Екатеринбург |
|
31 августа 2012 г. |
Дело N А07-23322/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Поротниковой Е. А., Сухановой Н. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ART-ПРОЕКТ" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.03.2012 по делу N А07-23322/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2012 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным отказа администрации, оформленного письмом от 12.12.2011 N 6-16/7820-11-А1, в заключении с обществом на новый срок договоров на эксплуатацию рекламных мест и обязании администрации принять решение о предоставлении ему указанных в заявлении рекламных мест с разрешением распространять на них наружную рекламу на срок с 17.11.2011 до 01.07.2015 и направить в адрес заявителя проекты договоров на эксплуатацию рекламных мест, с указанием в них сроков с 17.11.2011 до 01.07.2015 (с учетом уточнения требований в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 20.03.2012 (судья Чаплиц М.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2012 (судьи Тимохин О.Б., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что посредством спорных договоров на эксплуатацию рекламного места, общество приобрело право пользования муниципальным имуществом, в целях размещения на нем средств наружной рекламы. В связи с этим, общество полагает, что в силу части 4 статьи 53 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) администрация обязана заключить с ним на новый срок до 1 июля 2015 года договоры на эксплуатацию рекламных мест на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан без проведения торгов (конкурсов или аукционов).
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена судом кассационной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, постановлениями Главы администрации от 28.02.2007 N 880, от 28.02.2007 N 881, от 28.02.2007 N 877, от 28.02.2007 N 878 обществу предоставлены рекламные места в городе Уфа с адресными ориентирами:
1) по ул. Почтовая рядом с домом 4;
2) по ул. Почтовая, напротив дома 4;
3) по четной стороне ул. А.Королева рядом с территорией автостоянки ООО "Авто-Стиль";
4) по ул. Пархоменко рядом с домом 155 "А",
для размещения отдельно стоящих рекламных установок.
Этими же постановлениями обществу разрешено распространение наружной рекламы на предоставленных рекламных местах с использованием рекламных установок.
Во исполнение указанных постановлений между администрацией и обществом заключены договоры на эксплуатацию рекламного места на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (по порядковому номеру рекламной установки):
1. от 08.08.2008 N НР-133/2, срок действия договора с 08.08.2008 по 28.02.2012;
2. от 29.02.2008 N НР-133/1, срок действия договора с 29.02.2008 по 28.02.2012;
3. от 08.08.2008 N НР-133/4, срок действия договора с 08.08.2008 по 28.02.2012;
4. от 08.08.2008 N НР-133/3, срок действия договора с 08.08.2008 по 28.02.2012.
Общество как субъект малого предпринимательства 17.11.2011 обратилось в администрацию с письмом N 28/11 с просьбой оказать предусмотренную положениями части 4 статьи 53 Закона N 135-ФЗ поддержку и заключить с обществом на новый срок до 1 июля 2015 года договоры на эксплуатацию рекламных мест на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан без проведения торгов (конкурсов или аукционов).
Управление коммунального хозяйства и благоустройства администрации, рассмотрев заявление общества, письмом от 12.12.2011 N 6-16/7820-11-А1, подписанным заместителем начальника управления по вопросам дизайна и наружной рекламы, сообщило обществу об отказе заключить договоры на новый срок без проведения конкурса. Отказ мотивирован тем, что договор на эксплуатацию рекламного места не является договором аренды, поэтому часть 4 статьи 53 Закона N 135-ФЗ в этих случаях не может быть применена.
Посчитав отказ администрации заключить с обществом на новый срок до 1 июля 2015 года договоры на эксплуатацию рекламных мест без проведения конкурсов незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали на законность отказа администрации.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 Кодекса, если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
К отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, применяется Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе, Закон N 38-ФЗ).
Законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (статья 4 Закона о рекламе).
В силу пункта 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
В силу статьи 19 Закона о рекламе определено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
Положения указанной нормы не предусматривают возникновение нового договорного правоотношения путем возобновления договора на новый срок.
