Екатеринбург |
|
22 августа 2012 г. |
Дело N А50-6032/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Сухановой Н.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии Пермского края (ОГРН: 1025900537574; ИНН: 5902184588; далее - РЭК Пермского края) на решение Арбитражного суда Пермского края от 07.06.2012 по делу N А50-6032/2012.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель РЭК Пермского края - Мелехина Т.И. (доверенность от 04.05.2012).
Общество с ограниченной ответственностью "Информационно-расчетный центр "Комби" (ИНН: 5919005981, ОГРН: 10759000244; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (уточнив заявленные требования в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействующим п. 1.8 постановления РЭК Пермского края от 26.01.2012 N 3-вг "О признании утратившими силу отдельных постановлений Региональной энергетической комиссии Пермского края".
Решением суда от 07.06.2012 (судьи Мещерякова Т.И., Трефилова Е.М., Аликина Е.Н.) п. 1.8 постановления РЭК Пермского края от 26.01.2012 N 3-вг признан не действующим, как несоответствующий ст. 3, 13, 14 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ).
В кассационной жалобе РЭК Пермского края, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит обжалуемый судебный акт отменить. Заявитель жалобы указывает, что согласно ст. 14 Закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют право на досрочный пересмотр тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Заявитель жалобы указывает, что постановлением РЭК Пермского края от 30.11.2011 N 24 установлен предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по всем муниципальным образованиям Пермского края на 2012 год в размере 112,0%, а тарифы на горячую воду общества установлены постановлением РЭК Пермского края от 08.12.2011 N 214-вг с превышением предельного максимального индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Анализ принятых решений РЭК Пермского края об установлении тарифов выявил по некоторым видам услуг увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги в связи с увеличением платежа за горячее водоснабжение в размере, превышающем установленный предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. В целях недопущения роста платы граждан за коммунальные услуги указанное постановление РЭК Пермского края было правомерно признано утратившим силу согласно п. 1.8 постановления РЭК Пермского края от 26.01.2012 N 3-вг.
В отзыве на кассационную жалобу общество отклоняет доводы заявителя кассационной жалобы, считая обжалуемый судебный акт законным.
Суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что постановлением РЭК Пермского края от 08.12.2011 N 214-вг "О тарифах на горячую воду для потребителей ООО "ИРЦ Комби" (Красновишерский район)" установлены тарифы на горячую воду на период с 01.02.2012 по 31.01.2013 включительно с соответствующей календарной разбивкой.
Вместе с тем в целях приведения в соответствии с действующим законодательством РЭК Пермского края приняло оспариваемое постановление (п. 1.8) о признании утратившим силу нормативного правового акта, устанавливающего тарифы для общества.
Полагая, что данное постановление нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании недействующим пункта указанного постановления.
Удовлетворяя заявленное требования общества, суд исходил из того, что признание РЭК Пермского края утратившим силу нормативного правового акта в оспариваемой части в отсутствие решения о досрочном пересмотре тарифа, противоречит действующему законодательству.
Вывод суда является обоснованным, соответствует нормам права и обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания ч. 4, 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (ч. 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесена организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В силу ч. 4 ст. 7 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются, в том числе: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающие финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ, что определяет необходимость экономического обоснования установления тарифа.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с Законом о тарифах и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Правила).
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным ст. 14 данного Закона.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 20 ст. 2 Закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ определено, что предельные индексы устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.
Норма ст.6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса предусматривает соответствие размера платы граждан за коммунальные услуги установленным предельным минимальным и (или) максимальным индексам возможного изменения размеры платы граждан за коммунальные услуги.
Согласно письму Минрегионразвития России от 25.11.2011 N 32565-ИБ/14 в целях недопущения увеличения платы граждан за коммунальные услуги с 1 января 2012 применять указанную ст. 6 необходимо непосредственно при государственном регулировании тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса на 2012 год.
