Екатеринбург |
|
01 октября 2012 г. |
Дело N А34-7001/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Василенко С.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Универсалоптторг" (ИНН: 4501048642, ОГРН: 1034500008080; далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Курганской области от 05.05.2012 по делу N А34-7001/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Тимофеева Л.Н. (доверенность от 30.05.2012).
Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий по Курганской области (ИНН: 4501111453, ОГРН: 1044500024986; далее - управление МЧС) о признании недействительным п. 3 предписания от 04.04.2011 N 145/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решением суда от 05.05.2012 (судья Губанова Е.И.) в удовлетворении заявленных требования отказано.
Дополнительным решением от 31.05.2012 (судья Губанова Е.И.) обществу возвращены денежные средства с депозитного счета Арбитражного суда Курганской области в сумме 45 000 руб., уплаченные платежным поручением от 17.02.2012 N 37 за экспертизу по делу N А34-7001/2011.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 (судьи Арямов А.А., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курганской области, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. В обоснование доводов заявитель жалобы указывает на незаконность п. 3 предписания управления МЧС об обустройстве внешнего пожарного гидранта, поскольку требования Строительных норм и правил "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" СНиП 2.04.02-84*, утвержденных постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N 123 (далее - СНиП 2.04.02-84*) не являются для него обязательными, так как к проектированию рассматриваемого объекта недвижимости общество отношения не имеет. По мнению общества, обязанность по выполнению требования п. 3 предписания управления МЧС должна быть возложена на орган местного самоуправления. Общество полагает, что предписание в оспариваемой части является неисполнимым, поскольку в его пользовании отсутствует водопроводная сеть и отсутствует техническая возможность подключения гидранта к имеющейся воздушной водопроводной сети. Заявитель жалобы полагает, что судами необоснованно отклонено его ходатайство о проведении судебной экспертизы с целью установления невозможности исполнения предписания управления МЧС в оспариваемой части.
При рассмотрении спора судами установлено, что 04.04.2011 управлением на основании распоряжения от 28.03.2011 N 145 проведена плановая проверка соблюдения обществом требований пожарной безопасности по месту осуществления им деятельности, о чем составлен акт от 04.04.2011 N 145.
В ходе проверки управлением выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в частности п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ N 313 от 18.06.2003 (далее - ППБ 01-03) и п. 8.16, 9.30 Строительные нормы и правила СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" (утв. постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N 123; далее - СНиП 2.04.02-84*), выразившееся в необеспечении объекта наружным противопожарным водоснабжением для целей пожаротушения.
По результатам проверки заявителю выдано предписание от 04.04.2011 N 145/1/1, в п. 3 которого обществу предложено устранить указанное нарушение в срок до 01.10.2012.
Не согласившись с предписанием управления в указанной части, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из отсутствия правовых оснований для признания недействительным ненормативного акта управления в оспариваемой части.
Суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты являются недостаточно обоснованными.
Из содержания оспариваемого ненормативного правового акта административного органа следует, что обществу следует прекратить нарушение требований нормативных документов по пожарной безопасности и нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке (п. 3 ППБ 01-03), в частности, требований п. 8.16, 9.30 СНиП 2.04.02-84*, и обеспечить объект наружным противопожарным водоснабжением для целей пожаротушения.
Названными нормами СНиП 2.04.02-84* предписано:
"8.16. Пожарные гидранты надлежит предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий; допускается располагать гидранты на проезжей части. При этом установка гидрантов на ответвлении от линии водопровода не допускается.
Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более и одного - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной, не более указанной в п. 9.30 по дорогам с твердым покрытием.
Расстояние между гидрантами определяется расчетом, учитывающим суммарный расход воды на пожаротушение и пропускную способность устанавливаемого типа гидрантов по ГОСТ 8220-85*E.
Потери напора h, м, на 1 м длины рукавных линий следует определять по формуле,
где - производительность пожарной струи, л/с.
Примечание. На сети водопровода населенных пунктов с числом жителей до 500 чел. вместо гидрантов допускается устанавливать стояки диаметром 80 мм с пожарными кранами.
9.30. Пожарные резервуары или водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе:
при наличии автонасосов - 200 м;
при наличии мотопомп - 100-150 м в зависимости от типа мотопомп.
Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п.9.32.
Расстояние от точки забора воды из резервуаров или водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов сгораемых материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м."
Между тем, названные нормы СНиП 2.04.02-84* не указывают на конкретное лицо, в обязанности которому вменяется обустройство наружного противопожарного водоснабжения объекта.
В разделах 4, 8 и 9 "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 178) регламентированы Требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению, Требования пожарной безопасности к водопроводным сетям и сооружениям на них, Требования к резервуарам и водоемам с запасами воды на цели наружного пожаротушения. Однако эти нормы также не содержат прямого указания на обязанное лицо, которое несёт бремя по обустройству и содержанию наружного противопожарного водоснабжения объекта.
Из содержания ст. 37 и 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), п. 1 и 2 ППБ 01-03 следует, что требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Согласно п. 10 и 11 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности; а в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.
В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а пунктом 10 части 1 статьи 16 этого же закона установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Согласно статье 10 Закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно статье 63 Закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Статьей 62 Закона N 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).
Согласно статье 68 Закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3).
Таким образом, в зависимости от принадлежности зданий, сооружений и строений, объектов инфраструктуры, а также территории, в границах которых должны быть обустроены источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения, бремя по обустройству и содержанию названных источников возлагается на соответствующее юридическое лицо, предпринимателя, государственный орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления.
Как установлено судами, обществу на праве собственности принадлежат нежилые помещения в здании расположенном по адресу: г. Курган, просп. Машиностроителей, д. 30.
В материалах дела имеются свидетельства о регистрации права на земельные участки, которые находятся в общей долевой собственности как общества, так и иных лиц. При этом в пунктах 1.4 каждого из договоров купли-продажи земельных участков от 11.01.2011 N 498 и от 21.06.2010 N 458 указано, что при отчуждении участка право собственности на объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не используемые исключительно для обеспечения объектов недвижимости, расположенных на участке, к покупателям не переходит. Имеется схема разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям объекта общества и карточка на пожарный гидрант N 285.
Указанным документам судами правовая оценка не дана, не установлены существенные обстоятельства, указывающие на соответствующих лиц либо орган власти, несущих бремя по обустройству и содержанию источников наружного противопожарного водоснабжения в границах указанных объектов.
Кроме того, судами не выяснялось наличие альтернативных внешних источников пожаротушения, соответствующих требованиям пожарной безопасности, на наличие которых ссылается общество.
Принимая во внимание изложенное и учитывая, что приведенные обстоятельства являются существенными для правильного разрешения спора, обжалуемые судебные акты подлежат в оспариваемой части отмене на основании ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело в указанной части - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курганской области.
При новом рассмотрении суду надлежит дать оценку имеющимся в материалах дела доказательствам в их совокупности с доводами сторон и разрешить спор в соответствии с требованиями законодательства.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 05.05.2012 по делу N А34-7001/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 по тому же делу в части признания недействительным п. 3 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий по Курганской области от 04.04.2011 N 145/1/1 отменить.
Дело в указанной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курганской области.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 62 Закона N 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).
Согласно статье 68 Закона N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 октября 2012 г. N Ф09-8382/12 по делу N А34-7001/2011
Хронология рассмотрения дела:
11.06.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3962/13
13.11.2012 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-7001/11
01.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8382/12
09.07.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6043/12
05.05.2012 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-7001/11