Екатеринбург |
|
24 августа 2012 г. |
Дело N А76-20529/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Поротниковой Е.А., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Трехгорного Челябинской области (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.03.2012 по делу N А76-20529/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2012 по указанному делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области (далее - министерство) - Федосеев А.С. (доверенность от 11.01.2012).
Общество с ограниченной ответственностью "Империя вкуса" (ОГРН 1067405011475; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации и главному специалисту по охране окружающей среды администрации города Трехгорного Челябинской области (далее - специалист) о признании незаконным предписания главного специалиста по охране окружающей среды администрации города Трехгорного от 28.09.2011 N 6 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство.
Из материалов дела следует, что общество согласно выписки из ЕГРЮЛ, занимается розничной торговлей продовольственными и непродовольственными товарами.
На основании распоряжения главы администрации города Трехгорного Челябинской области от 19.09.2011 N 754 в период с 26.09.2011 по 28.09.2011 проведена плановая документарная проверка общества на предмет соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В ходе проверки установлены факты образования отходов в результате деятельности указанного юридического лица по организации магазина и офиса за период со II квартала 2010 года по II квартал 2011 года: мусор от бытовых помещений организаций (исключая крупногабаритный); отходы (мусор) от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами; канцелярские принадлежности (маркеры, ручки шариковые, ножницы).
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи обществу предписания от 28.09.2011 N 6 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, в котором обществу предписано:
- предоставить расчеты платы за размещение отходов в виде мусора от бытовых помещений организаций и отходов от уборки помещений и территорий объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами за период со II квартала 2010 года по II квартал 2011 года;
- произвести оплату платы за размещение отходов в виде мусора от бытовых помещений организаций и отходов от уборки помещений и территорий объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами за период со II квартала 2010 года по II квартал 2011 года.
Полагая, что указанное предписание является незаконным, нарушает его права в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Решением суда от 20.03.2012 (судья Мрез И.В.) заявленное требование общества удовлетворено. Суд исходил из того, что общество не занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), в связи с чем у административного органа отсутствовали основания для выдачи предписания о предоставлении расчёта платы за размещение отходов и о произведении оплаты платы за размещение отходов.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2012 (судьи Костин В.Ю., Арямов А.А., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить. Заявитель жалобы указывает, что материалами проверки установлено, что в результате деятельности общества образуются отходы в виде мусора от бытовых помещений организаций и отходов от уборки помещений и территорий объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами. По мнению администрации, общество обязано в любом случае вести учёт и осуществлять расчёт, связанный с образовавшимися от его хозяйственной деятельности отходами, в том числе в случае, когда размер платы за негативное воздействие па окружающую среду равен нулю. Отсутствие оснований для осуществления платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает хозяйствующий субъект от ведения отчетной деятельности по движению отходов и раскрытия соответствующей информации перед уполномоченными органами и должностными лицами.
Изучив и проверив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Законом N 89-ФЗ определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления и предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно положениям данного закона под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах. Размещение отходов - это их хранение и захоронение. При этом хранением отходов признается содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. А под захоронением понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Исследуя обстоятельства дела, судами установлено, что материалы дела опровергают факт нарушения обществом п. 3.10 Правил от 09.09.2002 N 113, доказательств занятия обществом размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ не представлено.
Судами принято во внимание, что согласно п. 1 Приложения N 2 к приказу Ростехнадзора Российской Федерации от 05.04.2007 N 204 расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
Таким образом, установив, что общество не может быть отнесено к организациям, осуществляющим деятельность по размещению отходов, суды пришли к обоснованным выводам об отсутствии у общества обязанности вносить в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду и неправомерности выдачи предписания о предоставлении расчета платы за размещение отходов и о произведении оплаты платы за размещение отходов.
Данные положения согласуются с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 20.07.2010 N 4433/10.
Кроме того, судами обоснованно отмечено, что пункт второй предписания является неисполнимым уже на момент его издания, поскольку предписывает обществу произвести оплату платы за размещение отходов в виде мусора от бытовых помещений организаций и отходов от уборки помещений и территорий объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами за период со II квартала 2010 года по II квартал 2011 года, тогда как на момент издания предписания отсутствуют сами расчеты платы.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали требование от 28.09.2011 N 6 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды недействительным.
Доводы администрации, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.03.2012 по делу N А76-20529/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2012 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Трехгорного Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами принято во внимание, что согласно п. 1 Приложения N 2 к приказу Ростехнадзора Российской Федерации от 05.04.2007 N 204 расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
Таким образом, установив, что общество не может быть отнесено к организациям, осуществляющим деятельность по размещению отходов, суды пришли к обоснованным выводам об отсутствии у общества обязанности вносить в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду и неправомерности выдачи предписания о предоставлении расчета платы за размещение отходов и о произведении оплаты платы за размещение отходов.
Данные положения согласуются с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 20.07.2010 N 4433/10.
Кроме того, судами обоснованно отмечено, что пункт второй предписания является неисполнимым уже на момент его издания, поскольку предписывает обществу произвести оплату платы за размещение отходов в виде мусора от бытовых помещений организаций и отходов от уборки помещений и территорий объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами за период со II квартала 2010 года по II квартал 2011 года, тогда как на момент издания предписания отсутствуют сами расчеты платы.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали требование от 28.09.2011 N 6 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды недействительным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 августа 2012 г. N Ф09-7611/12 по делу N А76-20529/2011
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17384/12
11.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17384/12
24.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7611/12
24.05.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3882/12
20.03.2012 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-20529/11