Екатеринбург |
|
14 сентября 2012 г. |
Дело N А60-19851/2012 |
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 февраля 2013 г. N Ф09-13276/12 по делу N А60-19598/2012
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 февраля 2013 г. N ВАС-84/13
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2012 г. N 17АП-9256/12
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2012 г. N 17АП-9999/12
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 ноября 2011 г. N Ф09-6006/11 по делу N А60-8358/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Василенко С. Н., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу исполняющего обязанности главы г. Каменска-Уральского Шмыкова А.В. (далее - глава города, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.07.2012 по делу N А60-19851/2012.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" (далее - общество "ТГК N 9", генерирующая компания) - Канова Н.В. (доверенность от 04.05.2012 серии 66АА N 1175856);
заинтересованного лица - Иванова Е.С. (доверенность от 28.05.2012 N 1938);
открытого акционерного общества "Водоканал" (далее - общество "Водоканал") - Полуяктова М.А. (доверенность от 02.02.2012).
Общество "ТГК N 9" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к заинтересованному лицу о признании недействующими абзаца 15 в виде формулы Ki= Cip/Ciд п. 6.3 Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации муниципального образования "Город Каменск-Уральский", утвержденных Постановлением Главы города Каменска-Уральского от 31.07.2008 N 575 (в редакции Постановления от 28.11.2011 N 1390).
К участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество "Водоканал", Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
Решением суда от 24.07.2012 (судьи Гнездилова Н.В., Хачев И.В., Евдокимов И.В.) заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе заинтересованное лицо просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на отсутствие оснований для применения ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; оспариваемая формула не противоречит Порядку взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденному Постановлением Правительства Свердловской области от 14.02.1997 N 133-п.
Законность судебного акта в обжалуемой части проверена судом кассационной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как видно из материалов дела и установлено судом, постановлением Главы города Каменска-Уральского от 31.07.2008 N 575 утверждены Условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации муниципального образования "Город Каменск-Уральский" (опубликовано в газете "Каменский рабочий" от 05.08.2008 N 86).
Постановлениями Администрации г. Каменска-Уральского от 16.10.2009 N 1071, от 23.05.2011 N 576 внесены изменения и дополнения в Условия приема сточных вод (опубликовано в газете "Каменский рабочий" N 94 от 27.10.2009 и N 38 от 24.05.2011).
Полагая, что Условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации муниципального образования г. Каменск-Уральский, утвержденные постановлением Главы города Каменска-Уральского от 31.07.2008 N 575 (в редакции постановлений от 16.10.2009 N 1071, от 23.05.2011 N 576), не соответствуют нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права организаций и граждан, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.07.2011 по делу N А60-8358/2011 по заявлению общества "ТГК N 9" об оспаривании нормативного правового акта в постановление Главы города Каменска-Уральского от 31.07.2008 N 575 "Об утверждении условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации муниципального образования г. Каменск-Уральский" признаны недействующими абзацы 8, 11, 14 п. 6.1.2. Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации муниципального образования г. Каменск-Уральский, утвержденных постановлением Главы города Каменска-Уральского от 31.07.2008 N 575 (в редакции постановлений от 16.10.2009 N 1071, от 23.05.2011 N 576).
Заинтересованным лицом принято постановление от 28.11.2011 N 1390 (опубликовано в газете "Каменский рабочий" N 95 от 06.12.2011), которым внесены соответствующие изменения в постановление Главы города Каменска-Уральского от 31.07.2008 N 575.
Полагая, что внесенные изменения не отражают сути решения Арбитражного суда Свердловской области в части выводов относительно порядка расчета коэффициента превышения допустимой концентрации, а именно формулы Ki=Cip/Cid, общество "ТГК N 9" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд указал на несоответствие оспариваемой правовой нормы актам, обладающим большей юридической силой, а также преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора решения Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-8358/2011.
Указанные выводы суда являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
В силу ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее - абоненты).
