Екатеринбург |
|
08 августа 2012 г. |
Дело N А34-673/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Кангина А.В., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газинвест 1" (ИНН: 4501131354, ОГРН: 1074501004423); (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Курганской области от 23.05.2012 по делу N А34-673/2012.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Степанян Н.П. (доверенность от 10.01.2012 N 01/2012).
Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Администрации города Кургана (ОГРН: 1024500521506); (далее - администрация) о признании недействующим постановления от 25.11.2011 N 8613 "Об установлении тарифов МУП "Курганводоканал" на подключение к системам водоснабжения и водоотведения и тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системам водоснабжения и водоотведения "МУП "Курганводоканал" на 2011-2015 годы" (далее - постановление от 25.11.2011 N 8613).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие "Курганводоканал" (далее - МУП "Курганводоканал", предприятие), Департамент экономического развития предпринимательства и торговли Администрации города Кургана (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 23.05.2012 (судьи Полякова А.И.. Григорьев А.А., Губанова Е.И.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановление администрации от 25.11.2011 N 8613 признано соответствующим положениям ст. 3, 4, 5, 10, 11 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ), п. 41, 42 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - постановление N 520).
В кассационной жалобе общество просит названный судебный акт отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества При этом заявитель ссылается на то, что инвестиционной Программой по развитию муниципальных сетей водоснабжения и водоотведения МУП "Курганводоканал" на 2011 - 2015 годы" (далее - инвестиционная Программа) финансовые потребности определены исходя из расходов на виды строительно - монтажных работ (далее - СМР), проект. Следовательно, расчет тарифа, по мнению общества, должен состоять их финансовых потребностей согласно СМР. Однако в инвестиционной Программе финансовые потребности не соответствуют стоимости СМР.
Кроме того, общество в кассационной жалобе указывает на то, что в сводке затрат в Сводном сметном расчете 71-97-См 133 на реконструкцию КНС - 14 в Заозерном районе г. Кургана СМР составляет 32 837 руб. 43 коп. с налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) утвержденным положительным заключением государственной экспертизы N 45-1-5-0165-08, следовательно, как полагает заявитель, инвестиционная Программа является не обоснованной.
Также заявитель кассационной жалобы полагает, что само по себе наличие утвержденной инвестиционной Программы не освобождает орган регулирования муниципального образования от соблюдения принципа доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса при установлении тарифа на подключение к системам коммунальной инфраструктуры.
Как следует из материалов дела, общество на основании договора купли-продажи незавершенных строительством объектов от 11.10.2011 N КЗ-06-01 является собственником таких объектов, представил свидетельства о регистрации права собственности на незавершенные строительством объекты, расположенные по адресу: г. Курган, 6 микрорайон, ул. Витебского, поз. 1, поз. 2.
Администрацией вынесено постановление 25.11.2011 N 8613.
Общество полагая, что названным нормативным актом нарушены его права и законные интересы как правообладателя незавершенных строительством объектов, обратился с заявлением о признании его недействующим.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный акт права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности не нарушает, препятствий в экономической деятельности не создает.
Выводы суда являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания ч. 4, 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
Согласно ст. 5 Закона N 210-ФЗ установление тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Представительные органы муниципальных образований утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с п. 1 постановления N 520 организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 5 названного Закона органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления наделены полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.
Как установлено судом, из содержания технических условий от 24.03.2006 N 103, утвержденные МУП "Курганводоканал" следует, что подключение дома по ул. Витебского в 6-м микрорайоне возможно после окончания реконструкции КНС N 14, для чего техническими условиями предусматривалось установление двух погружных насосов. Письмом от 23.04.2009 N 5 предприятие дополнительно доводит до сведения общества о пункте технических условий N 103 от 24.03.2006 "Особые условия" - о возможности подключения дома после окончания реконструкции N 14, которыми предусматривалось установка двух погружных насосов, но до настоящего времени обществом не исполнено.
Новые технические условия разработаны 28.11.2011 за N 346, из которых следует, что обществу необходимо заключить договор на подключение и оплатить сумму, рассчитанную в соответствии с тарифом на подключение, принятым Решением Думы от 16.11.2011 N 254 ("Об установлении тарифов на подключение _").