Согласно части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе, заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Частью 4 статьи 53 Закона N 135-ФЗ до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 данного Закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), без проведения торгов. При этом заключение указанных договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.
Из буквального толкования пункта 4 статьи 53 Закона N 135-ФЗ следует, что указанная норма предусматривает возможность заключения договора аренды и иных договоров, предусматривающих переход права пользования в отношении муниципального имущества, без проведения торгов на срок не более чем до 1 июля 2015 года.
Вместе с тем согласно пункту 5 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
Согласно положениям статьи 19 Закона о рекламе, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не является ни договором аренды, ни иным договором, предусматривающим переход права владения и пользования в отношении государственного муниципального имущества.
Отношение по использованию земельных участков для размещения средств наружной рекламы оформляется специальным договором - договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Заключение указанного договора предоставляет рекламораспространителю ограниченное право пользования земельного участка. Выделения земельного участка и передачи его во владение в натуре не происходит.
Кроме того, в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования.
Исходя из пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары); в их состав входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными правовыми актами и собственником соответствующего земельного участка.
Таким образом, в случаях, когда рекламная конструкция размещена на землях общего пользования, земельный участок не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Кроме того, общий порядок распространения наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, определяется статьей 19 Закона о рекламе.
Согласно части 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ, распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований этой статьи.
В соответствии с частями 5, 5.1, 5.6 и 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ, установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аукцион или конкурс на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, которое находится в государственной или муниципальной собственности и на котором на основании договора между соответственно органом государственной власти, органом местного самоуправления и владельцем рекламной конструкции установлена рекламная конструкция, проводится по истечении срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 этой статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Абзацем 5 пункта 1.6 Правил размещения и эксплуатации средств наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных Решением Совета городского округа город Уфа Республик Башкортостан от 13.07.2011 N 39/5, также предусмотрено, что заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, осуществляется на основе торгов (аукциона или конкурса).
Из указанных положений следует, что договор на эксплуатацию рекламного места (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции) представляет собой самостоятельный, прямо предусмотренный законом гражданско-правовой договор, наделяющий рекламораспространителя правом установки и эксплуатации рекламной конструкции по договоренности с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция (в рассматриваемом случае - органом местного самоуправления) и не предусматривающий перехода прав владения и (или) пользования в отношении имущества собственника. При этом законом прямо установлен срочный характер такого договора и определен порядок его заключения - путем проведения торгов (конкурса или аукциона).
Возможность продления срока действия ранее заключенного договора на эксплуатацию рекламного места, либо возможность заключения нового договора без проведения торгов законом не предусмотрена. Более того, буквальное толкование положений частей 5, 5.1, 5.6 статьи 19 Закона N 38-ФЗ исключает такую возможность.
Учитывая гражданско-правовой характер заключенных обществом с администрацией договоров на эксплуатацию рекламных мест, а также установленный законом порядок заключения таких договоров (в том числе заключения на новый срок), суды обоснованно признали оспоренный отказ заинтересованного лица в заключении договоров с обществом без проведения торгов соответствующим законодательству.
Кроме того, суды обоснованно указали на то, что возможность заключить договор аренды на новый срок в отношении государственного или муниципального имущества предусмотрена для договоров, заключенных до 01.07.2008.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.03.2012 по делу N А07-23322/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ART-ПРОЕКТ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частями 5, 5.1, 5.6 и 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ, установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аукцион или конкурс на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, которое находится в государственной или муниципальной собственности и на котором на основании договора между соответственно органом государственной власти, органом местного самоуправления и владельцем рекламной конструкции установлена рекламная конструкция, проводится по истечении срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 этой статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
...
Возможность продления срока действия ранее заключенного договора на эксплуатацию рекламного места, либо возможность заключения нового договора без проведения торгов законом не предусмотрена. Более того, буквальное толкование положений частей 5, 5.1, 5.6 статьи 19 Закона N 38-ФЗ исключает такую возможность."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 августа 2012 г. N Ф09-7712/12 по делу N А07-23322/2011