Екатеринбург |
|
01 октября 2012 г. |
Дело N А60-39048/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Васильченко Н. С.,
судей Тимофеевой А.Д., Громовой Л.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Регионгаз-инвест" (ОГРН: 1026602949251, ИНН: 6659075136, далее - общество "Регионгаз-инвест") на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012 по делу N А60-39048/2011 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель общества "Регионгаз-инвест" - Романюк Ю.Ю. (доверенность от 21.11.2011).
Общество "Регионгаз-инвест" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Чистый город" (ОГРН: 1086654000542, ИНН: 6654012118, далее - общество УК "Чистый город") о взыскании 2 136 897 руб. 15 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в период с февраля 2010 года по апрель 2010 года по договору теплоснабжения от 31.12.2008 N Талиц1-7809/09 (с учетом изменения истцом размера исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 15.02.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "СтройСервисИнвест" (далее - общество "СтройСервисИнвест").
Решением суда от 29.03.2012 (судья Кудинова Ю.В.) исковые требования удовлетворены. С общества УК "Чистый город" в пользу общества "Регионгаз-инвест" взыскано 2 136 897 руб. 15 коп. задолженности.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012 (судьи Масальская Н.Г., Лихачева А.Н., Шварц Н.Г.) решение суда изменено. Резолютивная часть изложена в следующей редакции: "Исковые требования удовлетворить частично. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Чистый город" в пользу закрытого акционерного общества "Регионгаз-инвест" 1 324 705 руб. 75 коп. долга, 17 814 руб. 82 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать".
В кассационной жалобе общество "Регионгаз-инвест" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда оставить в силе. Заявитель, ссылаясь на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.10.2011 N 5257/11, указывает, что ответчик, признавая факт поставки горячего водоснабжения, обязан произвести расчет с ресурсоснабжающей организацией по соответствующим тарифам, установленным для граждан.
Как установлено судом, между обществом "Регионгаз-инвест" (теплоснабжающая организация), обществом "СтройСервисИнвест" (транспортирующая организация) и обществом УК "Чистый город" (абонент) заключен договор теплоснабжения от 31.12.2008 N Талиц 1-7809/09 (в редакции дополнительных соглашений от 01.01.2009 N 1, от 01.03.2009 N 2, от 01.05.2010 N 1), по условиям которого теплоснабжающая организация вырабатывает и отпускает тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение, а транспортирующая организация оказывает услуги по их передаче абоненту.
В соответствии с п. 5.2 договора абонент принял на себя обязательство оплачивать теплоснабжающей организации количество тепловой энергии, горячего водоснабжения и специально подготовленного теплоносителя.
Дополнительным соглашением от 01.05.2010 N 1 стороны расторгли договор с 01.05.2010.
В спорный период (с февраля по апрель 2010 года) истец, исполняя условия договора, осуществлял поставку тепловой энергии на объекты, находящиеся в управлении ответчика (жилые дома, расположенные по адресам: г. Талица, ул. Ленина, д. 73, ул. Ленина, д. 77, ул. Ленина, д. 83, ул. Рябиновая, д. 4, ул. Рябиновая, д. 6). Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
По расчету общества "Регионгаз-инвест", составленному в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), стоимость тепловой энергии на нужды отопления и горячей воды, потребленных объектами ответчика, составила 3 817 119 руб. 23 коп.
Истец, ссылаясь на ненадлежащее исполнение обществом УК "Чистый город" обязанности по оплате стоимости энергоресурсов, поставленных в рамках договора теплоснабжения от 31.12.2008 N Талиц1-7809/09 в период с февраля по апрель 2010 года, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из доказанности факта поставки истцом тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения на объекты ответчика, правильности произведенного истцом расчета стоимости поставленных энергоресурсов, правомерности применения при расчете стоимости ГВС тарифа за 1 куб. м в размере 73 руб. 04 коп. (без НДС), отсутствия доказательств уплаты долга в сумме 2 136 897 руб. 15 коп.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда, пришел к выводу о том, что исковые требования общества "Регионгаз-инвест" в части предъявленной к оплате ответчику стоимости горячего водоснабжения являются недоказанными, в связи с чем стоимость данного объема исключена судом из расчета суммы долга.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
В силу ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Правила, предусмотренные ст. 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 548 названного Кодекса).
Согласно п. 1, 2 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
На основании п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам, установленным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что тепловая энергия поставлялась ответчику для предоставления гражданам - потребителям коммунальных услуг, и правомерно применили к правоотношениям сторон нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правила N 307.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы коммунальных услуг, предусмотренный ч. 4 ст. 154 данного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Пунктом 15 Правил N 307 установлено, что размер платы за горячее водоснабжение, отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера оплаты коммунальных услуг, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера оплаты коммунальных услуг гражданами.