Сметная стоимость реконструкции КНС-14 выполнена в ценах 2 квартала 2008, при этом структура сметной стоимости включает в себя не только СМР, но и расходы на оборудование (23919 руб. 56 коп.), прочие затраты (3 411 руб. 98 коп.) и проектно-изыскательские работы (1904 руб. 54 коп.) и составляет 60 268 руб. 97 коп.
Согласно письму Минрегиона России от 02.03.2011 N 4511-КК/08 МУП "Курганводоканал" выполнил перерасчет сводного сметного расчета в ценах 2011 года, который составил 67 851 руб. 03 коп., что совпадает с расчетами инвестиционной Программы по данному объекту - КНС-14.
Из оспариваемого постановления, как верно указано судом, видно, что оно принималось со ссылкой на Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закон N 210-ФЗ, Устав МО города Кургана, Решение Курганской городской Думы от 16.11.2011 N 254 "Об утверждении инвестиционной программы по развитию муниципальных систем водоснабжения и водоотведения МУП "Курганводоканал" на 2011-2015 годы".
Пунктом 1 оспариваемого Постановления установлены тарифы предприятию на подключение к системам водоснабжения и водоотведения и тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системам водоснабжения и водоотведения "МУП "Курганводоканал" на 2011-2015 годы согласно Приложению.
Пунктом 2 определено, что тарифы действуют по 31.12.2015 года. В силу п. 3 оспариваемое постановление опубликовано в газете "Курган и курганцы" от 29.11.2011 N 7.
На момент принятия оспариваемого постановления и по настоящее время решение Курганской городской Думы от 16.11.2011 N 254 "Об утверждении инвестиционной программы по развитию муниципальных систем водоснабжения и водоотведения МУП "Курганводоканал" на 2011-2015 годы" является действующим. Инвестиционная программа МУП "Курганводоканал" по развитию системы водоснабжения и водоотведения на 2011 - 2015 годы утверждена указанным выше решением Думы, которое было опубликовано 26.11.2011 и вступило в законную силу.
Решение Думы от 16.11.2011 N 254 было принято со ссылкой на Решение Курганской городской Думы от 16.03.2011 N 44 "Об утверждении технического задания по разработке инвестиционной программы развития, реконструкции и модернизации муниципальных систем водоснабжения и водоотведения МУП "Курганводоканал" на 2011-2015 годы", которое не оспаривается и является действующим.
Исполнителем утвержденной инвестиционной программы является предприятие, в целях финансирования которой постановлением от 25.11.2011 N 8613 были утверждены тарифы МУП "Курганводоканал" на подключение к системе водоснабжения - 1 830 руб., тариф на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, сооружений, иных объектов) к системе водоснабжения МУП "Курганводоканал" - 1 830 руб.
Тариф предприятия на подключение к системе водоотведения - 1 743 руб., тариф на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, сооружений, иных объектов) к системе водоотведения МУП "Курганводоканал" - 1 743 руб.
Судом установлено и из материалов дела видно, что в оспариваемом постановлении в разделе "примечание" указан размер платы за подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, сооружений, строений и иных объектов) к системе водоснабжения (водоотведения) МУП "Курганводоканал" определяется расчетным путем как произведение заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта), обеспечиваемой системой водоснабжения (водоотведения) для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения и иного объекта, и тарифа на подключение к системе водоснабжения (водоотведения) МУП "Курганводоканал", умноженного на 24.
Постановлением от 25.11.2011 N 8613 установлены тарифы на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения и тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов для МУП "Курганводоканал", применяемые на территории муниципального образования, без указания конкретных лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по заключению публичных договоров на подключение к системе коммунальной инфраструктуры.
При таких обстоятельствах, суд руководствуясь, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования города Кургана пришел к верному выводу о том, что постановление от 25.11.2011 N 8613 является нормативным правовым актом, принятым исполнительным органом местного самоуправления в пределах его компетенции.
