Екатеринбург |
|
27 сентября 2012 г. |
Дело N А07-23959/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Черкезова Е.О., Лукьянова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - управление, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.03.2012 по делу N А07-23959/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Управления малоэтажным строительством (правопреемник Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан Управление малоэтажным строительством) (ИНН 0274159113, ОГРН 1110280041585); (далее - учреждение, ГУП РБ Управление малоэтажным строительством) - Янмурзина Р.З. (доверенность от 04.07.2012 N 57).
Учреждение и общество с ограниченной ответственностью "Мой дом" (ИНН 0277105885, ОГРН 1090280025285); (далее - общество "Мой дом") обратились в Арбитражный суд Республики Башкортостан к управлению с заявлением о признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа от 09.11.2011 по делу N А-274/11-11.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ГазПромТЭК" (далее - общество"ГазПромТЭК").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.03.2012 (судья Боброва С.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 (судьи Тимохин О.Б., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неверное толкование судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Управление указывает на то, что между обществом "Мой дом" и учреждением имеется соглашение, которым создаются препятствия в доступе на рынок оказания услуг по техническому обслуживанию сетей электро- и водоснабжения в населенных пунктах Жуково, Шамонино, Дорогино Уфимского района Республики Башкортостан другим хозяйствующим субъектам.
По мнению антимонопольного органа, учреждение при оформлении документов участников программы малоэтажного строительства вынуждает их подписывать договоры с управляющей компанией - обществом "Мой дом". Управляющая компания, в свою очередь, заключает с участниками программы малоэтажного строительства договоры поручения, предметом которых является поручение участника программы малоэтажного строительства от имени и за его счет осуществить подбор подрядной организации и заключить с ней договор подряда на монтаж инженерных сетей. После чего общество "Мой дом" выбирает себя в качестве подрядной организации и осуществляет монтаж инженерных сетей.
Управление также считает, что отсутствие в материалах дела доказательств координирующих действий, протоколов, писем-отказов участникам и иных документов, свидетельствующих о наличии согласованных действий на рынке технического обслуживания сетей, заключенные учреждением договоры с единственным хозяйствующим субъектом - обществом "Мой дом" являются достаточным основанием полагать, что между учреждением и обществом "Мой дом" достигнуто устное соглашение, которое приводит к созданию препятствий в доступе на указанный товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Как следует из материалов дела, в адрес управления поступило обращение общества "ГазПромТЭК" на действия общества "Мой дом", Государственного бюджетного учреждения Хозяйственного управления (далее - ГБУ Хозяйственное управление) и учреждения по передаче государственных сетей газо-, водо-, электроснабжения на объектах малоэтажного строительства в поселках Дорогино, Жуково, Шамонино Уфимского района Республики Башкортостан на техническое обслуживание и эксплуатацию.
По результатам рассмотрения обращения антимонопольным органом вынесено решение от 09.11.2011 по делу N А274/11-11, в соответствии с которым общество "Мой дом" и учреждение признаны нарушившими п. 8 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) путем заключения и реализации соглашения, которое привело (могло привести) к созданию препятствий в доступе на товарный рынок услуг по техническому обслуживанию сетей электро- и водоснабжения в населенных пунктах Жуково, Шамонино, Дорогино Уфимского района Республики Башкортостан другим хозяйствующим субъектам.
Кроме того, учреждению и обществу "Мой дом" выдано предписание от 09.11.2011 N 211А-274/11-11, согласно которому потребовано в срок до 30.12.2011 прекратить нарушение п. 8 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении соглашения и участии в соглашении, которое привело (могло привести) к созданию препятствий в доступе на товарный рынок услуг по техническому обслуживанию сетей электро- и водоснабжения в населенных пунктах Жуково, Шамонино, Дорогино Уфимского района Республики Башкортостан другим хозяйствующим субъектам, и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно обеспечить свободный доступ на товарный рынок услуг по техническому обслуживанию сетей электро- и водоснабжения в населенных пунктах Жуково, Шамонино, Дорогино Уфимского района Республики Башкортостан другим хозяйствующим субъектам путем доведения до участников Республиканской программы "Развитие малоэтажного строительства в Республике Башкортостан "Свой дом" на 2007-2010 годы" информации о свободе реализации ими права на заключение договоров подряда на выполнение работ по устройству наружных внутренних сетей водоснабжения, канализации, отопления, электроснабжения с любыми хозяйствующими субъектами - участниками соответствующих рынков.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, учреждение и общество "Мой дом" обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что антимонопольный орган не доказал вменяемое учреждению и обществу "Мой дом" нарушение, а также антимонопольным органом не принят во внимание тот факт, что общество "Мой дом" является управляющей организацией, заключившей договор на управление имуществом коттеджных поселков Дорогино, Жуково, Шамонино. Указанный договор в судебном порядке, как предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, не оспорен.
