Екатеринбург |
|
26 сентября 2012 г. |
Дело N А71-3252/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Купреенкова В.А., Смирнова А.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Порт Камбарка" (ИНН 1810000040, ОГРН 1021800717839; далее - общество "Порт Камбарка") на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012 по делу N А71-3252/2012 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике (далее - Управление Росимущества) -Соколов О.В. (доверенность от 10.01.2012).
Российская Федерация в лице Управления Росимущества обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к обществу "Порт Камбарка" о взыскании 5 215 149 руб. неосновательного обогащения.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.03.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.04.2012 (судья Бакулев С.Ю.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012 (судьи Виноградова Л.Ф., Голубцова Ю.А., Скромова Ю.В.) решение суда отменено, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе общество "Порт Камбарка" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на нарушение судами ст. 158, 159, 161 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель указывает на возможность заключения договора безвозмездного пользования в устной форме.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росимущества возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе постановление суда апелляционной инстанции.
Как установлено судами, распоряжением государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 17.11.1992 N 813-р в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" разрешено преобразование подразделения Камского речного пароходства "Порт Камбарка" в акционерное общество открытого типа.
10.12.1992 утвержден план приватизации Порта Камбарка.
Согласно акту оценки стоимости имущества предприятия на 01.07.1992 по порту "Камбарка" (приложение 9 к плану приватизации) в уставный капитал общества не подлежали включению объекты, остающиеся в государственной собственности, остаточной стоимостью 10 178 тыс. руб.
Объекты, не включенные в уставной капитал и не подлежащие приватизации, подлежали использованию в соответствии с п. 9 плана приватизации (п. 8 разд. 2 плана приватизации), то есть передавались во владение по договору.
Государственным комитетом Удмуртской Республики по собственности в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 03.07.1998 N 696 "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества", от 30.06.1998 N 685 "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества" на основании заявления общества "Порт Камбарка" от 23.02.1999 N 01-14/411 принято решение от 23.03.1999 N 131-об о предоставлении истцу в безвозмездное пользование объектов федерального имущества и выдано свидетельство о внесении в реестр федерального имущества данных объектов. На общество "Порт Камбарка" возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня принятия данного решения обратиться в государственный комитет Удмуртской Республики по собственности для оформления договора безвозмездного пользования объектами федерального имущества.
На основании распоряжений Управления Росимущества "О присвоении временного реестрового номера федерального имущества объекту учета, составляющему государственную казну Российской Федерации" от 24.06.2008 N 1218-ру, 1219-ру, 1220-ру, 1221-ру, 1222-ру, 1224-ру, 1226-ру 16.03.2009 произведена государственная регистрация права федеральной собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, Камбарский район, с. Кама, ул. Нижнекамская, д. 2, в том числе:
- железнодорожные пути, назначение: нежилое, транспортное, железнодорожного транспорта, протяженностью 3,652 км, инвентарный номер 1467;
- набережную грузовых причалов и берегоукрепление, назначение: нежилое, специальное, протяженность 0,795 км, инвентарный номер 1468;
- подстанцию N 7, назначение: нежилое, производственное (промышленное), 1-этажную, общей площадью 36,1 кв. м, инвентарный номер 1315, литера Т;
- трансформаторную подстанцию N 8, назначение: нежилое, производственное (промышленное), 1-этажную, общей площадью 23,2 кв. м, инвентарный номер 1316, литера Т1;
- подстанцию N 9, назначение: нежилое, производственное (промышленное), 1-этажную, общей площадью 36,6 кв. м, инвентарный номер 1317, литера Т2;
- трансформаторную подстанцию N 10, назначение: нежилое, производственное (промышленное) (подземных этажей - 1), общей площадью 7,8 кв. м, инвентарный номер 1318, литера Т3;
- трансформаторную подстанцию N 11, назначение: нежилое, производственное (промышленное) (подземных этажей - 1), общей площадью 7,8 кв. м, инвентарный номер 1319, литера Т4 (свидетельства о государственной регистрации права от 16.03.2009).
Ссылаясь на отсутствие у общества "Порт Камбарка" законных оснований для использования спорного имущества, Управление Росимущества обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании неосновательного обогащения за пользование данным имуществом.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции сделал вывод о том, что спорные объекты недвижимого имущества предоставлены обществу "Порт Камбарка" в безвозмездное (бессрочное) пользование, в связи с чем основания для взыскания неосновательного обогащения за пользование данными объектами отсутствуют.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В обоснование исковых требований Управление Росимущества ссылается на то, что ответчик пользуется спорным федеральным имуществом без законных оснований.
Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Пунктом 1 ст. 690 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником.
Как установлено судом апелляционной инстанции, спорные объекты не вошли в план приватизации Порта Камбарка и являются федеральной собственностью. Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Вместе с тем общество "Порт Камбарка" полагает, что законно владеет названными объектами, ссылаясь на решение государственного комитета Удмуртской Республике по собственности от 23.03.1999 N 131-об, которым, по утверждению ответчика, объекты переданы ему в безвозмездное пользование, и свидетельство о внесении в реестр федерального имущества объектов федерального имущества, предоставленных в безвозмездное пользование, выданное на основании названного решения.
