Екатеринбург |
|
28 сентября 2012 г. |
Дело N А76-17255/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Кангина А.В., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Златоустовского филиала N 5 (далее - фонд, страховщик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.02.2012 по делу N А76-17255/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлениями, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Фонд обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа села Тюбеляс" (далее - учреждение, страхователь) не принятых к зачету расходов на оплату путевок на оздоровление детей в сумме 28 980 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Дзюба Наталия Витальевна (далее - Дзюба Н.В.), Шульц Светлана Константиновна (далее - Шульц С.К.).
Решением суда первой инстанции от 24.02.2012 (судья Каюров С.Б.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 (судьи Малышев М.Б., Бояршинова Е.В., Иванова Н.А.,) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм права. В обоснование жалобы фонд указывает на то, что требования в рамках данного дела заявлены в соответствии со специальным законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании; страховщик имеет право обращаться в суд с заявлением о возмещении не принятых к зачету расходов (незаконно использованных средств) на основании п. 8 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), поскольку путевки приобретались за счет средств фонда, а не учреждения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не нашел.
Как следует из материалов дела, фондом 30.11.2009 проведена камеральная проверка учреждения при обращении страхователя за выделением санаторно-курортных путевок на оздоровление детей застрахованных граждан, предусмотренных бюджетом Фонда по обязательному социальному страхованию, о чем составлен акт от 09.12.2009 N 6748/ЕСН.
В ходе проверки фондом установлено, что страхователем представлены путевки в санаторно-оздоровительный лагерь круглогодичного действия работникам Дзюба Н.В. и Шульц С.К. для детей Баруткиной Анастасии (дата рождения 21.11.1992) и Шульц Анны (дата рождения 19.07.1992) соответственно, возраст которых 16 лет, что превышает возрастной ценз.
По результатам проверки фондом вынесено решение от 30.12.2009 N 2 о непринятии к зачету расходов в сумме 28 980 руб., произведенных страхователем в счет средств, полученных от фонда на цели обязательного социального страхования.
Требованием от 11.01.2010 N 2 страхователю предложено в срок до 20.01.2010 перечислить указанную сумму расходов, не принятых в счет средств, полученных от фонда на цели обязательного социального страхования на банковский счет фонда.
В связи с неисполнением в добровольном порядке данного требования, фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, указав на правомерность непринятия фондом к зачету расходов учреждения, вместе с тем пришли к выводу о том, что взыскание со страхователя спорных сумм происходит путем взыскания налоговым органом по единому социальному налогу в размере суммы, не принятой фондом к зачету по страховым взносам.
Выводы судов основаны на материалах дела и нормах действующего законодательства.
Статьей 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", а также п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма единого социального налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается налогоплательщиком на сумму самостоятельно произведенных им расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Полномочия фонда, заключающиеся в непринятии к зачету расходов на обязательное социальное страхование, произведенных с нарушением законодательства Российской Федерации, выражаются в том, что Фонд отказывает в уменьшении подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации в части единого социального налога на сумму произведенных страхователем с нарушением законодательства расходов.
По результатам рассмотрения материалов проверки в случае выявления в ходе проверки расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательства, фонд принимает решение, которое в соответствии с п. 29 Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81 "Об утверждении Методических указаний в порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам" (зарегистрировано в Минюсте РФ 13.05.2008 N 11667, далее - Методические рекомендации) представляется фондом в соответствующий территориальный орган Федеральной налоговой службы в течение 10 дней со дня его вынесения, а в адрес страхователя направляется требование о возврате средств, полученных от фонда на цели обязательного социального страхования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 29 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением Фонда социального страхования РФ от 7 апреля 2008 г. N 81
Если страхователь добровольно не возвратил сумму расходов, не принятых в счет средств, полученных от фонда, в срок, установленный в требовании, ущерб, понесенный фондом в сумме нецелевым образом использованных средств, подлежит возмещению в судебном порядке (абз. 2 п. 31 Методических рекомендаций).
Вместе с тем, заявитель кассационной жалобы ошибочно полагает, что у него имеется право обращаться за взысканием указанных сумм в судебном порядке.
В силу ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" в отношении налогоплательщиков единого социального налога проведение всех предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятий налогового контроля, а также осуществление взыскания сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды возложено на налоговые органы.
Тем самым при неисполнении страхователем - плательщиком единого социального налога решения Фонда социального страхования Российской Федерации о непринятии к зачету произведенных страхователем расходов на социальное страхование предусмотрен иной порядок взыскания со страхователя указанных сумм, а именно - путем взыскания налоговым органом недоимки по единому социальному налогу в размере суммы, не принятой фондом к зачету по страховым взносам.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных фондом требований.
Решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты на основе всестороннего и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств и установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы, аналогичны его доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Названным доводам апелляционным судом дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.02.2012 по делу N А76-17255/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Златоустовского филиала N 5 - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам рассмотрения материалов проверки в случае выявления в ходе проверки расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательства, фонд принимает решение, которое в соответствии с п. 29 Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81 "Об утверждении Методических указаний в порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам" (зарегистрировано в Минюсте РФ 13.05.2008 N 11667, далее - Методические рекомендации) представляется фондом в соответствующий территориальный орган Федеральной налоговой службы в течение 10 дней со дня его вынесения, а в адрес страхователя направляется требование о возврате средств, полученных от фонда на цели обязательного социального страхования.
Если страхователь добровольно не возвратил сумму расходов, не принятых в счет средств, полученных от фонда, в срок, установленный в требовании, ущерб, понесенный фондом в сумме нецелевым образом использованных средств, подлежит возмещению в судебном порядке (абз. 2 п. 31 Методических рекомендаций).
...
В силу ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" в отношении налогоплательщиков единого социального налога проведение всех предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятий налогового контроля, а также осуществление взыскания сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды возложено на налоговые органы."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 сентября 2012 г. N Ф09-8857/12 по делу N А76-17255/2011