Екатеринбург |
|
08 августа 2012 г. |
Дело N А60-46593/2011 |
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Матанцева И.В.,
судей Дядченко Л.В., Крашенинникова Д.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Сельскохозяйственное предприятие "Красноуфимский аграрный колледж" (ИНН: 6619008920 ОГРН: 1036601055182, далее - предприятие "Красноуфимский аграрный колледж") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.01.2012 по делу N А60-46593/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области - Полюстров А.В. (доверенность от 11.01.2012 N 01-15-07/13);
предприятия "Красноуфимский аграрный колледж" - Южалкина С.В. (доверенность от 22.06.2012).
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к предприятию "Красноуфимский аграрный колледж" о взыскании (возврате) 1 439 150 руб. из общей суммы субсидий, полученных ответчиком на основании Соглашения от 07.10.2010 N 159.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.01.2012 (судья Койнова Н.В.) заявленные требования удовлетворены, с предприятия "Красноуфимский аграрный колледж" в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области взыскано 1 439 150 руб. основного долга.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012 (судьи Усцов Л.А., Голубцова Ю.А., Скромова Ю.В.) решение суда первой инстанции от 23.01.2012 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие "Красноуфимский аграрный колледж" просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что п. 2.3.1 соглашения предусмотрено использование субсидии для решения неотложных задач, обеспечивающих сохранение поголовья скота и своевременную подготовку проведения сезонных полевых работ под урожай 2011 года, направив полученные денежные средства на следующие цели: приобретение кормов, фуражного зерна, семян, горюче-смазочных материалов и удобрений. По мнению предприятия "Красноуфимский аграрный колледж", в материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие об использовании бюджетных денежных средств по назначению, а также доказательства сохранения поголовья скота на условиях, не противоречащих соглашению.
В письменном отзыве на кассационную жалобу Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области (министерство) и предприятием "Красноуфимский аграрный колледж" (получатель) 07.10.2010 заключено соглашение N 159 о предоставлении из областного бюджета субсидий на возмещение части фактических затрат в связи с гибелью сельскохозяйственных культур и по приобретению кормов, фуражного зерна, семян, горюче-смазочных материалов и удобрений, связанных с засухой 2010 года, согласно которому субсидия из областного бюджета предоставляется министерством в качестве:
1) возмещения части фактических затрат в связи с гибелью сельскохозяйственных культур в соответствии с актом экспертной оценки ущерба от гибели сельскохозяйственных культур в результате чрезвычайной ситуации "Засуха" в весенне-летний период 2010 года, оформленным в соответствии с Методическими рекомендациями по оформлению документов для экспертной оценки ущерба в отраслях агропромышленного комплекса, пострадавших от чрезвычайных ситуаций природного характера, утвержденными протоколом от 24.09.2008 г, N 51 Научно-технического совета Министерства сельского хозяйства Российской федерации (далее - Методические рекомендации) в сумме 686 100 руб.;
2) частичного возмещения фактических затрат по приобретению кормов, фуражного зерна, семян, горюче-смазочных материалов и удобрений на основании представленных получателем актов гибели сельскохозяйственных культур в результате чрезвычайной ситуации и отчетов о движении поголовья скота по состоянию на 01.09.2010 в размере 2878,3 рубля на одну корову, имеющуюся в наличии по состоянию на 01.09.2010 (в том числе арендованных коров), но не выше фактически произведенных затрат на приобретение кормов, фуражного зерна, семян, горюче-смазочных материалов и удобрений за период с 01.09.2010 по 31.12.2010) в сумме 1 439 150 руб.
Пунктом 1.2 соглашения предусмотрено, что предоставление субсидий осуществляется из резервного фонда Правительства Свердловской области в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 06.02.2007 N 75-ПП "Об утверждении Порядка расходования средств резервного фонда Правительства Свердловской области" с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 09.06.2010 N 895-ПП, от 24.08.2010 N 1241-ПП, по разделу 0400 "Национальная экономика", подразделу 0405 "Сельское хозяйство и рыболовство", целевой статье 0700400 "Резервные фонды исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", виду расходов 006 "Субсидии юридическим лицам" в пределах лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке главному распорядителю средств областного бюджета.