В силу подп. 1, 2 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Решение государственного комитета Удмуртской Республике по собственности от 23.03.1999 N 131-об принято в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.1998 N 696 "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества". По смыслу п. 7, 8, 12, 13 названного постановления заявление на получение свидетельства о внесении в реестр федерального имущества объекта учета представляется юридическим лицом в соответствующий орган с целью учета федерального имущества, имеющегося у него. Объекту учета, прошедшему процедуру учета, присваивается реестровый номер, а заявителю выдается свидетельство. Федеральное имущество, не внесенное в реестр, не может быть отчуждено или обременено.
При этом пунктом 1.1 распоряжения Министерства государственного имущества Российской Федерации от 15.10.1999 N 1409-р "О порядке принятия решений об отчуждении и обременении федерального имущества" установлено, что решения о распоряжении государственным имуществом, находящимся в федеральной собственности, территориальными органами Мингосимущества России и органами по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, наделенными правами территориального органа Мингосимущества России, принимаются при условии включения данного имущества в реестр федерального имущества и выдачи соответствующим юридическим лицам свидетельств о внесении в реестр.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что включение имущества в реестр федерального имущества и выдача соответствующим юридическим лицам свидетельства о включении его в реестр является лишь условием для дальнейшего распоряжения им.
Решением государственного комитета Удмуртской Республике по собственности от 23.03.1999 N 131-об, на которое ответчик ссылается в подтверждение правомерности пользования федеральным имуществом, на общество "Порт Камбарка" возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня принятия данного решения обратиться в государственный комитет Удмуртской Республики по собственности для оформления договора безвозмездного пользования объектами федерального имущества.
Согласно ст. 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
К договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные ст. 607, п. 1 и абз. первым п. 2 ст. 610, п. 1 и 3 ст. 615, п. 2 ст. 621, п. 1 и 3 ст. 623 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В соответствии с п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
При этом сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме (подп. 2 п. 1 ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом апелляционной инстанции установлено, что ответчиком возложенная на него решением государственного комитета Удмуртской Республике по собственности от 23.03.1999 N 131-об обязанность не исполнена как в установленный срок, так и после его наступления, договор безвозмездного пользования спорным имуществом не заключен.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции верно указал, что само по себе решение о предоставлении объектов федерального имущества обществу "Порт Камбарка" и соответствующее свидетельство в отсутствие договора доказательствами того, что ответчик пользуется имуществом на законных основаниях, не являются (ст. 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, суд апелляционной инстанции отметил, что перечень объектов недвижимости, имеющийся в материалах дела, таким доказательством также не является, поскольку, по утверждению ответчика, он прилагался им к заявлению о выдаче свидетельства о внесении в реестр федерального имущества объекта учета, которое является лишь условием для дальнейшего распоряжения имуществом.
Иные доказательства законности безвозмездного владения и пользования спорным федеральным имуществом ответчиком в материалы дела не представлены (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Факт владения и пользования указанными объектами обществом "Порт Камбарка" не оспаривается. Данное обстоятельство подтверждается письмами общества "Порт Камбарка" в адрес Управления Росимущества, пояснениями ответчика, согласно которым спорные объекты используются им с момента образования порта по настоящее время, располагаются непосредственно на территории порта, поддерживаются им в надлежащем техническом состоянии.
Учитывая, что ответчик пользовался имуществом истца безвозмездно в отсутствие на то законных оснований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований.
Управлением Росимущества заявлено требование о взыскании неосновательного обогащения за период пользования имуществом с 10.02.2009 по 10.02.2012.
Согласно отчету об оценке N 82/2011 рыночный размер годовой арендной платы (без учета коммунальных платежей, эксплуатационных и административно-хозяйственных расходов) за пользование комплексом имущества речного порта, состоящего из 7 спорных объектов, составляет 1 738 383 руб.
Размер платы ответчиком не оспорен (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Установив факт пользования ответчиком имуществом, принадлежащим истцу, отсутствие у ответчика для этого правовых оснований, период такого пользования, а также размер неосновательного обогащения, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил требования о взыскании с общества "Порт Камбарка" 5 215 149 руб. неосновательного обогащения.
Довод заявителя кассационной жалобы о наличии возможности заключения договора безвозмездного пользования в устной форме основан на неверном толковании норм права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012 по делу N А71-3252/2012 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Порт Камбарка" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные ст. 607, п. 1 и абз. первым п. 2 ст. 610, п. 1 и 3 ст. 615, п. 2 ст. 621, п. 1 и 3 ст. 623 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В соответствии с п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
При этом сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме (подп. 2 п. 1 ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 сентября 2012 г. N Ф09-7427/12 по делу N А71-3252/2012