Статьёй 14 Закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ установлен досрочный пересмотр тарифов и надбавок, в том числе в случае изменения установленных или установления предельных индексов (п. 9 ч. 1). При этом в части 8 данной статьи предусмотрено, что досрочный пересмотр тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса производится органами регулирования в течение не более двух календарных месяцев со дня возникновения основания для досрочного пересмотра указанных тарифов и надбавок, за исключением случаев досрочного пересмотра тарифов и надбавок по основаниям, указанным в п. 4, 5 и 9 ч. 1 и п. 3 и 4 ч. 1.1 настоящей статьи.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 18.10.2011 N 248-э/1 в целях реализации, в том числе норм Закона, установлены предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в том числе по Пермскому краю от 100 до 111,9% в зависимости от периода действия тарифов.
Постановлением комиссии от 30.11.2011 N 24 установлен предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по всем муниципальным образованиям Пермского края на 2012 г. в размере 112%.
Исследуя материалы дела, суд установил, что на заседании правления РЭК Пермского края от 08.12.2011 расходы общества, учитываемые при расчете тарифов на горячую воду, признаны обоснованными. На момент рассмотрения материалов тарифного дела общества и утверждения тарифа РЭК Пермского края располагала информацией об установлении предельного максимального индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Пермского края, однако данная информация им не учтена.
Судом учтено, что принятие оспариваемого пункта постановления вызвано тем, что при проведении развернутого анализа решений комиссии по утвержденным тарифам на горячую воду на 2012 г. ею установлено, что по отдельным категориям возможно увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги, в связи с увеличением платежа за горячее водоснабжение, в размере, превышающем установленный предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Оценив доказательства, представленные в материалы дела, в том числе анализ принятых решений по ГВС, суд установил, что данный анализ не может быть принят в качестве доказательства, подтверждающего правомерность действий РЭК Пермского края, поскольку не содержит даты, подписи должностного лица, отсутствует документ на полномочие по подготовке указанного анализа. Доказательств пересмотра тарифов в установленном законом порядке не представлено.
В соответствии с требованиями ст. 9 и ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих возражений; лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что РЭК Пермского края 26.01.2012 рассматривал вопрос о признании утратившим силу, в том числе постановления, утвердившего тариф для общества на 2012 год. Вопрос о досрочном пересмотре тарифа не рассматривался. Текст постановления РЭК Пермского края N 3-вг не содержит ссылок на конкретные правовые нормы и обстоятельства, послужившие основанием для отмены постановления, установившего тарифы на горячую воду для общества на 2012 год.
Таким образом, вывод суда, что РЭК Пермского края в нарушение ч. 6 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств принятия решения о пересмотре тарифа и доказательств его пересмотра в порядке, установленном ст. 14 Закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ, является обоснованным.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции, заявителем в материалы дела представлены доказательства несения убытков в связи с необоснованной отменой тарифа.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что признание ответчиком утратившим силу нормативного правового акта в оспариваемой части произведено в нарушение вышеуказанных положений законодательства в отсутствие решения о досрочном пересмотре тарифа.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 07.06.2012 по делу N А50-6032/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Федеральной службы по тарифам от 18.10.2011 N 248-э/1 в целях реализации, в том числе норм Закона, установлены предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в том числе по Пермскому краю от 100 до 111,9% в зависимости от периода действия тарифов.
...
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что РЭК Пермского края 26.01.2012 рассматривал вопрос о признании утратившим силу, в том числе постановления, утвердившего тариф для общества на 2012 год. Вопрос о досрочном пересмотре тарифа не рассматривался. Текст постановления РЭК Пермского края N 3-вг не содержит ссылок на конкретные правовые нормы и обстоятельства, послужившие основанием для отмены постановления, установившего тарифы на горячую воду для общества на 2012 год.
Таким образом, вывод суда, что РЭК Пермского края в нарушение ч. 6 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств принятия решения о пересмотре тарифа и доказательств его пересмотра в порядке, установленном ст. 14 Закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ, является обоснованным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 августа 2012 г. N Ф09-7469/12 по делу N А50-6032/2012