Екатеринбург |
|
21 августа 2012 г. |
Дело N А50-6233/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Кангина А. В., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии Пермского края (далее - комиссия, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Пермского края от 07.06.2012 по делу N А50-6233/2012.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель комиссии - Мелехина Т.И. (доверенность от 04.05.2012)
Общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим п.1.9 постановления Региональной энергетической комиссии Пермского края от 26.01.2012 N 3-вг "О признании утратившими силу отдельных постановлений Региональной энергетической комиссии Пермского края" (с учетом уточнения требования в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 07.06.2012 (судьи Мещерякова Т.И., Аликина Е.Н., Трефилова Е.М.) заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе комиссия просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на обоснованность отмены постановления комиссии от 08.12.2011 N 215-вг "О тарифах на горячую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго" в целях недопущения роста платы граждан за коммунальные услуги.
Законность судебного акта проверена судом кассационной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с уставными целями общество осуществляет деятельность по производству и отпуску потребителям горячей воды.
Постановлением комиссии от 08.12.2011 N 215-вг "О тарифах на горячую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго" установлены тарифы на горячую воду на период с 01.02.2012 года по 31.01.2013 включительно с соответствующей календарной разбивкой.
В целях приведения с действующим законодательством комиссия приняло оспариваемое постановление (п. 1.9) о признании утратившим силу постановления от 08.12.2011 N 215-вг.
Полагая, что данное постановление нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что признание ответчиком утратившим силу нормативного правового акта в оспариваемой части произведено с нарушением установленного порядка ввиду отсутствия решения о досрочном пересмотре тарифа.
Указанный вывод суда является правильным, соответствует действующему законодательству и материалам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон) общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются в том числе: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающие финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ, что определяет необходимость экономического обоснования установления тарифа.
Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с Законом о тарифах и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Правила).
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным ст. 14 данного Закона.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 Закона изменение установленных или установление предельных индексов является основаниям для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
При этом частью 8 данной статьи предусмотрено, что досрочный пересмотр тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса производится органами регулирования в течение не более двух календарных месяцев со дня возникновения основания для досрочного пересмотра указанных тарифов и надбавок, за исключением случаев досрочного пересмотра тарифов и надбавок по основаниям, указанным в пп. 4, 5 и 9 ч. 1 и пп. 3 и 4 ч. 1.1 указанной статьи.
В соответствии с пунктом 20 Правил решение органа регулирования субъекта Российской Федерации и органа регулирования муниципального образования об установлении, изменении и досрочном пересмотре тарифов и надбавок, основные показатели производственных и инвестиционных программ, а также результаты оценки доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса подлежат опубликованию соответственно в официальных печатных изданиях субъекта Российской Федерации и муниципального образования, а также на официальных сайтах органов регулирования в сети Интернет в течение 10 дней с даты принятия указанного решения.
В соответствии со ст. 4 Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 20 ст. 2 Закона определяющим понятие предельных индексов является устанавливаемым в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженных в процентах индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года.
Статья 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусматривает соответствие размера платы граждан за коммунальные услуги установленным предельным минимальным и (или) максимальным индексам возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Как указано в письме Минрегионразвития России от 25.11.2011 N 32565-ИБ/14 в целях недопущения увеличения платы граждан за коммунальные услуги с 01 января 2012 применять статью 6 Закона необходимо непосредственно при государственном регулировании тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса на 2012 г.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 18.10.2011 N 248-э/1 в целях реализации, в том числе норм Закона, установлены предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в том числе по Пермскому краю от 100 до 111,9% в зависимости от периода действия тарифов.
Постановлением комиссии от 30.11.2011 N 24 установлен предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по всем муниципальным образованиям Пермского края на 2012 г. в размере 112%.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в комиссию поступило заявление об установлении тарифов на горячую воду, отпускаемую обществу на 2012 г. По результатам рассмотрения тарифного дела подготовлена экспертиза предложений, по заключению которой определен состав расходов общества, связанных с производством и реализацией товаров и услуг организаций коммунального комплекса, и проведена оценка их экономической обоснованности.
На заседании правления комиссии от 08.12.2011 расходы общества, учитываемые при расчете тарифов на горячую воду, признаны обоснованными.
На момент рассмотрения материалов тарифного дела общества и соответственно утверждения тарифа комиссия располагала информацией об установлении предельного максимального индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Пермского края, однако данная информация им не учтена.
Принятие оспариваемого постановления, согласно пояснениям комиссии, вызвано тем, что при проведении развернутого анализа решений комиссии по утвержденным тарифам на горячую воду на 2012 г. ею установлено, что по отдельным категориям возможно увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги, в связи с увеличением платежа за горячее водоснабжение, в размере, превышающем установленный предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Судом первой инстанции выявлено, что комиссией рассматривался вопрос о признании утратившим силу, в том числе постановления, утвердившего тариф для общества на 2012 г. (протокол заседания правления комиссии от 26.01.2012) при этом правовое обоснование, расчетные документы в протоколе не отражены, вопрос о пересмотре тарифа не рассматривался. В нарушение положений вышеуказанных правовых норм соответствующее решение комиссией не принято и не опубликовано. Также оспариваемое постановление не содержит ссылок на конкретные правовые нормы и обстоятельства.
Названный правовой акт доведен до сведения заявителя посредством направления факсимильной связью 27.01.2012.
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что доказательств принятия решения о пересмотре тарифа и фактическом его пересмотре в порядке, установленном ст. 14 Закона ответчиком в нарушение не представлено.
При этом о нарушении прав и законных интересов заявителя свидетельствует то, что общество в целях соблюдения своих экономических интересов было вынуждено вновь обратиться с заявлением об открытии дела об установлении тарифов на горячее водоснабжение 29.03.2012 N 98. Кроме того, как установлено судом первой инстанции, заявителем в материалы дела представлены доказательства несения убытков в связи с необоснованной отменой тарифа, поскольку общество вынуждено руководствоваться тарифами на горячую воду, установленными решением Думы Красновишерского городского поселения Пермского края от 23.12.2009 N 183. При этом, доказательств того, что выпадающие доходы общества были учтены при утверждении тарифа с 01.07.2012 комиссией не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что признание ответчиком утратившим силу нормативного правового акта в оспариваемой части произведено в нарушение вышеуказанных положений законодательства в отсутствие решения о досрочном пересмотре тарифа.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 07.06.2012 по делу N А50-6233/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н.Суханова |
Судьи |
А.В.Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статья 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусматривает соответствие размера платы граждан за коммунальные услуги установленным предельным минимальным и (или) максимальным индексам возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
Как указано в письме Минрегионразвития России от 25.11.2011 N 32565-ИБ/14 в целях недопущения увеличения платы граждан за коммунальные услуги с 01 января 2012 применять статью 6 Закона необходимо непосредственно при государственном регулировании тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса на 2012 г.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 18.10.2011 N 248-э/1 в целях реализации, в том числе норм Закона, установлены предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в том числе по Пермскому краю от 100 до 111,9% в зависимости от периода действия тарифов.
...
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что доказательств принятия решения о пересмотре тарифа и фактическом его пересмотре в порядке, установленном ст. 14 Закона ответчиком в нарушение не представлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 августа 2012 г. N Ф09-7490/12 по делу N А50-6233/2012
Хронология рассмотрения дела:
21.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7490/12