Согласно п. 1 ст. 10 Закона N 210-ФЗ финансовые потребности организаций коммунального комплекса, участвующих в реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, которые необходимы для реализации их инвестиционных программ, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) указанных организаций, в том числе за счет платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с п. 11 ст. 2 Закона N 210-ФЗ плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения - плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, иного объекта, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта (далее также - плата за подключение);
Исходя из ст. 12 Закона N 210-ФЗ плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования, устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что инвестиционная программа включает в себя мероприятия как по увеличению мощности всей системы, так и по модернизации, в том числе по КНС N 14, к которой общество планирует подключение своего объекта капитального строительства.
На основании п. 9 ст. 2 Закона N 210-ФЗ на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) - ценовая ставка, формирующая плату за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения указанных объектов недвижимости.
В силу ст. 12 Закона N 210-ФЗ размер платы за подключение определяется как произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки.
Из оспариваемого постановления следует, что тариф МУП "Курганводоканал" на подключение к системе водоснабжения, как верно указано судом, рассчитан следующим образом: финансовые потребности на реализацию мероприятий по водоснабжению (приложение N 1 к инвестиционной программе, л.д.82,т.1) - 1 151 605 руб. 76 коп. : 26,225 тыс.куб.м/сутки - прогнозируемая присоединяемая нагрузка в период реализации инвестиционной программы (таблица 1 "Ведомость технических характеристик земельных участков_, утвержденная Решением Курганской городской Думы N 44 от 16.03.2011, л.д.116,т.2) дает сумму 43913т.руб. : 24 часа = 1 830 руб. финансовые потребности на реализацию мероприятий по водоотведению (приложение N 1 к инвестиционной программе) - 1 097 482 руб. 07 коп. : 26,225 тыс.куб.м/сутки - прогнозируемая присоединяемая нагрузка в период реализации инвестиционной программы (таблица 1 "Ведомость технических характеристик земельных участков_, утвержденная Решением Курганской городской Думы N 44 от 16.03.2011) дает сумму 41 849 руб. : 24 часа = 1 743 руб.
Плата за подключение вносится на основании публичного договора, заключаемого организацией коммунального комплекса с обратившимися к ней лицами, осуществляющими строительство объекта.
Судом установлено, что общество не оспаривает правильность формулы, примененной предприятием при расчете тарифа в оспариваемом постановлении, также установлено, что договор на подключение не заключен, общество оплату за подключение по тарифам оспариваемого постановления не производило.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что объект общества может быть подключен к системе коммунальной инфраструктуры при условии проведения мероприятий, перечисленных в инвестиционной программе. Оспариваемым нормативным актом права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности не нарушаются, препятствий в экономической деятельности не создает.
Таким образом, судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных обществом требований.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что само по себе наличие утвержденной инвестиционной Программы не освобождает орган регулирования муниципального образования от соблюдения принципа доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса при установлении тарифа на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, судом кассационной инстанции не принимается.
Указанный довод был рассмотрен судом первой инстанции, который на основании оценки доказательств по делу сделал обоснованный вывод о том, что из заключения Департамента следует, что анализ доступности тарифов на подключение к системам водоснабжения и водоотведения соответствует критериям доступности, утвержденным постановлением администрации от 08.02.2010 N 1175.1, заключению о доступности указанных тарифов для потребителей согласно Приказу от 04.-7.2011 N 2471.
Иные доводы кассационной жалобы общества судом кассационной инстанции отклоняются как не подтвержденные материалами дела и основанные на неверном толковании норм действующего законодательства
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 23.05.2012 по делу N А34-673/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газинвест 1" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А.Поротникова |
Судьи |
А.В.Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 11 ст. 2 Закона N 210-ФЗ плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения - плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, иного объекта, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта (далее также - плата за подключение);
Исходя из ст. 12 Закона N 210-ФЗ плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования, устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
...
На основании п. 9 ст. 2 Закона N 210-ФЗ на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) - ценовая ставка, формирующая плату за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения указанных объектов недвижимости.
В силу ст. 12 Закона N 210-ФЗ размер платы за подключение определяется как произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 августа 2012 г. N Ф09-6752/12 по делу N А34-673/2012
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17113/12
07.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17113/12
08.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6752/12
23.05.2012 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-673/12