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (п. 7 ст. 2 Федерального закона N 210).
В силу п. 8 ст. 2 Федерального закона N 210 под тарифами для потребителей следует понимать ценовые ставки, которые включают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающих производство товаров (оказание услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, без учета надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона N 210-ФЗ под организацией коммунального комплекса понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее, в том числе эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
В соответствии с п. 17 ст. 2 Федерального закона N 210-ФЗ, потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются лица, приобретающие по договору услуги по утилизации ТБО для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд.
В жилищном секторе потребителями услуг являются: в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации, которые приобретают коммунальные услуги для их предоставления лицам, использующим помещения в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений; в жилом доме - собственник этого дома или уполномоченное им лицо, предоставляющее коммунальные услуги.
Жилищный фонд в зависимости от целей использования включает в себя специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV этого кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (ч. 3 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации)
Пунктом 4 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда отнесены жилые помещения в системе социального обслуживания населения.
С учетом вышеуказанных норм права, а также положений подп. 12 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 10.02.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания в Российской Федерации", подп. 1 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста", суды установили, что интернат является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного, либо временного (сроком до 6 месяцев) проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе с предоставлением для них койко-мест и постоянной регистрацией в этом учреждении (по состоянию на 18.01.2012 в интернате проживает и зарегистрировано 502 человека), и входящий в систему социального обслуживания населения, в связи с чем суды пришли к выводу, что интернат относится к объектам жилищного фонда (Устав интерната, справка интерната от 17.01.2012 N 22).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.07.2006 N 214 утверждено Положение о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам на дому, в нестационарных, полустационарных и стационарных условиях государственными учреждениями социального обслуживания Республики Башкортостан, пунктом 3.2 которого установлено, что средства, полученные от граждан в качестве платы за социальные услуги, используются, в том числе, на оплату коммунальных услуг. Данное обстоятельство свидетельствует об участии граждан, проживающих в учреждениях социального обслуживания, в оплате коммунальных услуг.
Оценив и исследовав в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства, доказательства, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений в материалы дела и, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суды пришли к выводу о том, что интернат соответствует приведенному в п. 17 ст. 2 Федерального закона N 210-ФЗ понятию "потребитель услуг организаций коммунального комплекса" и несет обязанность по оплате коммунальной услуги по вывозу (захоронению) ТБО в соответствии с тарифом, установленным для потребителей, относящихся к категории "население".
Вместе с тем факт финансирования интерната за счет бюджета не исключает его из числа потребителей услуг категории "население", поскольку источник финансирования расходов интерната на оплату коммунальных услуг сам по себе не влияет в рассматриваемом случае на его отнесение к указанной категории. При этом отсутствие в материалах дела доказательств фактического участия проживающих в нем граждан в оплате коммунальных услуг, с учетом нормативно установленной обязательности такого участия, не является основанием для отнесения интерната к иной категории потребителей.
В связи с изложенным доводы ООО "ЭКО" о том, что судами не учтены положения ч. 4 ст. 4 Федерального закона N 210-ФЗ, касающиеся полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по установлению тарифов на услуги организаций коммунального комплекса; отдельных тарифов на услуги по утилизации отходов, образующихся от деятельности таких организаций, относящихся к системе социального обслуживания населения, заявителем не устанавливались, судом кассационной инстанции отклоняется как основанные на неправильном толковании норма материального права.
При таких обстоятельствах вывод судов об обоснованности, содержащегося в оспоренном предписании вывода Госкомитета РБ по тарифам о неправомерности осуществления обществом расчетов с интернатом по тарифам, установленным для бюджетных потребителей, является правильным, соответствует действующему законодательству и основан на материалах дела.
Доказательств нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности вынесенным предписанием ООО "ЭКО" в материалы дела не представлено.
С учетом вышеизложенного, выводы судов о том, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом, соответствует требованиям закона, является обоснованным в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований о признании недействительным предписания Комитета от 07.09.2011N 130/КИТ.
Довод общества о неясности формулировки, изложенной комитетом в оспариваемом предписании подлежит судом кассационной инстанции отклонению, поскольку общество, исходя из возражений, представленных в суд первой инстанции, в суд апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции, так как по существу ООО "ЭКО" не согласно с содержащейся в предписании мотивировкой.
Иные доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нарушений при рассмотрении дела судами норм материального и процессуального права, являющимися в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.02.2012 по делу N А07-21373/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2011 по тому же делу по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭКО" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив и исследовав в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства, доказательства, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений в материалы дела и, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суды пришли к выводу о том, что интернат соответствует приведенному в п. 17 ст. 2 Федерального закона N 210-ФЗ понятию "потребитель услуг организаций коммунального комплекса" и несет обязанность по оплате коммунальной услуги по вывозу (захоронению) ТБО в соответствии с тарифом, установленным для потребителей, относящихся к категории "население".
Вместе с тем факт финансирования интерната за счет бюджета не исключает его из числа потребителей услуг категории "население", поскольку источник финансирования расходов интерната на оплату коммунальных услуг сам по себе не влияет в рассматриваемом случае на его отнесение к указанной категории. При этом отсутствие в материалах дела доказательств фактического участия проживающих в нем граждан в оплате коммунальных услуг, с учетом нормативно установленной обязательности такого участия, не является основанием для отнесения интерната к иной категории потребителей.
В связи с изложенным доводы ООО "ЭКО" о том, что судами не учтены положения ч. 4 ст. 4 Федерального закона N 210-ФЗ, касающиеся полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по установлению тарифов на услуги организаций коммунального комплекса; отдельных тарифов на услуги по утилизации отходов, образующихся от деятельности таких организаций, относящихся к системе социального обслуживания населения, заявителем не устанавливались, судом кассационной инстанции отклоняется как основанные на неправильном толковании норма материального права."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 августа 2012 г. N Ф09-6259/12 по делу N А07-21373/2011