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" Правительство Свердловской области Постановлением от 14.02.1997 N 133-п утвердило Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов (далее - Порядок).
Пунктом 8.2. Порядка установлено, что за сброс сверхнормативных сточных вод: - при превышении установленного лимита водоотведения плата взимается в трехкратном размере действующего тарифа за каждый кубический метр превышения объема водоотведения за расчетный период; - при превышении допустимой концентрации загрязняющих веществ плата взимается по повышенному тарифу, рассчитанному в соответствии с суммарной кратностью превышения нормативов (но не более 5-ти тарифов за 1 куб. метр) за фактический объем водоотведения с момента обнаружения нарушения до повторной контрольной проверки со стороны предприятия водно-канализационного хозяйства.
Таким образом, из названного абзаца следует, что плата по повышенному тарифу взимается только в пределах превышения такого норматива.
Разделом 6 Условий приема сточных вод, утвержденных постановлением Главы города Каменска-Уральского от 31.07.2008 N 575 (в редакции Постановления от 28.11.2011 N 1390) установлены условия оплаты услуг по водоотведению в систему хозяйственно-бытовой канализации г. Каменска-Уральского.
Согласно п. 6.3. Условий приема сточных вод за сброс сверхнормативных сточных вод: - при превышении установленного лимита водоотведения плата взимается в трехкратном размере действующего тарифа за каждый кубометр превышения объема водоотведения за расчетный период; - при превышении допустимой концентрации загрязняющих веществ взимается плата по повышенному тарифу, рассчитанному в соответствии с суммарной кратностью превышения нормативов по качеству (но не более 5-ти тарифов за 1 куб. метр), за фактический объем водоотведения с момента обнаружения нарушения до повторной контрольной проверки со стороны общества "Водоканал".
Абзацами 4-19 п. 6.3 Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации муниципального образования "Город Каменск-Уральский" определяется методика расчета платы за прием сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ.
Расчет платы за прием сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ (П) осуществляется по формуле: П = Тп х Q, где Тп - повышенный тариф; Q - фактический объем сточных вод с момента обнаружения нарушения до повторной контрольной проверки со стороны организации ВКХ.
В свою очередь, повышенный тариф рассчитывается по следующей формуле: Тп = Т х Кп, где Т - тариф (цена) на услуги водоотведения, который устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и включает в себя плату за загрязнение природной среды в пределах допустимого сброса; Кп - коэффициент повышенной надбавки: Кп = SUM Ki.
Суммарный коэффициент превышения допустимой концентрации считается в следующем порядке: Ki = Kl +К2 +КЗ + Кп Расчет коэффициента превышения установленных нормативов производится согласно абзаца "б" пункта 6.3 Условий Ki = Ciр / Ciд, где: Ki - коэффициент превышения допустимой концентрации i-ro загрязнения; Ci р - расчетная концентрация i-гo загрязнения в пробе сточных вод абонента; Ci д - допустимая концентрация i-ro загрязнения, установленного для абонента.
При этом согласно абзацу 28 п. 6.3. Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации муниципального образования "г. Каменск-Уральский" формула расчета истинных значений концентрации загрязняющих веществ, сбрасываемых абонентом, с учетом концентрации транзитного стока и источников воды: Cip = (Ci вып х V вып - Сi тр х V тр)/(V вып - V тр.) - Ci ист.
Как следует из пояснений представителей общества "ТГК-9", из указанных формул следует, что плата по повышенному тарифу при превышении допустимой концентрации загрязняющих веществ рассчитывается кратно расчетной концентрации загрязнений в пробе сточных вод.
Вместе с тем, плата должна взиматься, в соответствии с абзацем 3 п. 6.3. постановления: в соответствии с суммарной кратностью превышения нормативов по качеству (но не более 5-ти тарифов за 1 куб. метр), за фактический объем водоотведения с момента обнаружения нарушения до повторной контрольной проверки со стороны общества "Водоканал".
Исходя из положений указанного пункта, расчетная концентрация загрязнения должна уменьшаться на величину допустимой концентрации, так как повышенная плата должна взимается только за сверхнормативную концентрацию загрязнений.
