Екатеринбург |
|
04 октября 2012 г. |
Дело N А76-2534/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Кангина А.В., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Управления муниципальной собственности Администрации г. Троицка (далее - управление) и муниципального образования "Город Троицк" Челябинской области (далее - муниципальное образование) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.06.2012 по делу N А76-2534/2012.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Администрации г. Троицка - Барышникова Т.В. (доверенность от 10.01.2012 N 7);
управления - Смирнова А.В. (доверенность от 10.01.2012 N 1);
закрытого акционерного общества "Троицкие энергетические системы" (далее - общество "Троицкие энергетические системы") - Васильева М.В. (доверенность от 01.01.2012 N 6);
открытого акционерного общества "Челябоблкоммунэнерго" (далее - общество "Челябоблкоммунэнерго") - Гусева Ю.П. (доверенность от 30.12.2011 N Д/257);
общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго" (ОГРН 1057408510631; далее - общество "Теплоэнерго") - Абсатарова А.С. (доверенность от 11.01.2012 N 3).
Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области" (ОГРН 1037403874903; далее - комитет) представил в Федеральный арбитражный суд Уральского округа ходатайство о рассмотрении кассационных жалоб управления и муниципального образования в отсутствие представителя комитета. Ходатайство судом удовлетворено.
Общество "Теплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействующим постановления комитета от 19.12.2011 N 45/1 "Об установлении тарифов на услуги по передаче теплой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго" Троицкого городского округа" (далее - постановление комитета от 19.12.2011 N 45/1), как не соответствующего положениям Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: управление, муниципальное образование, общество "Челябоблкоммунэнерго", общество "Троицкие энергетические системы".
Решением суда от 20.06.2012 (судьи Наконечная О.Г., Бастен Д.А., Костылев И.В.) заявленные требования удовлетворены. Постановление комитета от 19.12.2011 N 45/1 признано недействующим, как не соответствующее положениям Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
В кассационных жалобах управление и муниципальное образование просят обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Заявители кассационных жалоб отмечают, что основанием для исключения комитетом из тарифа экономически необоснованных расходов общества "Теплоэнерго" по обслуживанию и эксплуатации тепловых сетей протяженностью 8578 м послужил факт двойной регистрации права собственности на отдельные участки теплотрасс, установленный решением Арбитражного суда Челябинской области от 29.04.2011 по делу N А76-25779/2010. Управление и муниципальное образование считают не заслуживающим внимания факт регистрации права собственности на спорные участки теплотрассы за обществом "Челябоблкоммунэнерго" ранее, чем за муниципальным образованием, поскольку у муниципального образования основанием возникновения права собственности является постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" и решение Челябинского областного Совета народных депутатов от 20.08.1992 N 235/13-М "О передаче объектов в муниципальную собственность города Троицка", у общества "Челябоблкоммунэнерго" - план приватизации, утвержденный решением Комитета по управлению государственным имуществом администрации Челябинской области от 17.05.1994 N 85. Заявители кассационных жалоб полагают, что тариф, утвержденный постановлением комитета от 19.12.2011 N 45/1, является экономически обоснованным, обеспечивающим интересы потребителей тепловой энергии.
По мнению общества "Челябоблкоммунэнерго", изложенному в отзыве на кассационные жалобы, фактические обстоятельства дела и имеющиеся в материалах дела доказательства судом первой инстанции оценены правильно, с верным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, доводы заявителей кассационных жалоб направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.
По мнению общества "Троицкие энергетические системы", изложенному в отзыве на кассационные жалобы, комитет правомерно исключил из расчета тарифа общества "Теплоэнерго" необоснованные расходы на обслуживание и эксплуатацию тепловых сетей протяженностью 8 578,43 м.
Комитет представил отзыв на кассационные жалобы, в котором указывает на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, полагая при этом, что посредством сопоставления свидетельств о государственной регистрации права общества "Челябоблкоммунэнерго" и муниципального образования невозможно определить наложение участков теплотрасс, в отношении которых имеется двойная регистрация права.
Общество "Теплоэнерго" представило отзыв на кассационные жалобы, в котором отмечает, что доводы кассационной жалобы управления о сопоставлении данных технических паспортов, принадлежащих обществу "Челябоблкоммунэнерго", и данных технических паспортов на объекты (теплотрассы), принадлежащие муниципальному образованию, являются несостоятельными, поскольку такие данные при рассмотрении заявления суду представлены не были.