Согласно п. 1.3 соглашения предоставляемая субсидия имеет строго целевое назначение и не может быть использована в целях, не предусмотренных п. 2.3.1 настоящего Соглашения.
Пунктом 2.3.2 соглашения предусмотрено, что получатель обязуется сохранить поголовье коров, имевшееся в наличии по состоянию на 01.09.2010 (500 голов).
В случае выявления уполномоченными контролирующими органами нарушения условий, установленных для предоставления субсидий, включая факты использования субсидий на не предусмотренные соглашением цели, а также при снижении поголовья коров по состоянию на 01.01.2011 по сравнению с поголовьем коров на 01.09.2010 и при неподтверждении фактических затрат субсидий возвратить неправомерно полученные денежные средства в областной бюджет в течение 30 календарных дней с момента получения соответствующего требования (п. 2.3.5 соглашения).
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области во исполнение условий соглашения от 07.10.2010 N 159 платежным поручением перечислило на расчетный счет предприятию "Красноуфимский аграрный колледж" 2 125 250 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.12.2010 по делу N А60-20087/2010 предприятие "Красноуфимский аграрный колледж" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Определением суда от 04.06.2011 срок конкурсного производства в отношении должника продлен до 27.12.2011.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательства по сохранению поголовья коров в количестве 500 голов, обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
В обоснование заявленного требования истец указывает на нарушение ответчиком п. 2 ст. 9 Порядка предоставления субсидий, п. 2.3.2 соглашения от 07.10.2010, которым предусмотрена обязанность сельхозпредприятия по сохранению поголовья скота, имевшегося у предприятия "Красноуфимский аграрный колледж" в наличии (500 голов) к 01.01.2011.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из материалов дела усматривается, что истцом в адрес ответчика 07.04.2011 направлены письма о возврате субсидий по засухе 2010 года с требованиями о возврате суммы субсидий в размере 1 439 150 руб. в доход областного бюджета.
Согласно разъяснениям, содержащимся в подп. 32 п. 8 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 25.12.2008 N 1391-ПП, к полномочиям Министерства относится право от имени Свердловской области обращаться в суды с исками и выступать в судах в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Свердловской области по вопросам, связанным с предоставлением государственной поддержки субъектам агропромышленного комплекса, включая взыскание в бюджет Свердловской области неправомерно полученных или использованных не по назначению денежных средств, предоставленных в форме целевых субсидий.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что вышеуказанное требование относится к текущим платежам и подлежит предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве, а также учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих перечисление ответчиком истцу денежных средств в сумме 1 439 150 руб., суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному, соответствующему законодательству выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
В связи с тем, что заявителю кассационной жалобы была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, доказательства ее уплаты в заседание суда кассационной инстанции не представлены, с предприятия "Красноуфимский аграрный колледж" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в размере 2000 руб.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.01.2012 по делу N А60-46593/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Сельскохозяйственное предприятие "Красноуфимский аграрный колледж" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Сельскохозяйственное предприятие "Красноуфимский аграрный колледж" в доход федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.В.Матанцев |
Судьи |
Л.В.Дядченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1.2 соглашения предусмотрено, что предоставление субсидий осуществляется из резервного фонда Правительства Свердловской области в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 06.02.2007 N 75-ПП "Об утверждении Порядка расходования средств резервного фонда Правительства Свердловской области" с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 09.06.2010 N 895-ПП, от 24.08.2010 N 1241-ПП, по разделу 0400 "Национальная экономика", подразделу 0405 "Сельское хозяйство и рыболовство", целевой статье 0700400 "Резервные фонды исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", виду расходов 006 "Субсидии юридическим лицам" в пределах лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке главному распорядителю средств областного бюджета.
...
В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
...
Согласно разъяснениям, содержащимся в подп. 32 п. 8 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 25.12.2008 N 1391-ПП, к полномочиям Министерства относится право от имени Свердловской области обращаться в суды с исками и выступать в судах в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Свердловской области по вопросам, связанным с предоставлением государственной поддержки субъектам агропромышленного комплекса, включая взыскание в бюджет Свердловской области неправомерно полученных или использованных не по назначению денежных средств, предоставленных в форме целевых субсидий."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 августа 2012 г. N Ф09-6367/12 по делу N А60-46593/2011