Екатеринбург |
|
17 августа 2012 г. |
Дело N А50-22852/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Лазарева С.В., Смирнова А.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Чайковского муниципального района Пермского края (далее - администрация) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2012 по делу N А50-22852/2011 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество с ограниченной ответственностью "Чайковская служба землеустроительных работ "Земля" (ИНН 5920020198, ОГРН 1035901767990; далее - общество "Земля") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа администрации в предоставлении земельных участков в аренду, о возложении на администрацию обязанности устранить нарушение прав заявителя путем принятия решения о предоставлении земельных участков.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.01.2012 (судья Батракова Ю.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2012 (судьи Зеленина Т.Л., Дюкин В.Ю., Усцов Л.А.) решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным, несоответствующим ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, изложенный в письме от 13.10.2011 N 01/03-09-275 отказ администрации в предоставлении в аренду обществу "Земля" земельных участков с кадастровыми номерами 59:12:00 10718:2, 59:12:0010718:3, 59:12:0010718:4, находящихся по адресу: Пермский край, г. Чайковский, территория бывшего тепличного комбината. На администрацию возложена обязанность в месячный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения в установленном порядке заявления общества "Земля" и принятия решения о предоставлении земельных участков в аренду.
В кассационной жалобе администрация просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушение ст. 30, 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель указывает на необходимость предоставления земельных участков путем проведения торгов в связи с поступлением соответствующих заявок от нескольких лиц. По ее мнению, возложение на администрацию обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения в установленном порядке заявления общества "Земля" и принятия решения о предоставлении земельных участков в аренду нарушает установленные п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации принципы эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Как установлено судами, общество "Земля" обратилось в администрацию с заявлением от 24.08.2011 о предоставлении в аренду на 5 лет для посадки картофеля земельных участков: с кадастровым номером 59:12:0010718:2 площадью 7 212 кв. м, с кадастровым номером 59:12:0010718:3 площадью 10 283,4 кв. м, с кадастровым номером 59:12:0010718:4 площадью 33 778,4 кв. м, расположенных по адресу: Пермский край, г. Чайковский, территория бывшего тепличного комбината.
В муниципальной газете "Огни Камы" от 24.09.2011 N 220-224 было размещено информационное сообщение о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 59:12:0010718:2, 59:12:0010718:3, 59:12:0010718:4.
В этой же газете 01.10.2011 N 226-230 опубликован отзыв сообщения от 24.09.2011 в части информации о названных земельных участках.
Письмом от 13.10.2011 N 01/03-09-275 администрация отказала обществу "Земля" в предоставлении испрашиваемых земельных участков, указав, что после процедуры изменения их вида разрешенного использования в соответствии с принятыми правилами землепользования и застройки г. Чайковского, утвержденными решением Думы Чайковского городского поселения от 21.09.2011 N 446, земельные участки будут реализованы путем проведения торгов.
Полагая, что отказ в предоставлении земельных участков является незаконным, общество "Земля" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку в связи с отзывом информации о предоставлении испрашиваемых земельных участков процедура их предоставления не соблюдена, волеизъявление администрации на предоставление земельных участков в аренду отсутствовало, разрешенное использование земельных участков не соответствует разрешенному использованию земельных участков в территориальной зоне Ж-6.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что основания отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков заявителю, указанные в оспариваемом письме, не соответствуют ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Решением Земского собрания Чайковского муниципального района от 29.09.2010 N 827 утверждено Положение о порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Чайковского муниципального района (далее - Положение).
В силу п. 2.1, 2.2 Положения лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, обращаются с соответствующим заявлением в администрацию. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на земельный участок.
При наличии кадастрового учета испрашиваемого земельного участка Комитет по управлению имуществом: 1) готовит проект постановления главы Чайковского муниципального района об утверждении схемы расположения земельного участка; 2) обеспечивает информирование населения через средства массовой информации (муниципальную газету "Огни Камы") о предстоящем предоставлении земельного участка (п. 2.7 Положения о порядке предоставления земельных участков).