Выводы судов являются правильными и соответствуют действующему законодательству.
В силу ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения государственного органа, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к созданию препятствий в доступе на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что строительство инженерных сетей электро-, газо- и водоснабжения в населенных пунктах Жуково, Шамонино, Дорогино Уфимского района Республики Башкортостан осуществляется в рамках республиканской программы "Развитие малоэтажного строительства в Республике Башкортостан "Свой дом" на 2007-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2007 N 408, за счет средств республиканского бюджета. Государственным заказчиком по строительству сетей инженерно-технического обеспечения является ГБУ Хозяйственное управление, заказчиком-застройщиком - ГУП РБ Управление малоэтажным строительством.
До получения разрешения на ввод в эксплуатацию, отнесения к государственной собственности и передачи эксплуатирующей организации объекты сетей инженерно-технического обеспечения находятся на балансе заказчика-застройщика.
В связи с отсутствием в ГУП РБ Управление малоэтажным строительством собственного эксплуатирующего персонала, а также в целях обеспечения содержания сетей водо-, газо-, электроснабжения в работоспособном состоянии до их отнесения к государственной собственности, ГУП РБ Управление малоэтажным строительством заключило с обществом "Мой дом" договоры.
Антимонопольный орган установил и подтвердил документально, что выполнение работ по устройству наружных и внутренних сетей водоснабжения, канализации, отопления, электроснабжения относится к товарному рынку монтажа сетей водо-, электроснабжения. Так же доказал, что в нарушение требований п. 8 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, управляющая компания заключает с участниками программы малоэтажного строительства договоры поручения, предметом которых является поручение участника программы малоэтажного строительства от имени и за его счет осуществить подбор подрядной организации и заключить с ней договор подряда на монтаж инженерных сетей. После чего общество "Мой дом" выбирает себя в качестве подрядной организации и осуществляет монтаж инженерных сетей.
При этом управление в предписании указало на создание препятствий доступу на товарный рынок по техническому обслуживанию сетей электро- и водоснабжения в населенных пунктах Жуково, Шамонино, Дорогино Уфимского района Республики Башкортостан.
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Однако нарушение на товарном рынке по техническому обслуживанию сетей материалами дела не подтверждается.
Таким образом, суды обоснованно пришли к выводу о недоказанности в действиях учреждения и общества "Мой дом" соглашения, которое приводит к созданию препятствий в доступе на рынок оказания услуг по техническому обслуживанию сетей электро- и водоснабжения в населенных пунктах Жуково, Шамонино, Дорогино Уфимского района Республики Башкортостан другим хозяйствующим субъектам.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительным решение управления от 09.11.2011 N 8/10644 и предписание от 09.11.2011 N 8/10645.
Доводы заявителя кассационной жалобы не принимаются, поскольку они были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.03.2012 по делу N А07-23959/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Антимонопольный орган установил и подтвердил документально, что выполнение работ по устройству наружных и внутренних сетей водоснабжения, канализации, отопления, электроснабжения относится к товарному рынку монтажа сетей водо-, электроснабжения. Так же доказал, что в нарушение требований п. 8 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, управляющая компания заключает с участниками программы малоэтажного строительства договоры поручения, предметом которых является поручение участника программы малоэтажного строительства от имени и за его счет осуществить подбор подрядной организации и заключить с ней договор подряда на монтаж инженерных сетей. После чего общество "Мой дом" выбирает себя в качестве подрядной организации и осуществляет монтаж инженерных сетей.
...
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 сентября 2012 г. N Ф09-8868/12 по делу N А07-23959/2011