Екатеринбург |
|
27 августа 2012 г. |
Дело N А07-5015/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Поротниковой Е.А., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Модуль" (ИНН: 0264055066, ОГРН: 1070246000091; далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.06.2012 по делу N А07-5015/2012.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Исламов В.М. (доверенность от 12.01.2012 N 2).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по тарифам (ИНН: 0278082937, ОГРН: 1020203230673; далее - комитет) о признании недействующими пунктов 1, 2 Постановления от 20.12.2010 N 1588 "Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" на розничном рынке Республики Башкортостан" (далее - Постановление N 1588).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (далее - компания), администрация Президента Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан.
Решением суда от 06.06.2012 (судьи Хафизова С.Я., Сафиуллина Р.Н., Боброва С.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на ошибочность выводов судов о соблюдении комитетом процедуры принятия оспариваемого нормативного акта.
Как следует из материалов дела, комитетом 20.12.2010 принято Постановление N 1588, пунктом 1 которого установлена сбытовая надбавка гарантирующего поставщика электрической энергии компании на розничном рынке Республики Башкортостан, в следующем размере:
- тарифная группа "население" - 53,77 руб./МВт.ч,
- потребители всех тарифных групп, за исключением потребителей группы "население", за единицу электроэнергии - 53.77 руб./МВт.ч.
Согласно п. 2 названного Постановления тарифы, установленные в п. 1 данного Постановления, действуют с 01.01.2011.
Полагая, что указанное Постановление вынесено комитетом с существенным нарушением процедуры его принятия, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании названного Постановления недействующим в части п. 1, 2 Постановления N 1588.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого нормативного акта и соблюдения комитетом порядка вынесения Постановления N 1588.
Выводы суда являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания ч. 4, 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
С учетом указанного разъяснения арбитражный суд обоснованно указал на наличие у Постановления N 1588 признаков нормативного правового акта, проверка законности которого в порядке судебного нормоконтроля относится к компетенции арбитражного суда.
Из материалов дела следует, что Постановление N 1588 подписано Председателем комитета, назначенным на основании Указа Президента Республики Башкортостан от 04.08.2010 N УП-483.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что оспариваемый нормативный акт прошел государственную регистрацию и опубликован в установленном порядке.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.
Согласно п. 54 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Комитет является органом исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования тарифов, за которым закреплены полномочия по установлению сбытовой надбавки для гарантирующих поставщиков электрической энергии (п. 3.1 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 24.09.2010 N УП-567)
В силу п.5.2.8 названного Положения право подписи нормативных правовых актов Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам предоставлено его председателю.
Процедура принятия решений об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию регламентирована Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Правила).
Пунктом 18 Правил определено, что решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа.
В соответствии с п. 20 Правил заседание правления (коллегии) регулирующего органа по рассмотрению дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней проводиться в соответствии с регламентом, утверждаемым Федеральной службой по тарифам.
На основании п. 21 Правил решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает: величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; даты введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.
В протоколе указываются основные показатели деятельности регулируемой организации на расчетный период регулирования (объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации).
Пункт 23 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного Федеральной службой по тарифам России от 08.04.2005 N 130-э также устанавливает, что решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа.
Таким образом, суд обоснованно указал, что органом, на заседании которого принимается решение об установлении тарифов, в федеральном законодательстве определено правление либо коллегия.
Согласно Приказу комитета от 12.11.2010 N 61 создано Правление комитета, в составе, в том числе Председателя правления - Салимгареева Ф.Ф. - Председателя комитета, заместителей председателя и членов правления (в количестве 7 человек).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Постановление N 1588 принято на заседании Правления, на котором участвовали все члены Правления.
Следовательно, правильным является вывод суда о соблюдении комитетом порядка и процедуры, установленных для принятия соответствующих нормативных актов.
Довод общества, изложенный в кассационной жалобе, о том, что постановление принято с нарушением компетенции, так как принято не коллегией и без экспертного заключения экспертного совета, предусмотренных ст. 15 Закона Республики Башкортостан от 13.03.2003. N 472-з "О республиканских органах исполнительной власти", п. 5.3, 5.4 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 24.09.2010 N 567, приводился обществом также в заявлении поданном в суд первой инстанции. Названный довод обоснованно отклонен судом.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Указа Президента Республики Башкортостан от 24 сентября 2010 г. следует читать как "УП-567"
Согласно названным нормам права для согласованного решения важнейших задач в установленной сфере деятельности в комитете создается коллегия в составе председателя комитета (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, а также иных руководящих работников аппарата комитета; в целях эффективного решения важнейших задач в установленной сфере деятельности в комитете образуется экспертный совет по вопросам регулирования тарифов на товары и услуги, подлежащие государственному регулированию, и обеспечения их прозрачности.
Между тем, в соответствии с разделом 3 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам, утвержденного Указом Президента РБ от 24.09.2010 N УП-567 установление сбытовой надбавки для гарантирующих поставщиков электрической энергии, в частности, отнесено к функциям государственного комитета, а не к важнейшим задачам, поэтому принятие постановления не коллегией и без наличия экспертного заключения экспертного совета, предусмотренного п. 5.3, 5.4 Положения, не является нарушением порядка его принятия или принятием с нарушением компетенции.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Оснований, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.06.2012 по делу N А07-5015/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Модуль" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод общества, изложенный в кассационной жалобе, о том, что постановление принято с нарушением компетенции, так как принято не коллегией и без экспертного заключения экспертного совета, предусмотренных ст. 15 Закона Республики Башкортостан от 13.03.2003. N 472-з "О республиканских органах исполнительной власти", п. 5.3, 5.4 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 24.09.2010 N 567, приводился обществом также в заявлении поданном в суд первой инстанции. Названный довод обоснованно отклонен судом.
Согласно названным нормам права для согласованного решения важнейших задач в установленной сфере деятельности в комитете создается коллегия в составе председателя комитета (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, а также иных руководящих работников аппарата комитета; в целях эффективного решения важнейших задач в установленной сфере деятельности в комитете образуется экспертный совет по вопросам регулирования тарифов на товары и услуги, подлежащие государственному регулированию, и обеспечения их прозрачности.
Между тем, в соответствии с разделом 3 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам, утвержденного Указом Президента РБ от 24.09.2010 N УП-567 установление сбытовой надбавки для гарантирующих поставщиков электрической энергии, в частности, отнесено к функциям государственного комитета, а не к важнейшим задачам, поэтому принятие постановления не коллегией и без наличия экспертного заключения экспертного совета, предусмотренного п. 5.3, 5.4 Положения, не является нарушением порядка его принятия или принятием с нарушением компетенции."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 августа 2012 г. N Ф09-7426/12 по делу N А07-5015/2012