Екатеринбург |
|
13 сентября 2012 г. |
Дело N А60-55520/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Лазарева С.В., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - Управление Росимущества) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.03.2012 по делу N А60-55520/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель Межрегиональной общественной организации Военно-охотничье общество Уральского военного округа (далее - Военно-охотничье общество) - Брусянина Е.Н. (доверенность от 20.08.2012).
Военно-охотничье общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Росимущества, выразившегося в уклонении от принятия решения о предоставлении в собственность Военно-охотничьего общества земельного участка площадью 71 899 кв. м с кадастровым номером 66:41:0502901:1, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Щербакова, д. 120, под существующие здания и сооружения стрелково-стендового комплекса, а также о возложении на Управление Росимущества обязанности подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка по цене, предусмотренной на момент подачи заявления о приватизации и направить его в адрес Военно-охотничьего общества в течении одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.03.2012 (судья Италмасова Е.Г.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 (судьи Зеленина Т.Л., Скромова Ю.В., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росимущества просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 33, 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, судом первой инстанции необоснованно удовлетворено ходатайство Военно-охотничьего общества о восстановлении пропущенного срока на обжалование бездействия государственного органа в отсутствие на то уважительных причин. Управление Росимущества считает, что судами не приняты во внимание его доводы о том, что площадь испрашиваемого земельного участка многократно превышает площадь находящихся на нем объектов недвижимости, при этом доказательств необходимости использования земельного участка именно испрашиваемой площади Военно-охотничьим обществом не представлено. Кроме того, заявитель полагает неправомерным указание в решении суда на цену договора, ссылаясь на то, что в порядке гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный вопрос разрешен быть не может.
В отзыве на кассационную жалобу Военно-охотничье общество, ссылаясь на несостоятельность доводов заявителя, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Военно-охотничьему обществу на праве собственности принадлежат нежилое отдельно-стоящее здание с пристроем (литера Б) общей площадью 181,8 кв. м и здание общежития (литера А) общей площадью 1415,7 кв. м, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, ул. Щербакова, д. 120 (свидетельства о государственной регистрации права от 21.06.2007 серии АВ N 950376, от 09.10.2007 серии 66 АГ N 055892).
Под существующие здания и сооружения стрелково-стендового комплекса, в том числе общежитие и мастерскую, постановлением Главы города Екатеринбурга от 02.03.2000 N 184-г Военно-охотничьему обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования был предоставлен земельный участок общей площадью 78 316 кв. м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Щербакова, д. 120.
Правительством Свердловской области 30.08.2001 принято постановление N 754-РП о подтверждении действия главы г.Екатеринбурга по предоставлению данного земельного участка.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком зарегистрировано в установленном законом порядке 21.09.2001, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 66АВ N 440240.
Военно-охотничье общество 26.10.2010 обратилось в Управление Росимущества с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность.
В письме от 28.12.2010 Военно-охотничье общество просит дать ответ о ходе рассмотрения вышеназванной заявки.
Письмом от 14.12.2010 N ВО-19306, полученным заявителем 01.04.2011, Управление Росимущества возвратило представленные документы для доработки, уведомив о необходимости предоставить новый кадастровый паспорт с указанием зданий и сооружений, расположенных на земельном участке.
Военно-охотничье общество 20.10.2011 направило Управлению Росимущества заявление, в котором, ссылаясь на предоставление 27.10.2010 всех необходимых документов, просило повторно рассмотреть заявление о приватизации земельного участка от 26.10.2010.
Письмом от 25.11.2011 Управление Росимущества вновь предложило Военно-охотничьему обществу представить дополнительные документы.
Военно-охотничье общество, полагая, что бездействие уполномоченного органа по рассмотрению вопроса о предоставлении земельного участка в собственность является незаконным, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 3 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как разъяснено в п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - постановление Пленума от 24.03.2005 N 11), рассматривая споры, связанные с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, суды должны учитывать, что согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 этого Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным (п. 4 постановления Пленума от 24.03.2005 N 11.
Суды, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в том числе переписку сторон, установили, что Военно-охотничье общество обратилось в установленном законом порядке 26.10.2010 в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости, в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, с приложением всех необходимых документов.
При этом, учитывая, что в предусмотренный законом срок Управлением Росимущества решения по данному заявлению не принято при отсутствии на то законных оснований, суды правомерно признали данное бездействие противоречащим закону и нарушающим права и интересы Военно-охотничьего общества, возложив на уполномоченный орган в порядке устранения нарушения прав обязанности совершить действия, установленные в п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок многократно превышает площадь расположенных на нем объектов недвижимости и Военно-охотничьим обществом не доказана необходимость использования для эксплуатации этих объектов земельного участка именно испрашиваемой площади, отклоняется судом кассационной инстанции. Как правильно указано судом апелляционной инстанции испрашиваемый земельный участок сформирован в установленном порядке для использования существующих зданий и строений стрелково-стендового комплекса, в том числе, общежития и мастерской, и имеет площадь 78 316 кв. м. Этот участок был предоставлен Военно-охотничьему обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, которое было зарегистрировано 21.09.2001. Доказательств прекращения указанного права не представлено. При этом, как указано в п. 1 постановления Пленумов от 24.03.2005 N 11 лица, которым предоставлены земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки. Поэтому площадь расположенных на земельном участке объектов недвижимости не имеет правового значения при решении вопроса о переоформлении права постоянного бессрочного пользования. Кроме того следует отметить, что в свидетельстве о государственной регистрации за Военно-охотничьим обществом данного права указано целевое использование земельного участка - земли, занятые стрельбищами.
Ссылка Управления Росимущества на необоснованное удовлетворение судом первой инстанции ходатайства Военно-охотничьего общества о восстановлении пропущенного срока на обжалование бездействия государственного органа в отсутствие на то уважительных причин, также подлежит отклонению, поскольку суд, установив длящийся характер бездействия, наличие переписки сторон по вопросу предоставления земельного участка, пришел к выводу о том, что срок, установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Военно-охотничьим обществом не пропущен.
Довод о неправомерном указании в решении суда цены договора не влечет удовлетворения кассационной жалобы, поскольку фактически вопрос о цене в рамках настоящего дела не разрешался.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.03.2012 по делу N А60-55520/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя кассационной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок многократно превышает площадь расположенных на нем объектов недвижимости и Военно-охотничьим обществом не доказана необходимость использования для эксплуатации этих объектов земельного участка именно испрашиваемой площади, отклоняется судом кассационной инстанции. Как правильно указано судом апелляционной инстанции испрашиваемый земельный участок сформирован в установленном порядке для использования существующих зданий и строений стрелково-стендового комплекса, в том числе, общежития и мастерской, и имеет площадь 78 316 кв. м. Этот участок был предоставлен Военно-охотничьему обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, которое было зарегистрировано 21.09.2001. Доказательств прекращения указанного права не представлено. При этом, как указано в п. 1 постановления Пленумов от 24.03.2005 N 11 лица, которым предоставлены земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки. Поэтому площадь расположенных на земельном участке объектов недвижимости не имеет правового значения при решении вопроса о переоформлении права постоянного бессрочного пользования. Кроме того следует отметить, что в свидетельстве о государственной регистрации за Военно-охотничьим обществом данного права указано целевое использование земельного участка - земли, занятые стрельбищами."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 сентября 2012 г. N Ф09-7802/12 по делу N А60-55520/2011