Факт поставки тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение в период с февраля по апрель 2010 года ответчиком не оспаривается.
Согласно расчету истца в спорный период на объекты ответчика была поставлена тепловая энергия на нужды отопления в количестве 2607,19 Гкал на общую сумму 3 004 927 руб. 83 коп. (объем и стоимость тепловой энергии определены исходя из отапливаемой площади жилых домов, норматива на коммунальную услугу "отопление", утвержденного постановлением главы Талицкого городского округа от 23.09.2008 N 254, и тарифа на тепловую энергию, утвержденного для общества "Регионгаз-инвест" постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 21.12.2009 N 155-ПК). Расчет истца в указанной части ответчиком не оспорен.
Расчет объема поставленного на объекты ответчика горячего водоснабжения (9423,57 куб. м) истцом произведен на основании Правил N 307, исходя из представленных ответчиком данных о количестве зарегистрированных гражданах, норматива потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения, утвержденного постановлением главы Талицкого городского округа от 23.09.2008 N 254, составляющего 3,26 куб. м/чел. Стоимость горячего водоснабжения определена истцом на основании утвержденного постановлением главы Талицкого городского округа от 25.01.2010 N 8 тарифа на горячую воду, поставляемую обществом "СтройСервисИнвест" (73 руб. 04 коп. (без НДС) за 1 куб. м; л.д. 70), и составила 812 191 руб. 40 коп.
Суд апелляционной инстанции, оценив данный расчет стоимости тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, обоснованно признал его неправомерным, поскольку тариф на горячую воду в размере 73 руб. 04 коп. (без НДС) утвержден постановлением главы Талицкого городского округа от 25.01.2010 N 8 для иной организации коммунального комплекса Талицкого городского округа - общества "СтройСервисИнвест".
В силу ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса определены в Федеральном законе от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В соответствии с подп. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 210-ФЗ подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Таким образом, тариф на горячее водоснабжение подлежит установлению уполномоченными органами; до 13.08.2010 регулирование осуществляли органы местного самоуправления (Федеральный закон от 27.07.2010 N 237-ФЗ).
Из отзыва общества "СтройСервисИнвест" усматривается, что в период с февраля по апрель 2010 года данное общество поставляло обществу УК "Чистый город" коммунальный ресурс "горячее водоснабжение"; для общества "СтройСервисИнвест" постановлением главы Талицкого городского округа от 25.01.2010 N 8 установлен тариф в размере 73,04 руб./куб. м.
Поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность организации при расчетах за поставленный ресурс применять тарифы, утвержденные для иной организации коммунального комплекса, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что применение истцом тарифа на горячую воду, поставляемую обществом "СтройСервисИнвест", является неправомерным.
Однако отсутствие утвержденного регулирующим органом тарифа на услугу "горячее водоснабжение" не лишает истца права взыскать фактические расходы, понесенные в связи с выработкой и поставкой на объекты ответчика горячей воды.
Принимая во внимание, что соответствующего расчета истцом не представлено, возможности самостоятельно произвести расчет стоимости горячего водоснабжения, потребленного объектами ответчика (фактических расходов истца), суд не имеет, суд апелляционной инстанции верно признал недоказанными требования общества "Регионгаз-инвест" в части предъявленной к оплате ответчику стоимости горячего водоснабжения, в связи с чем обоснованно исключил стоимость данного объема из расчета суммы долга.
С учетом изложенного судом кассационной инстанции отклоняется довод заявителя, изложенный в кассационной жалобе, о необходимости определения стоимости тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, исходя из тарифа, установленного органом местного самоуправления для оплаты коммунальных услуг гражданам для иной организации.
Поскольку факт поставки истцом на объекты ответчика тепловой энергии на нужды отопления в спорный период в сумме 3 004 927 руб. 83 коп. подтверждается материалами дела, доказательств погашения ответчиком задолженности по оплате тепловой энергии в сумме 1 324 705 руб. 75 коп. не представлено, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в части взыскания с ответчика 1 324 705 руб. 75 коп.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012 по делу N А60-39048/2011 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Регионгаз-инвест" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.С. Васильченко |
Судьи |
А.Д. Тимофеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса определены в Федеральном законе от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В соответствии с подп. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 210-ФЗ подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Таким образом, тариф на горячее водоснабжение подлежит установлению уполномоченными органами; до 13.08.2010 регулирование осуществляли органы местного самоуправления (Федеральный закон от 27.07.2010 N 237-ФЗ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 октября 2012 г. N Ф09-8916/12 по делу N А60-39048/2011