Екатеринбург |
|
29 августа 2012 г. |
Дело N А60-17095/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Черкезова Е.О., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Думы Туринского городского округа (ИНН 6656008822; далее - дума) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.06.2012 по делу N А60-17095/2012.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
думы - Рычкова Н.Н. (доверенность от 24.08.2011);
Прокуратуры - Васильева М.А. (доверенность от 21.10.2011).
Заместитель прокурора Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующим решения думы от 31.07.2008 N 46 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов в частном секторе и объектов социально-бытового назначения на территории Туринского городского округа".
Решением суда от 21.06.2012 (судья Филиппова Н.Г., Присухина Н.Н., Евдокимов И.В.) заявленные требования удовлетворены. Суд признал оспариваемое решение думы от 31.07.2008 не соответствующим положениям ст. 8, 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, дума обратилась в Федеральный арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Заявитель жалобы полагает, что оспариваемый нормативный акт соответствует закону, поскольку помимо установления норм накопления твердых бытовых отходов для хозяйствующих субъектов, установлена норма накопления твердых бытовых отходов на одного человека в частном жилищном секторе (приложение к решению Думы Туринского городского округа от 31 июля 2008 N 46). Обязанность для органов местного самоуправления по установлению норм накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год прямо установлена п. 6.2 Санитарных Правил и Норм 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов".
Кроме того, заявитель жалобы указывает, что не был извещён о времени и месте судебного заседания суда первой инстанции, о принятом решении узнал, получив копию решения суда.
В отзыве на кассационную жалобу прокуратура отклоняет доводы заявителя кассационной жалобы, считая обжалуемый судебный акт законным.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в материалах дела, суд кассационной инстанции пришёл к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания ч. 4, 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (ч. 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 11 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального образования относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования.
В силу подп. 18 п. 1 ст. 14, подп. 14 п. 1 ст. 15 Закона N 131-ФЗ организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района, а организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 89-ФЗ правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Пунктом 3 ст. 8 Закона N 89-ФЗ установлено, что к полномочиям органа местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Полномочия органов местного самоуправления городских округов по изданию нормативных правовых актов ограничиваются вопросами организации мероприятий по охране окружающей природной среды в границах городского округа и организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Полномочиями по утверждению нормативов образования твердых бытовых отходов от предприятий, учреждений и организации органы местного самоуправления городских округов не обладают.
Исследуя материалы дела, судом установлено, что оспариваемое решение думы затрагивает права и законные интересы предпринимателей и организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг, а так же учреждений, в процессе деятельности которых образуются отходы, поскольку устанавливает единые среднегодовые нормы накопления твердых бытовых отходов для всех субъектов, без учета особенностей осуществления деятельности и объемов реализуемой продукции.
Судом отмечено, что данные особенности объемов образующихся отходов должны быть учтены в разрабатываемых предприятиями, учреждениями, организациями проектах нормативов образования отходов, а не устанавливаться нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Между тем судом первой инстанции не учтено, что в Приложении к решению думы от 31.07.2008 N 46 установлена также годовая норма накопления твёрдых бытовых отходов на одного человека в частном жилищном секторе без учёта крупногабаритных отходов, но с учётом смета дворовых территорий составила - 1,38 куб.м
Статья 42 Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) закрепляют право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п. 1 ст. 22 Закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
СанПиН 42-128-4690-88 утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР, заместителем Министра здравоохранения СССР 5 августа 1988 г. в пределах полномочий, предоставленных Положением о государственном санитарном надзоре, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 31 мая 1973 г. N 361 "О государственном санитарном надзоре в СССР", и содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий. Пунктом 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" установлено, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и названному Соглашению.
Следовательно названный нормативный акт является действующим и подлежит применению на всей территории Российской Федерации.
Указанное согласуется с правовой позицией, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2011 N ГКПИ11-1881.
Пунктом 6.2 СанПиНа 42-128-4690-88 предусмотрено, что органом местного самоуправления утверждаются, в том числе нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год.
Таким образом, вывод суда об отсутствии у думы полномочий по принятию решения, в части утверждения норм накопления твердых бытовых отходов в частном жилищном секторе, является неправильным. Орган местного самоуправления вправе устанавливать нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год, что соответствует требованиям СанПиНа 42-128-4690-88.
Между тем довод заявителя кассационной жалобы о неизвещении его о времени и месте судебного заседания судом первой инстанции, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку опровергается материалами дела.
Согласно ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Как видно из отчета о публикации судебных актов (л.д. 31), размещенного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, информация о вынесенном судом определении о назначении дела к судебному разбирательству на 14.06.2012 на 14 ч. 00 мин., зал N 603, размещена 22.05.2012.
При данных обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене только в части признания недействующим Решения Думы Туринского городского округа от 31.07.2008 N 46 "Об утверждении норм твердых бытовых отходов в частном секторе и объектов социально-бытового назначения на территории Туринского городского округа" об установлении годовой нормы накопления твердых бытовых отходов на одного человека в частном жилищном секторе.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.06.2012 по делу N А60-17095/2012 отменить в части признания недействующим Решения Думы Туринского городского округа от 31.07.2008 N 46 "Об утверждении норм твердых бытовых отходов в частном секторе и объектов социально-бытового назначения на территории Туринского городского округа" об установлении годовой нормы накопления твердых бытовых отходов на одного человека в частном жилищном секторе.
В остальной части решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.06.2012 по делу N А60-17095/2012 оставить без изменения.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 6.2 СанПиНа 42-128-4690-88 предусмотрено, что органом местного самоуправления утверждаются, в том числе нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год.
Таким образом, вывод суда об отсутствии у думы полномочий по принятию решения, в части утверждения норм накопления твердых бытовых отходов в частном жилищном секторе, является неправильным. Орган местного самоуправления вправе устанавливать нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год, что соответствует требованиям СанПиНа 42-128-4690-88.
...
Согласно ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
...
Как видно из отчета о публикации судебных актов ... , размещенного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, информация о вынесенном судом определении о назначении дела к судебному разбирательству на 14.06.2012 на 14 ч. 00 мин., зал N 603, размещена 22.05.2012."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 августа 2012 г. N Ф09-7810/12 по делу N А60-17095/2012