Екатеринбург |
|
08 октября 2012 г. |
Дело N А71-13430/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Татариновой И.А., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Ижевска на определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.04.2012 по делу N А71-13430/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2012 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации в электронной сети "Интернет" на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ижтехсервис" (ОГРН 1091832004065, ИНН 1832077110; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при Администрации Ленинского района города Ижевска от 25.10.2011 N 921 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.01.2012 заявленные требования общества удовлетворены.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к административной комиссии при Администрации Ленинского района города Ижевска, администрации Ленинского района города Ижевска (ОГРН 1061832014430, ИНН 1832049218), администрации города Ижевска о взыскании судебных расходов в сумме 30 000 рублей, связанных с рассмотрением в арбитражном суде данного дела.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики (судья Иютина О.В.) от 20.04.2012 заявление общество удовлетворено частично, с Администрации Ленинского района города Ижевска в пользу общества взысканы судебные расходы в сумме 27 000 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований и требований к Администрации г. Ижевска отказано.
Суд пришёл к выводу, что судебные издержки на оплату услуг представителя подлежат взысканию с Администрации Ленинского района города Ижевска, как со структурного подразделения Администрации города Ижевска, при котором создана административная комиссия района, не являющаяся юридическим лицом, но уполномоченная рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами Удмуртской Республики, и финансируемая за счет сметы расходов Администрации Ленинского района города Ижевска.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2012 (судьи Риб Л.Х., Васева Е.Е., Варакса Н.В.) определение суда изменено, резолютивную часть изложена в следующей редакции: "Взыскать с Администрации города Ижевска в пользу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ижтехсерис" судебные расходы в размере 27 000 руб. В удовлетворении остальной части заявления отказать".
Суд исходил из того, что лицом, отвечающим по финансовым обязательствам Административных комиссий, является муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Администрации города, и пришёл к выводу, что заявленные к возмещению расходы подлежат взысканию с муниципального образования "Город Ижевск" за счет средств казны муниципального образования.
Полагая, что определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции являются незаконными и необоснованными, Администрация г. Ижевска обратилась в Федеральный арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой. Заявитель кассационной жалобы указывает, что Администрация Ленинского района г. Ижевска является территориальным органом - структурным подразделением Администрации г. Ижевска, осуществляющим управленческие функции в соответствии с полномочиями, закреплёнными Положением об Администрации г. Ижевска. Полномочиями Администрации Ленинского района г. Ижевска являются осуществление функций главного распорядителя и получателя средств муниципального образования "город Ижевск", предусмотренных на реализацию возложенных на неё полномочий, организация и участие в работе Административной комиссии. Заявитель жалобы указывает, что Администрация района отвечает по своим обязательствам находящимся в её распоряжении денежными средствами в соответствии с действующим законодательством. Финансовые средства на содержание Административной комиссии должны учитываться в смете доходов и расходов Администрации Ленинского района г. Ижевска как лица, в полномочия которого входит организация и участие в работе Административной комиссии. Заявитель кассационной жалобы указывает на завышенный, по его мнению, размер заявленных судебных расходов.
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена судом кассационной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 286 Кодекса).
Согласно ст. 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в том числе денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Право на возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя возникает при условии фактического несения стороной затрат, получателем которых является лицо, оказывающее юридические услуги в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде. Эта сумма определяется соглашением, заключенным между указанными лицами.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2004 N 454-О, обязанность суда взыскивать расходы по оплате услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации. Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Стороны самостоятельно несут риск наступления неблагоприятных последствий совершения или несовершения ими определенных процессуальных действий (ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценив представленные обществом в подтверждение понесенных расходов доказательства с учётом требований ст. 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание объём оказанных услуг, наличие правовой определённости по данной категории споров и сложившейся судебной практике, относимость понесенных расходов применительно к рассмотренному делу, а также руководствуясь принципом разумности расходов, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности обществом несения судебных расходов и соразмерности их в сумме 27 000 руб.
Указанный вывод судов соответствует требованиям ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доказательств, свидетельствующих о чрезмерности заявленных к возмещению расходов, заинтересованными лицами не представлено.
Довод заявителя кассационной жалобы о завышенном размере заявленных судебных расходов, а также направление копий прайс-листов ООО "Юридком", Специализированной коллегии адвокатов, ООО "Право 18Регион", обосновывающих уровень средних цен на юридические услуги, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку в силу полномочий ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка доказательств.
