Екатеринбург |
|
14 сентября 2012 г. |
Дело N А34-1539/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Василенко С.Н., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Первая девелоперская компания" (ИНН: 66711806073, ОГРН: 1056604143573; далее - общество) на решение Арбитражного суда Курганской области от 03.07.2012 по делу N А34-1539/2012.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Кузнецов П.А., генеральный директор (протокол общего собрания акционеров от 10.04.2012 N 3).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Курганской городской Думе (ИНН: 4501111968, ОГРН: 1044500027626; далее - Дума), администрации г. Кургана (ИНН: 4501005007, ОГРН: 1024500521506; далее - администрация) о признании недействующей ст. 33 "Карта градостроительного зонирования" Правил землепользования и застройки города Кургана - Приложение N 1 к решению Курганской городской Думы от 15.04.2009 N 87 "О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки города Кургана, утвержденных решением Курганской городской Думы от 19.12.2007 N 318 (в редакции от 05.11.2008 N 285)" в части установления границы природоохранной зоны в районе земельного участка по пр. М.Голикова в городе Кургане с кадастровым номером 45:25:020412:4, поскольку данная норма нарушает п. 4 ч. 1 ст. 34, п. 3, 6 ч. 2 ст. 34, ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Кургана.
Решением суда от 03.07.2012 (судьи Губанова Е.И., Шестакова Л.П., Обабкова Н.А.) в удовлетворении заявления общества отказано.
В кассационной жалобе общество просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на ошибочность выводов суда об отсутствии оснований для признания оспариваемого нормативного акта недействующим.
Как следует из материалов дела, администрацией вынесено постановление от 17.07.2006 N 4120 об утверждении проекта границ и выдаче обществу акта о выборе земельного участка для строительства торгового центра, расположенного по адресу: г. Курган, проспект Маршала Голикова (далее - Постановление N 4120).
Выбор места размещения объекта осуществлен администрацией и оформлен актом о выборе земельного участка от 10.07.2006 N 144. Информация о размещении торгового центра опубликована в газете "Курган и курганцы" от 13.07.2006 N 75, замечаний и предложений по этому вопросу от жителей города не поступало.
Постановлением администрации от 31.07.2006 N 4550 были внесены изменения в Постановление N 4120 в части площади выбранного земельного участка (7 га вместо 13,5 га; далее - Постановление N 4550).
Решением Думы от 19.12.2007 N 318 утверждены Правила землепользования и застройки г. Кургана.
Думой 15.04.2009 принято решение N 87 "О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки г. Кургана, утвержденные решением Курганской городской Думы от 19.12.2007 N 318 (в ред. от 05.11.2008 N 285)" (далее - Решение N 87).
Распоряжением Правительства Курганской области от 29.01.2008 N 14-р обществу согласовано место размещения торгового центра на земельном участке площадью 7 га, расположенном по пр. Маршала Голикова в г. Кургане.
Земельный участок площадью 70000 кв. м, расположенный по адресу: г. Курган, проспект Маршала Голикова 09.09.2010 был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 45:25:020412:4.
Постановлением администрации от 15.06.2011 N 4238 Постановления N 4120, 4550 отменены, в связи с неосвоением земельного участка и отсутствием градостроительного плана на данный земельный участок.
Общество, полагая, что основанием для вынесения администрацией Постановления N 4238 явилось то обстоятельство, что в соответствии со статьей 33 "Карта градостроительного зонирования" Правил землепользования и застройки города Кургана - Приложение N 1 к Решению N 87 спорный земельный участок оказался в двух территориальных зона; общественно-деловой и природоохранной, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил и законности оспариваемого нормативного акта.
Выводы суда являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания ч. 4, 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Градостроительная документация является элементом планировки территории, а правила землепользования и застройки - элементом градостроительного зонирования.