Таким образом, коэффициент превышения допустимой концентрации i-гo загрязнения рассчитанный по методике оспариваемого постановления показывает во сколько раз расчетная концентрация вещества (с учетом концентрации вещества в исходной воде - фоновой концентрации) выше допустимой, хотя по своей сути должен отражать превышение установленных нормативов.
Согласно вышеуказанных нормативных актов при расчете Ki, Ciр - расчетная концентрация i-гo загрязнения в пробе сточных вод абонента должна уменьшаться на величину допустимой концентрации, при этом должна быть применена следующая формула: Ki = (Cip - Cid)/Cid.
То есть, для определения коэффициента превышения допустимой концентрации необходимо установить разницу между расчетной концентрацией (с учетом концентрации загрязняющего вещества в исходной воде) и допустимой концентрацией и ее соотношение с допустимой концентрацией.
При применении формулы в виде Ki = Cip/ Cid определяется, во сколько раз расчетная концентрация выше допустимой, т.е. устанавливается коэффициент концентрации (показатель кратности расчетных содержаний химических элементов над их допустимым содержанием).
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что формула расчета коэффициента превышения допустимой концентрации содержащаяся в оспариваемом постановлении, направлена на установление размера концентрации, а не размера превышения допустимой концентрации, что противоречит п.8.2 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 14.02.1997 N 133-п.
Фактическое применение формулы, содержащейся в абзаце 15 п. 6.3 постановления Главы города Каменска-Уральского от 31.07.2008 N 575 (в редакции Постановления от 28.11.2011 N 1390), влечет за собой взимание платы в повышенном размере кратно количеству загрязняющих веществ в пробе сточных вод, а не в соответствии с суммарной кратностью превышения нормативов по качеству. Между тем, допустимая величина загрязняющих веществ не должна увеличивать размер повышенного тарифа, то есть при расчете кратности повышенного тарифа необходимо учитывать разницу между фактической и допустимой ПДК.
Судом первой инстанции также обоснованно учтено, что правомерность применения метода расчета платы за сверхнормативный сброс сточных вод с использованием в расчете формулы: Ki=(Cip-Cid)/Cid проверена Арбитражным судом Свердловской области при рассмотрении дела N А60-8358/2011, решение по которому вступило в законную силу.
Судом установлено, что по настоящему делу основанием требований общества являются те же обстоятельства, что и по делу N А60-8358/2011, а также аналогичное нормативное обоснование, поэтому решение по названному судебному спору обладает свойством преюдиции при рассмотрении настоящего дела.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что абзац 15 п. 6.3 Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации муниципального образования "г. Каменск-Уральский", утвержденных постановлением Главы города Каменска-Уральского от 31.07.2008 N 575 (в редакции постановления от 28.11.2011 N 1390), противоречит порядку взимания и расчета размера платежей за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ, установленных п.70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, п. 8.2. Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области постановлением от 14.02.1997 N 133-п и не отвечает целям введения платежей, используемых в качестве мер экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически не подтверждают неправильного применения судом норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.07.2012 по делу
N А60-19851/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу исполняющего обязанности главы г. Каменска-Уральского Шмыкова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено, что по настоящему делу основанием требований общества являются те же обстоятельства, что и по делу N А60-8358/2011, а также аналогичное нормативное обоснование, поэтому решение по названному судебному спору обладает свойством преюдиции при рассмотрении настоящего дела.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что абзац 15 п. 6.3 Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации муниципального образования "г. Каменск-Уральский", утвержденных постановлением Главы города Каменска-Уральского от 31.07.2008 N 575 (в редакции постановления от 28.11.2011 N 1390), противоречит порядку взимания и расчета размера платежей за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ, установленных п.70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, п. 8.2. Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области постановлением от 14.02.1997 N 133-п и не отвечает целям введения платежей, используемых в качестве мер экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 сентября 2012 г. N Ф09-8414/12 по делу N А60-19851/2012