Екатеринбург |
|
26 сентября 2012 г. |
Дело N А50-24724/2011 |
См. также Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 августа 2012 г. N Ф09-8618/12 по делу N А50-24724/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лимонова И. В.,
судей Первухина В. М., Токмаковой А. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства социального развития Пермского края (ИНН: 5902290642, ОГРН: 1025900520689) (далее - министерство, ответчик) на решение Арбитражного суда Пермского края от 17.04.2012 по делу N А50-24724/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2012 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Администрация Лысьвенского городского поселения Пермского края (ИНН: 5918018427, ОГРН: 1065918000389) (далее - администрация, истец), уточнив исковые требования, обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском о взыскании с ответчика 56 800 руб. убытков, выразившихся в невозмещении стоимости услуг по погребению невостребованных, неопознанных умерших за период с октября по декабрь 2008 г., возникших в связи с выделением из бюджета города Перми средств на данные услуги.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Минсоцразвития Пермского края по Лысьвенскому муниципальному району; МУПП "Ритуальные услуги и санитарная очистка города"; Пермский край в лице Министерства финансов Пермского края (ИНН: 590411041276, ОГРН: 1037739085636).
Решением суда от 17.04.2012 (судья Антонова Е.Д.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2012 (судьи Савельева Н.М., Васева Е.Е., Полевщикова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, необоснованный отказ судом первой инстанции в удовлетворении ходатайства о пропуске срока исковой давности.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что между Пермским муниципальным унитарным предприятием "Ритуальные услуги и санитарная участка города", являющимся специализированной организацией по вопросам похоронного дела (исполнитель), и администрацией (заказчик) заключен муниципальный контракт от 26.08.2008 N 48, по которому исполнитель по заданию заказчика, обязуется оказывать услуги, связанные с погребением умерших (погибших) граждан, личности которых не установлены и (или) они не востребованы родственниками, а заказчик обязуется оплачивать оказанные исполнителем услуги по ценам и на условиях контракта.
Стоимость услуг на погребение предусмотрена приложением N 1 к контракту.
Сторонами подписаны акты сдачи-приемки работ (услуг), заказчиком направлены заказы, исполнителем выставлены счета на оплату, выполненные работы полностью оплачены заказчиком платежными поручениями.
Оплаченные за счет местного бюджета расходы специализированной организации по захоронению 16 умерших в период с октября 2008 г. по декабрь 2008 г. составили 56 800 руб.
Полагая, что данные затраты подлежат возмещению за счет бюджета Пермского края, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из их правомерности и обоснованности.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
Гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего установлены Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ). Услуги по погребению являются мерой социальной защиты граждан, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подп. 41 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации/" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в том числе, предоставление материальной и иной помощи для погребения.
Статьей 12 Закона N 8-ФЗ предусмотрены гарантии погребения умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение. В соответствии с названной нормой права погребение умерших осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых происходит на безвозмездной основе, установлен ст. 9 Закона N 8-ФЗ.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона N 8-ФЗ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств: Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; федерального бюджета - на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости; Фонда социального страхования - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан; бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
Судами установлено, что администрация для выполнения работ по погребению неизвестных и невостребованных умерших заключила со специализированной организацией по вопросам похоронного дела муниципальный контракт, взяв на себя соответствующие расходы.
Наличие у администрации затрат на погребение названной категории умерших подтверждено надлежащими доказательствами.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При определении публично-правового образования, за счет казны которого осуществляется финансовое обеспечение затрат по захоронению умерших, суды правомерно исходили из положений ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 9 Закона N 8-ФЗ, ст. 30 Закона Пермского края от 12.10.2007 N 111-ПК "О бюджетном процессе в Пермском крае", Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Поскольку расходы на погребение неработающих и не являющихся пенсионерами умерших возмещаются за счет средств субъекта Российской Федерации, суды сделали обоснованный вывод о том, что за счет казны Пермского края также подлежат возмещению заявленные истцом расходы на погребение невостребованных и неопознанных умерших, в отношении которых не было установлено, что они являются пенсионерами, работающими или членами семьи работающих граждан.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили исковые требования администрации о взыскания с Пермского края в лице министерства за счет казны Пермского края 56 800 руб. убытков в размере понесенных расходов по погребению невостребованных и неопознанных умерших за период с октября по декабрь 2008 г.
Доводы заявителя кассационной жалобы, в том числе о пропуске срока исковой давности, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку ранее уже были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Основания для переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 17.04.2012 по делу N А50-24724/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Лимонов |
Судьи |
В.М. Первухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При определении публично-правового образования, за счет казны которого осуществляется финансовое обеспечение затрат по захоронению умерших, суды правомерно исходили из положений ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 9 Закона N 8-ФЗ, ст. 30 Закона Пермского края от 12.10.2007 N 111-ПК "О бюджетном процессе в Пермском крае", Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 сентября 2012 г. N Ф09-8618/12 по делу N А50-24724/2011
Хронология рассмотрения дела:
26.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8618/12
20.08.2012 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8618/12
29.06.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5762/12
17.04.2012 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-24724/11