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований разрабатываются правила землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
В силу п. 4 указанной нормы, формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Границы территориальных зон могут устанавливаться по границам земельных участков, по естественным границам природных объектов (п. 3, 6 ч. 2 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статьями 31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации определена процедура внесения изменений в правила землепользования и застройки.
Судом обоснованно указано, что одним из обязательных этапов внесения названных изменений также является проведение публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки.
После проведения публичных слушаний в силу ч. 16 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации должен принять решение о направлении проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
В соответствии со ст. 6 Устава города Кургана Курганская городская Дума является органом местного самоуправления, и в ее компетенцию входит утверждение правил землепользования и застройки.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что изменения в Правила землепользования и застройки оспариваемым Решением N 87 внесены в связи с поступлением соответствующих предложений.
Главой города Кургана принято постановление от 22.12.2008 N 374 "О назначении публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Кургана, утвержденные решением Курганской городской Думы от 19.12.2007 N 318 (в ред. от 05.11.2008 N 285), публичные слушания назначены на 25.02.2009, указанное постановление, проект решения "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Кургана, утвержденные решением Курганской городской Думы от 19.12.2007 N 318" опубликован 23.12.2008 в газете "Курган и курганцы" N 145.
Публичные слушания по проекту решения Курганской городской Думы "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Кургана, утвержденные решением Курганской городской Думы от 19.12.2007 N 318 состоялись 25.02.2009.
Заключение о результатах публичных слушаний было опубликовано в газете "Курган и курганцы" от 05.03.2009 N 23.
Таким образом, правильным является вывод судов о том, что публичные слушания по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Кургана проведены в соответствии с законом. При этом общество не воспользовалось своим правом и не представило свои предложения в проект изменений в Правила.
Согласно пункту 1.2 Решения N 87 в часть П "Карта градостроительного зонирования" внесены изменения согласно приложению N 1. Из текста подпунктов 1.2.1.-1.2.32. пункта 1.2. оспариваемого в части решения не следует, что Приложением N 1 статья 33 "Карта градостроительного зонирования" в часть П "Карта градостроительного зонирования" внесены изменения в части установления границы природоохранной зоны в районе земельного участка по пр. М.Голикова в городе Кургане с кадастровым номером 45:25:020412:4, в оспариваемом в части решении отсутствует ссылка на земельный участок с названным кадастровым номером.
Кроме того, как правильно установлено судом и следует из материалов дела земельный участок площадью 7,0 га с кадастровым номером 45:25:020412:4, расположенный по адресу: г. Курган, пр. М.Голикова, находится в территориальной зоне - общественно-деловой.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности оспариваемого нормативного акта и отсутствии нарушений названным актом прав и законных интересов общества.
Судом кассационной инстанции отклоняется довод заявителя кассационной жалобы о том, что Карта градостроительного зонирования, являющаяся приложением к решению Думы от 19.12.2007 N 318 не была опубликована в установленном порядке, поскольку в рамках настоящего дела проверяется законность иного нормативного акта, порядок опубликования которого проверен судом первой инстанции и признан соответствующим требованиям действующего законодательства.
Довод общества о том, что судом первой инстанции не были надлежащим образом исследованы представленные обществом доказательства судом кассационной инстанции отклоняется, так как переоценка установленных обстоятельств и исследованных доказательств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции на основании ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 03.07.2012 по делу N А34-1539/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО "Первая девелоперская компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований разрабатываются правила землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
В силу п. 4 указанной нормы, формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Границы территориальных зон могут устанавливаться по границам земельных участков, по естественным границам природных объектов (п. 3, 6 ч. 2 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статьями 31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации определена процедура внесения изменений в правила землепользования и застройки.
...
После проведения публичных слушаний в силу ч. 16 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава местной администрации должен принять решение о направлении проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
В соответствии со ст. 6 Устава города Кургана Курганская городская Дума является органом местного самоуправления, и в ее компетенцию входит утверждение правил землепользования и застройки."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 сентября 2012 г. N Ф09-8145/12 по делу N А34-1539/2012