Изучив доводы заявителей кассационных жалоб, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со ст. 1, 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ тарифы в сфере теплоснабжения - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Тарифы подлежат обязательному государственному регулированию. Регулируемыми видами деятельности являются виды деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которых расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно: реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора; оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя; оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены услуг по соглашению сторон договора.
Статьей 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных названным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Согласно п. 19 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ органом регулирования в сфере теплоснабжения является уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо орган местного самоуправления поселения или городского округа в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Согласно ч. 2, 3 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в ст. 8 названного Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила регулирования).
При исследовании обстоятельств настоящего дела судом первой инстанции установлено, что п. 7 Положения о Государственном комитете "Единый тарифный орган Челябинской области", утвержденного постановлением губернатора Челябинской области от 01.09.2004 N 477, к функциям комитета отнесены действия по установлению тарифов на услуги по передаче тепловой энергии.
В соответствии с п. 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В соответствии с п. 8 Правил регулирования организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования.
Пунктом 15 Основ ценообразования предусмотрено применение при регулировании тарифов метода экономически обоснованных расходов (затрат), метода доходности инвестированного капитала и метода индексации тарифов. При этом выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом по согласованию с Федеральной службой по тарифам.
Пунктом 37 Основ ценообразования предусмотрено, что метод индексации может применяться при установлении регулируемых тарифов (цен), указанных в п. 3 названного документа (в том числе: на срок более одного года).
Индексации подлежат ранее утвержденные регулируемые тарифы (цены) и (или) их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни.
При применении указанного метода тарифы устанавливаются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Пунктом 14 Правил регулирования предусмотрено, что в случае применения регулирующими органами метода индексации, дело об установлении тарифов не открывается.
Согласно п. 54 Основ ценообразования расчет указанных тарифов (цен) осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электричество (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания).
В соответствии с п. 57 Основ ценообразования и п. 10.1 Методических указаний тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых: 1) средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности); 2) стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.
В силу п. 14 Методических указаний регулирование тарифов (цен) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, объемов продукции (услуг), доходов и расходов по производству, передаче и сбыту энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации
Согласно п. 19 Методических указаний при установлении тарифов регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность
При исследовании обстоятельств настоящего дела судом первой инстанции установлено, что общество "Теплоэнерго" оказывает услуги по передаче тепловой энергии потребителям центральной части г. Троицка по тепловым сетям, принадлежащим обществу "Челябоблкоммунэнерго".
Общество "Теплоэнерго" владеет тепловыми сетями протяженностью 20 288,21 м на основании договора аренды недвижимого имущества от 01.03.2011 N 17/9/1, подписанного между обществом "Теплоэнерго" и обществом "Челябоблкоммунэнерго".
23.11.2011 состоялось рабочее совещание у председателя комитета, по итогам которого принято решение: администрации Троицкого городского округа в срок до 25.11.2011 предоставить в комитет информацию о наличии в перечне объектов теплосетевого хозяйства, переданных по договору аренды муниципального имущества обществу "Троицкие энергетические системы", тепловых сетей, одновременно находящихся как в муниципальной собственности, так и в собственности общества "Челябоблкоммунэнерго".
Письмом от 25.11.2011 02/2273 Управление жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г. Троицка сообщило о наличии в центральной части г. Троицка теплотрасс, находящихся в собственности общества "Челябоблкоммунэнерго", общей протяженностью 20 288,21 м. и теплотрассы, находящейся в собственности Троицкого городского круга, общей протяженностью 34 376,58 м.
Письмом от 28.11.2011 N 02/2308 Управление жилищно-коммунального хозяйства, экологии, благоустройства, транспорта и связи администрации г. Троицка дополнило, что из указанных 34 376,58 м. тепловых сетей обществом "Челябоблкоммунэнерго" также зарегистрировано право собственности на 8578,43 м. тепловых сетей.
Оспариваемым постановлением комитета от 19.12.2011 N 45/1 установлен тариф для общества "Теплоэнерго" на услуги по передаче тепловой энергии на 2012 г. с 01.01.2012 в сумме 115,51 руб./Гкал и с 01.07.2012 в сумме 101,36 руб./Гкал (без учета налога на добавленную стоимость).
