Екатеринбург |
|
24 августа 2012 г. |
Дело N А76-21068/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сирота Е. Г.,
судей Абозновой О. В., Макарова В. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Прокурора Челябинской области (далее - Прокурор) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.01.2012 по делу N А76-21068/11 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Прокурор обратился в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к администрации Уйского муниципального района (далее - администрация), областному государственному унитарному предприятию "Челябоблжилкомхоз" (далее - предприятие "Челябоблжилкомхоз"), обществу с ограниченной ответственностью Строительная компания "Русь" (далее - общество "Русь") о признании недействительным размещения муниципального заказа и муниципального контракта от 30.08.2011 N 902.
Решением суда от 30.01.2012 (судья Бахарева Е.А.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012 (судьи Мальцева Т.В., Фотина О.Б., Ширяева Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Прокурор просит указанные судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель настаивает на том, что муниципальный контракт от 30.08.2011 N 902 заключен с нарушением п. 1, 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 6 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), п. 1 ст. 527 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель считает, что фактическое исполнение спорного контракта и невозможность приведения сторон в первоначальное положение не могут являться основанием для отказа в удовлетворении искового заявления, полагает, что указанная позиция судов основана на неверном толковании норм гражданского права, без учета превентивной функции права, направленной на предупреждение аналогичных нарушений законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
Как следует из материалов дела и установлено судами, комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Уйского муниципального района принято решение от 23.08.2011 N 10-2011, в соответствии с п. 4 которого на основании п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ капитальный ремонт теплотрассы в с. Уйское, ул. Комарова, Челябинской области признан неотложным и чрезвычайным видом работ, в связи с чем указано на необходимость размещения заказа у единственного поставщика услуг (исполнителя, подрядчика) - общества "Русь".
Между администрацией (муниципальный заказчик), предприятием "Челябоблжилкомхоз" (заказчик-застройщик) и обществом "Русь" (генеральный подрядчик) заключен муниципальный контракт от 30.08.2011 N 902, предметом которого является осуществление сторонами совместных скоординированных действий по строительству объекта: "Капитальный ремонт теплотрассы в с.Уйское, ул. Комарова Уйского района Челябинской области" в соответствии с утвержденной проектной документацией (п. 1.1. контракта).
Пунктом 1.2, 1.3, 1.4 контракта установлено, что заказчик-застройщик, согласно распоряжению главы Уйского муниципального района от 05.09.2011 N 510, обязуется от своего имени, по поручению муниципального заказчика, осуществлять функции заказчика-застройщика по строительству объекта; генеральный подрядчик обязуется выполнить на свой риск привлеченными силами в соответствии с условиями настоящего контракта по заданию заказчика-застройщика строительно-монтажные работы на объекте; муниципальный заказчик оплачивает выполненные генеральным подрядчиком работы, осуществление технического надзора заказчиком-застройщиком с учетом объема выполненных работ денежными средствами на расчетные счета генерального подрядчика и заказчика-застройщика.
Работы, предусмотренные муниципальным контрактом, были выполнены в срок и в полном объеме. Акты приемки выполненных работ подписаны без замечаний и оплачены заказчиком.
Ссылаясь на то, что муниципальный контракт от 30.08.2011 N 902 заключен с нарушением требований ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, поскольку проведен без проведения торгов, что влечет его недействительность в силу требований ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, прокурор обратился в суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что признание размещения заказа недействительным и применение последствий недействительности сделки не будут служить способом восстановления прав того круга лиц, в интересах которого прокурором заявлен иск, муниципальные нужды удовлетворены, применение последствий, предусмотренных ч. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, нецелесообразно.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об оставлении решения суда без изменения, посчитав, что на момент размещения муниципального заказа у единственного поставщика и заключения спорного муниципального контракта решение вышеназванной комиссии от 23.08.2011 N 10-2011 о неотложности и чрезвычайности работ, предусмотренных контрактом, являлось действующим, следовательно, размещение заказчиком данного муниципального заказа и заключение вышеуказанного контракта соответствуют требованиям п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона N 94-ФЗ единый порядок размещения заказов устанавливается в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Исследовав в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды верно установили, что муниципальный заказ был размещен у единственного поставщика в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, вызванной возможным срывом отопительного сезона. Работы, предусмотренные муниципальным контрактом, были выполнены в срок, в полном объеме и оплачены администрацией, акты приемки выполненных работ подписаны без замечаний.
При таких обстоятельствах, с учетом конкретных обстоятельств: характера и целей выполненных работ, фактического исполнения муниципального контракта (муниципальные нужды в выполнении подрядных работ удовлетворены, необходимости в их выполнении вновь организованным аукционом не имеется), оснований для признания размещения заказа недействительным и применения последствий недействительности сделки в данном случае не имеется.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что судами обеих инстанций правильно отказано в удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся по существу к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
Обжалуемые судебные акты отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.01.2012 по делу N А76-21068/11 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Прокурора Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Г.Сирота |
Судьи |
О.В.Абознова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что признание размещения заказа недействительным и применение последствий недействительности сделки не будут служить способом восстановления прав того круга лиц, в интересах которого прокурором заявлен иск, муниципальные нужды удовлетворены, применение последствий, предусмотренных ч. 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, нецелесообразно.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об оставлении решения суда без изменения, посчитав, что на момент размещения муниципального заказа у единственного поставщика и заключения спорного муниципального контракта решение вышеназванной комиссии от 23.08.2011 N 10-2011 о неотложности и чрезвычайности работ, предусмотренных контрактом, являлось действующим, следовательно, размещение заказчиком данного муниципального заказа и заключение вышеуказанного контракта соответствуют требованиям п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона N 94-ФЗ единый порядок размещения заказов устанавливается в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 августа 2012 г. N Ф09-6710/12 по делу N А76-21068/2011