Екатеринбург |
|
17 августа 2012 г. |
Дело N А50-24318/2011 |
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2012 г. N 17АП-2994/12
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Черкезова Е. О., Кангина А. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного автономного учреждения здравоохранения Пермского края "Городская клиническая больница N 4" (далее - заявитель, учреждение) на решение Арбитражного суда Пермского края от 15.02.2012 по делу N А50-24318/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2012 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Пермского края с требованиями о признании недействительным предписания по устранению нарушений обязательных требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 29.08.2011 N 4/1/1, выданного государственным инспектором 3 Отдела надзорной деятельности г. Перми по Мотовилихинскому району, п. Новые Ляды и Пермскому муниципальному району по пожарному надзору Байновым Д.В. (далее - административный орган).
Решением суда от 15.02.2012 (судья Катаева М.А.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2012 (судьи Риб Л.Х., Васева Е.Е., Варакса Н.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение процедуры проверки, выразившееся в несвоевременном уведомлении о проведении проверки; то, что распоряжение о проведении проверки не содержит обязательных для данного документа реквизитов, вручено ненадлежащему лицу - заместителю главного врача по мобилизационной работе и гражданской обороне, в то время как руководителем учреждения является главный врач; обязанность по обеспечению населения средствами индивидуальной защиты в отношении работников созданных органами местного самоуправления муниципальных учреждений возлагается на органы местного самоуправления, следовательно, предписание вынесено в адрес ненадлежащего лица, является неисполнимым, поскольку лимитов на приобретение средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) учреждение не имеет, аукционные процедуры займут продолжительное время.
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена судом кассационной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения административного органа в период с 17 по 29 августа 2011 года в отношении учреждения проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Проверкой установлено нарушение требований законодательства, выразившееся в том, что учреждением не приняты меры к обеспечению запаса средств индивидуальной защиты (противогазов) для работников из расчета 100% от общей численности работников; отсутствует запас противогазов, равный 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов. Установленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 17.08.2011 N 4/1/1.
Административным органом 29.08.2011 вынесено и направлено в адрес учреждения предписание об устранении нарушения в срок до 15.10.2011.
Полагая, что проверка проведена с нарушениями, обязанность по принятию мер для обеспечения запаса средств индивидуальной защиты возложена на него незаконно, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали на законность предписания и отсутствии нарушений процедуры проверки.
Такие выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) понятие "предупреждение чрезвычайных ситуаций" определено как комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 27 Закона N 68-ФЗ).
В силу подп. "а" п. 4 Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 712 органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Пунктом 6 названного Положения установлено, что должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции имеют право выдавать организациям предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано административным органом в пределах предоставленных ему полномочий.
Судами установлено, что учреждение является объектом, отнесенным к гражданской обороне, поскольку в силу функционального назначения в нем массово и круглосуточно пребывают люди, в том числе маломобильные группы населения.
Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и технического характера учреждения предусмотрена защита персонала учреждения по месту постоянной дислокации за счет использования СИЗ при возникновении опасности химического заражения, в том числе и от завода "Минеральные удобрения", радиус химического заражения от которого составляет 40 км (п. 2.4 раздела 1, п. 2.5 раздела 2 плана).
Статьей 14 Закона N 68-ФЗ закреплена обязанность организаций по планированию и осуществлению необходимых мер в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций (подп. а); финансированию мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций (подп. е); созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (подп. ж).
В силу п. 3 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС России от 21.12.2005 N 993 (далее - Положение) накопление средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - запасы (резервы) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Пунктом 8 Положения предусмотрено, что накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в п. 6, 7 названного Положения.
Согласно п. 6, 7 Положения обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее, в том числе, на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне; обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее, в том числе, на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах.
Обеспечение населения СИЗ осуществляется, в том числе, органами местного самоуправления - работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений; организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
Исходя из содержания п. 4 Положения обязанность по обеспечению СИЗ возложена как на органы местного самоуправления в отношении определенных категорий населения, так и на организаций без учета организационно правовой формы.
Судами установлено, что Положением о штабе по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям учреждения, утвержденного главным врачом, установлено, что одной из функций учреждения является приобретение и организация хранения средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, другого имущества гражданской обороны, предусмотренного табелями и нормами оснащения формирований гражданской обороны, сотрудников объекта.
Для реализации данной функции, одной из основных задач Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности учреждения предусмотрено создание фондов финансовых и материально-технических ресурсов для проведения профилактических мероприятий, оснащения формирований и обеспечения средствами защиты персонала, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и оказания помощи пораженным (п. 2.3. Положения, утвержденного приказом учреждения от 18.06.2009 N 233).
Согласно предписания учреждению предложено принять меры для обеспечения запаса СИЗ работников организации, что предполагает возможность обращения за финансированием мероприятий по исполнению предписания к органам, являющимся согласно уставу учредителем организации.
Доказательства невозможности исполнения предписания в указанный срок не представлены.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание не противоречит требованиям законодательства и не нарушает прав и законных интересов организации.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 15.02.2012 по делу
N А50-24318/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного автономного учреждения здравоохранения Пермского края "Городская клиническая больница N 4" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 3 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС России от 21.12.2005 N 993 (далее - Положение) накопление средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - запасы (резервы) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Пунктом 8 Положения предусмотрено, что накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в п. 6, 7 названного Положения.
Согласно п. 6, 7 Положения обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее, в том числе, на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне; обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее, в том числе, на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах.
...
Исходя из содержания п. 4 Положения обязанность по обеспечению СИЗ возложена как на органы местного самоуправления в отношении определенных категорий населения, так и на организаций без учета организационно правовой формы."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 августа 2012 г. N Ф09-5003/12 по делу N А50-24318/2011
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5003/12
28.04.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2994/12
24.04.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2994/12
15.02.2012 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-24318/11