Тарифы на услуги по передаче тепловой энергии на 2012 г., оказываемые обществом "Теплоэнерго", комитетом рассчитаны с учётом протяжённости тепловых сетей 11,71 км.
Суд отметил, что расчётом тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, сметой расходов на услуги по передаче тепловой энергии подтверждается исключение регулирующим органом расходов (затрат) заявителя по обслуживанию, эксплуатации тепловых сетей протяжённостью 8,578 км. из арендованных 20288,21 м. тепловых сетей и экономии по электрической энергии за 2011 г. в сумме 3 050 000 руб. 15 коп.
Суд выявил, что переданное по договору аренды недвижимого имущества от 01.03.2011 N 17/9/1 имущество принадлежит обществу "Челябоблкоммунэнерго" на праве собственности, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно данным выпискам право собственности общества "Челябоблкоммунэнерго" зарегистрировано в период с 24.05.2006 по 11.06.2010.
На момент издания оспариваемого постановления и на момент принятия решения по настоящему делу договор аренды недвижимого имущества от 01.03.2011 N 17/9/1 действует, право собственности общества "Челябоблкоммунэнерго" на вышеуказанное имущество не оспорено.
При исследовании обстоятельств дела суд установил, что по представленным в материалы дела документам, в том числе по решению Собрания депутатов города Троицка Челябинской области от 25.08.2011 N 142 "Об утверждении схемы системы теплоснабжения центральной части города Троицка на 2011-2012 годы", невозможно идентифицировать протяжённость и местонахождение теплотрасс, на которые имеется двойное право собственности, как общества "Челябоблкоммунэнерго", так и муниципального образования.
При этом, проанализировав выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающие право собственности общества "Челябоблкоммунэнерго" на спорное имущество, и представленные администрацией г. Троицка свидетельства о государственной регистрации права собственности муниципального образования "Город Троицк", суд установил, что объекты права, указанные в данных выписках, не соответствуют объектам права, указанным в представленных свидетельствах о государственной регистрации права собственности муниципального образования "Город Троицк".
С учетом изложенного суд правомерно заключил, что исключение комитетом тепловых сетей протяжённостью 8,578 км. при расчёте тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом "Теплоэнерго", не соответствует вышеуказанным нормам права.
Ссылка комитета на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.04.2011 по делу N А76-25779/2010 отклонена судом обоснованно, поскольку решением суда по указанному делу установлена двойная регистрация права собственности на участок теплотрассы длиной 588 м., тогда как по настоящему делу спорным является участок протяженностью 8578 м.
На основании имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных и оцененных в совокупности в порядке, предусмотренном статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришёл к правильному выводу о том, что тариф, утвержденный
постановлением комитета от 19.12.2011 N 45/1, не является экономически обоснованным, поскольку с учетом социально-экономических, ценовых и иных показателей не обеспечивает баланс интересов производителей и потребителей тепловой энергии на основе доступности тепловой энергии, не обеспечивает экономическую обоснованность затрат предприятия, расчет тарифа произведен без учета требований Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
При таких обстоятельствах заявленные требования общества "Теплоэнерго" удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Фактические обстоятельства дела судом установлены и исследованы в полном объёме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы управления и муниципального образования, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого решения суда, не выявлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.06.2012 по делу N А76-2534/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы Управления муниципальной собственности Администрации г. Троицка и муниципального образования "Город Троицк" Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 57 Основ ценообразования и п. 10.1 Методических указаний тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых: 1) средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности); 2) стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.
В силу п. 14 Методических указаний регулирование тарифов (цен) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, объемов продукции (услуг), доходов и расходов по производству, передаче и сбыту энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации
Согласно п. 19 Методических указаний при установлении тарифов регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность
...
постановлением комитета от 19.12.2011 N 45/1, не является экономически обоснованным, поскольку с учетом социально-экономических, ценовых и иных показателей не обеспечивает баланс интересов производителей и потребителей тепловой энергии на основе доступности тепловой энергии, не обеспечивает экономическую обоснованность затрат предприятия, расчет тарифа произведен без учета требований Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 октября 2012 г. N Ф09-8400/12 по делу N А76-2534/2012