Довод о несогласии Администрации г. Ижевска о взыскании с муниципального образования г. Ижевск за счёт средств казны муниципального образования судебных расходов, судом кассационной инстанции не принимается в силу следующего.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в том числе создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации.
Деятельность административных комиссий на территории Республики регулируется Законом Удмуртской Республики 17.09.2007 N 53-РЗ "Об административных комиссиях в Удмуртской Республике" (далее - Закон N 53-РЗ).
Согласно ст. 1, ст. 5 Закона N 53-РЗ в муниципальном образовании "Город Ижевск" административные комиссии формируются в городском округе и в каждом внутригородском районе. Правом создания комиссии и организации их деятельности наделяется в силу ст. 11 Закона N 53-РЗ муниципальное образование "Город Ижевск", данное муниципальное образование получает из бюджета Удмуртской Республики субвенции на организацию деятельности комиссий (ст. 13 Закона N 53-РЗ). Для получения финансирования органы местного самоуправления до 1 мая каждого текущего года предоставляют в Министерство финансов Удмуртской Республики обоснования и расчеты финансовых средств, необходимых для работы комиссий.
Приложением к закону является Методика расчета субвенций, в которой учитывается расчетный показатель по текущим расходам на содержание одного члена административной комиссии в муниципальном образовании. Из чего следует, что финансовые средства на содержание всех членов административной комиссии как города, так и внутригородских районов получает муниципальное образование город "Ижевск".
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий в силу ст. 20 Закона N 53-РЗ несут органы местного самоуправления в той мере, в какой отдельные государственные полномочия были обеспечены соответствующим органами государственной власти Удмуртской Республики материальными и финансовыми средствами.
Во исполнение закона N 53-РЗ Городской Думой города Ижевска принято Решение от 17.11.2011 N 186 "О порядке формирования административных комиссий в муниципальном образовании "Город Ижевск". Согласно п. 8 данного решения предложения по кандидатурам в состав административной комиссии района города Ижевска утверждаются Администрацией района, представляются в Администрацию города и учреждаются Городской Думой города Ижевска. Какие-либо особенности, связанные с финансированием работы районных административных комиссий по отношению к вышеназванному Закону, в решении N 186 не предусмотрены.
Учитывая данные нормы и принимая во внимание, что административная комиссия - это коллегиальный орган, созданный для рассмотрения дел об административных правонарушениях, юридическим лицом не является и финансируется в конечном итоге за счёт средств органа местного самоуправления, суд апелляционной инстанции правомерно указал на взыскание судебных расходов с муниципального образования "Город Ижевск" в лице Администрации "Города Ижевска" как главного распорядителя средств бюджета, в том числе направляемых на осуществление отдельных государственных полномочий по формированию состава, финансовому и материально-техническому обеспечению деятельности Административных комиссий.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда апелляционной инстанции об удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов в сумме 27 000 руб. и не усматривает установленных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2012 по делу N А71-13430/2011 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Ижевска - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 1, ст. 5 Закона N 53-РЗ в муниципальном образовании "Город Ижевск" административные комиссии формируются в городском округе и в каждом внутригородском районе. Правом создания комиссии и организации их деятельности наделяется в силу ст. 11 Закона N 53-РЗ муниципальное образование "Город Ижевск", данное муниципальное образование получает из бюджета Удмуртской Республики субвенции на организацию деятельности комиссий (ст. 13 Закона N 53-РЗ). Для получения финансирования органы местного самоуправления до 1 мая каждого текущего года предоставляют в Министерство финансов Удмуртской Республики обоснования и расчеты финансовых средств, необходимых для работы комиссий.
...
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий в силу ст. 20 Закона N 53-РЗ несут органы местного самоуправления в той мере, в какой отдельные государственные полномочия были обеспечены соответствующим органами государственной власти Удмуртской Республики материальными и финансовыми средствами.
Во исполнение закона N 53-РЗ Городской Думой города Ижевска принято Решение от 17.11.2011 N 186 "О порядке формирования административных комиссий в муниципальном образовании "Город Ижевск". Согласно п. 8 данного решения предложения по кандидатурам в состав административной комиссии района города Ижевска утверждаются Администрацией района, представляются в Администрацию города и учреждаются Городской Думой города Ижевска. Какие-либо особенности, связанные с финансированием работы районных административных комиссий по отношению к вышеназванному Закону, в решении N 186 не предусмотрены."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 октября 2012 г. N Ф09-8925/12 по делу N А71-13430/2011