Екатеринбург |
|
30 августа 2012 г. |
Дело N А34-2928/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Поротниковой Е. А., Сухановой Н. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Шумихинские межрайонные коммунальные электрические сети" (далее - общество "ШМКЭС") на определение Арбитражного суда Курганской области от 25.05.2012 по делу N А34-2928/2011.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "ШМКЭС" - Рыков А.Е. (доверенность от 20.10.2010), Белешова А.В. (доверенность от 05.10.2011); Бережная О.П. (доверенность от 14.12.2011); Саломатина О.И. (доверенность от 05.10.2011);
Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - департамент, заинтересованное лицо) - Носко А.Ф. (доверенность от 02.02.2011); Самойлов С.М. (доверенность от 02.02.2011);
открытого акционерного общества "ЭнергоКурган" - Черняев Д.В. (доверенность от 27.07.2012);
открытого акционерного общества "Энергосбыт" - Саранских Н.В. (доверенность от 13.12.2011).
Общество "ШМКЭС" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействующим пункта 22 Приложения N 2 постановления департамента от 19.11.2009 N 33-43 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии" в части установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, согласно которому общество "ЭнергоКурган" является получателем платы, а общество "ШМКЭС" - плательщиком по ставке на содержание электрических сетей в размере 226 202, 60 руб./МВт/мес., по ставке на оплату технологического расхода (потерь) в размере 53,02 руб./МВт/ч. и обязать департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (с учетом уточнения требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определениями суда от 11.08.2011, 06.09.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общества "ЭнергоКурган", "Энергосбыт".
Определением Арбитражного суда Курганской области от 25.05.2012 (судьи Обабкова Н.А., Григорьев А.А., Губанова Е.И.) производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекращено.
В кассационной жалобе общество "ШМКЭС" просит указанное определение отменить, ссылаясь на то, что судом не разрешен вопрос о распределении судебных расходов; вывод суда об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя не соответствует представленным в материалы дела доказательствам.
Законность судебного акта в обжалуемой части проверена судом кассационной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях заинтересованного и третьих лиц относительно жалобы (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, департаментом принято постановление от 19.11.2009 N 33-43 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии". Пунктами 1 и 2 постановления предусмотрено: установить и ввести в действие тарифы согласно приложениям 1-2. Тарифы, установленные в п. 1 постановления, действуют с 1 января 2010 года. Приложением N 1 к постановлению установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области. Приложением N 2 предусмотрены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, п. 22 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, при этом общество "ЭнергоКурган" является получателем платы, а общество "ШМКЭС" - плательщиком по ставке на содержание электрических сетей в размере 226 202, 60 руб./МВт/мес., по ставке на оплату технологического расхода (потерь) в размере 53,02 руб./МВт/ч. Постановление Департамента от 19.11.2009 N 33-43 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии" опубликовано в Курганской общественно-политической газете "Новый мир" от 27.11.2009, выпуск N 17 (N 89 (322).
На основании Положения о департаменте, утвержденном постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 20.05.2003 N 149 "О создании органа исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен и тарифов" функции органа исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования тарифов на тепловую энергию осуществляет департамент.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Основанием для принятия решения суда о признании нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4, 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
При решении вопроса о том, является ли обжалуемый акт нормативным, следует установить, обладает ли он существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, которыми являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Судом установлено, что постановление департамента от 19.11.2009 N 33-43 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии" относится к нормативным правовым актам, поскольку Приложением N 1 к постановлению, установлены единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Курганской области без указания конкретных потребителей, рассчитаны на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по предоставлению соответствующих услуг. Приложением N 2 предусмотрены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.
Утверждение котлового и индивидуальных тарифов является взаимосвязанным процессом, изменение одного тарифа влияет на размер другого.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый заявителем п. 22 Приложения N 2 к постановлению департамента от 19.11.2009 N 33-43 не может оцениваться в отрыве от положений самого постановления с приложением N 1 и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам гл. 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При принятии оспариваемого постановления, департамент руководствовался Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ).
Положения данного документа с 29.07.2010 не применяются к отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в электроэнергетике на 2011 год и последующие годы, а с 01.01.2011 утратили силу (Федеральные законы от 26.07.2010 N 187-ФЗ и от 26.03.2003 N 36-ФЗ).
В соответствии со ст. 7.1 Закона N 41-ФЗ споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Суд первой инстанции обоснованно признал, что постановление департамента от 19.11.2009 N 33-43 и оспариваемый п. 22 Приложения N 2 приняты компетентным органом в пределах его полномочий, в рамках названного закона, и может быть оспорено в арбитражном суде.
На момент рассмотрения дела оспариваемый акт утратил силу с 01.01.2011 в связи с изданием Постановления Департамента от 16.12.2010 N 45-6.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в пункте 6 Информационного письма от 13.08.2004 N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать. Поэтому производство по делу об оспаривании такого акта подлежит прекращению (п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12.07.2006 N 182-О указал, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
Судом первой инстанции установлено, что заявителем не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Оспариваемое положение нормативного правового акта не нарушает прав и законных интересов и самого общества.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно прекратил производство по данному делу.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств по делу и в связи с этим не принимаются судом кассационной инстанции в силу полномочий, установленных ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Заявление по вопросу о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, рассмотрением дела в порядке надзора, не разрешенному при рассмотрении дела в соответствующем суде, может быть подано в арбитражный суд, рассматривавший дело в качестве суда первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу (ч. 2 данной статьи).
Таким образом, неразрешение судом вопроса о распределении судебных расходов в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу не является основанием для отмены обжалуемого определения суда.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Курганской области от 25.05.2012 по делу
N А34-2928/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Шумихинские межрайонные коммунальные электрические сети" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в пункте 6 Информационного письма от 13.08.2004 N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать. Поэтому производство по делу об оспаривании такого акта подлежит прекращению (п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12.07.2006 N 182-О указал, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
...
Согласно ч. 1 ст. 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Заявление по вопросу о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, рассмотрением дела в порядке надзора, не разрешенному при рассмотрении дела в соответствующем суде, может быть подано в арбитражный суд, рассматривавший дело в качестве суда первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу (ч. 2 данной статьи)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 августа 2012 г. N Ф09-7035/12 по делу N А34-2928/2011
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17129/12
07.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17129/12
30.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7035/12
25.05.2012 Определение Арбитражного суда Курганской области N А34-2928/11