В соответствии с п. 2.9 Положения основаниями отказа в предоставлении земельного участка являются: 1) отнесение земельного участка к землям, изъятым из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельного участка; 3) резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Судом апелляционной инстанции установлено, что заявление о предоставлении земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, было подано заявителем с соблюдением требований, установленных Положением.
В качестве основания для отказа в предоставлении земельных участков администрация в оспариваемом решении ссылается на необходимость реализации испрашиваемых земельных участков путем проведения торгов.
Между тем ссылка на соответствующее решение о проведении в отношении испрашиваемых земельных участков торгов (конкурса, аукциона) в оспариваемом отказе отсутствует.
Доказательств, свидетельствующих о необходимости проведения торгов по предоставлению названных земельных участков, например, в связи с поступлением после опубликования информации о предоставлении земельных участков в муниципальной газете "Огни Камы" заявок от иных лиц, администрацией не представлено.
Таким образом, администрацией не подтверждена необходимость проведения торгов по предоставлению испрашиваемых земельных участков и, соответственно, отзыва информационного сообщения и прекращения процедуры предоставления испрашиваемых земельных участков.
Кроме того, как следует из кадастровых паспортов от 12.10.2011 (л.д. 9-14), в качестве вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 59:12:0010718:2, 59:12:0010718:3, 59:12:0010718:4 указан вид "под посадку картофеля". На момент рассмотрения заявления и оспариваемого отказа в предоставлении земельных участков он не изменен. Названное разрешенное использование не противоречит видам разрешенного использования в территориальной зоне дачных участков Ж-6, в основные виды разрешенного использования которой включен вид разрешенного использования "сады, огороды".
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя на получение испрашиваемых земельных участков в аренду.
Суд апелляционной инстанции правильно отметил, что то несоблюдение процедуры предоставления земельных участков (информация о предоставлении земельных участков была отозвана до истечения срока, в который заинтересованные лица вправе подать свои заявления), не является основанием для отказа в признании оспариваемого решения незаконным. В силу ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2.7 Положения информирование населения о предстоящем предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, является обязанностью администрации.
Довод заявителя кассационной жалобы о нарушении судом апелляционной инстанции установленных п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков отклоняется, так как суд, установив незаконность оспариваемого отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков по изложенным в нем основаниям, в качестве способа устранения нарушений прав заявителя возложил на администрацию обязанность рассмотреть в установленном порядке заявление общества "Земля" и принять по результатам его рассмотрения соответствующее решение, что не исключает при наличии заявок от других лиц, поданных после опубликования информации возможность предоставления земельных участков в ином порядке и иным лицам.
Приложенные заявителем к кассационной жалобе дополнительные доказательства не могут быть приняты судом кассационной инстанции во внимание, так как они не были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2012 по делу N А50-22852/2011 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Чайковского муниципального района Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции правильно отметил, что то несоблюдение процедуры предоставления земельных участков (информация о предоставлении земельных участков была отозвана до истечения срока, в который заинтересованные лица вправе подать свои заявления), не является основанием для отказа в признании оспариваемого решения незаконным. В силу ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2.7 Положения информирование населения о предстоящем предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, является обязанностью администрации.
Довод заявителя кассационной жалобы о нарушении судом апелляционной инстанции установленных п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков отклоняется, так как суд, установив незаконность оспариваемого отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков по изложенным в нем основаниям, в качестве способа устранения нарушений прав заявителя возложил на администрацию обязанность рассмотреть в установленном порядке заявление общества "Земля" и принять по результатам его рассмотрения соответствующее решение, что не исключает при наличии заявок от других лиц, поданных после опубликования информации возможность предоставления земельных участков в ином порядке и иным лицам."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 августа 2012 г. N Ф09-6243/12 по делу N А50-22852/2011
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6243/12
30.03.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1789/12
13.03.2012 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1789/12
23.01.2012 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-22852/11