Екатеринбург |
|
10 октября 2012 г. |
Дело N А76-13931/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
Председательствующего Лукьянова В.А.,
Судей Татариновой И.А., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (ИНН: 7453045147, ОГРН: 1027403895310; далее - управление, антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.04.2012 по делу N А76-13931/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2012 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Челябэнергосбыт" (ИНН: 7447074661, ОГРН: 1057423505732; далее - общество "Челябэнергосбыт") - Орлова С.А. (доверенность от 14.06.2012 N 3-123);
управления - Волков В.Д. (доверенность от 03.02.2012 N 40).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Общество "Челябэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к управлению о признании недействительным решения от 16.05.2011 по делу N 53-04/10.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Копейские сети канализации" (далее - общество "Копейские сети канализации"), общество с ограниченной ответственностью "Коркинская энергосетевая компания" (далее - общество "Коркинская энергосетевая компания").
Решением суда от 06.04.2012 (судья Рожкова Т.В.) заявление общества "Челябэнергосбыт" удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2012 (судьи Арямов А.А., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на ошибочность вывода судов о недоказанности антимонопольным органом факта наличия в действиях общества "Челябэнергосбыт" нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Как следует из материалов дела, управлением на основании заявления общества "Копейские очистительные сооружения" проведена проверка соблюдения обществом "Челябэнергосбыт" антимонопольного законодательства.
В ходе проверки управлением установлено нарушение обществом "Челябэнергосбыт" ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в навязывании обществом "Челябэнергосбыт", занимающим доминирующее положение на рынке розничной продажи электрической энергии (без ее передачи и распределения) на территории Челябинской области, невыгодных для общества "Копейские очистительные сооружения" условий договора, а именно пунктов 2.2.1, 4.7, 7.6, 7.11 и 10.6.
По результатам проверки антимонопольным органом вынесено решение от 16.05.2011 по делу N 53-04/10, которым общество признано нарушившим п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Не согласившись с названным ненормативным актом управления, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из отсутствия в действиях общества "Челябэнергосбыт" нарушения антимонопольного законодательства. Суды указали на отсутствие со стороны общества "Челябэнергосбыт" навязывания невыгодных условий договора, поскольку согласование условий договора между обществом "Челябэнергосбыт" и обществом "Копейские очистительные сооружения" происходило в рамках обычной хозяйственной деятельности.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество "Челябэнергосбыт" занимает доминирующее положение на рынке продажи электрической энергии (без ее передачи и распределения) на территории Челябинской области.
Открытое акционерное общество "Энергосбыт", являвшееся на протяжении 2009 г. гарантирующим поставщиком по отношению к обществу "Копейские очистные сооружения", Постановлением Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 14.12.2009 N 45/3 лишено статуса гарантирующего поставщика с 1 января 2010 г. Территория, соответствующая зоне деятельности общества "Энергосбыт" включена в зону деятельности гарантирующего поставщика - общества "Челябэнергосбыт".
В соответствии с разделом VI Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), в случае смены гарантирующего поставщика граждане переходят на обслуживание к гарантирующему поставщику с даты и времени, установленных уполномоченным органом субъекта Российской Федерации. Прочие лица, изъявившие желание приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика, заключают с ним договоры в срок не позднее двух месяцев с даты, установленной для перехода на обслуживание к гарантирующему поставщику.
Во исполнение требований п. 100 Правил N 530 общество "Челябэнергосбыт" с сопроводительным письмом от 25.12.2009 N ЦФ-2/8936 направило обществу "Копейские очистные сооружения" проект договора энергоснабжения от 01.01.2010 N 3849 (далее - договор).
Из материалов дела следует, что поскольку общество "Копейские очистительные сооружения" и общество "Челябэнергосбыт" длительное время не могли согласовать условия названного договора, спор об урегулировании разногласий между названными лицами передан на рассмотрение арбитражного суда.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 30.06.2010 по делу N А76-7197/2010 производство по делу прекращено в связи с отказом общества "Копейские очистительные сооружения" от иска, в связи с урегулированием спора между истцом и ответчиком и подписанием протокола разногласий к названному договору.
Из содержания ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции следует, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещается навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Согласно п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Судами отмечено, что для квалификации действий общества как навязывание потребителям невыгодных условий договора управление должно было доказать сам факт навязывания и представить доказательства того, что согласие контрагентов с предложенными условиями договора энергоснабжения является вынужденным. Поскольку названных доказательств антимонопольным органом не представлено, суды удовлетворили заявленные обществом требования.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (в редакции Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России") утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Таким образом, Правила розничных рынков являются императивными и при исполнении указанного договора стороны обязаны ими руководствоваться. Не допускается установление в договоре дополнительных, не предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и Правилами розничных рынков оснований для временного прекращения или ограничения объемов подачи энергии.
Однако п. 2.2.1 договора, содержащий условие о полном или частичном ограничении потребления электроэнергии в случае недопуска должностного лица продавца и сетевой организации на объекты покупателя к системам коммерческого учета, прямо противоречит п. 161 Правил, устанавливающего исчерпывающий перечень случаев ограничения потребления электроэнергии.
Следовательно включив указанные положения в договор и допустив настаивание на его принятии, общество "Челябэнергосбыт" совершило навязывание контрагенту условий договора, прямо не предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, что является нарушением ст. 10 Закона о конкуренции.
Поскольку признавая оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа, в части навязывания условий, содержащихся в пункте 2.2.1 договора, суды первой и апелляционной инстанции неправильно применили нормы материального права, обжалуемые судебные акты в данной части следует изменить.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.04.2012 по делу N А76-13931/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2012 по тому же делу изменить.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Челябэнергосбыт" о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16.05.2011 N 4616/04 в части признания действий открытого акционерного общества "Челябэнергосбыт", выразившихся в навязывании невыгодных условий, содержащихся в п. 2.2.1 договора энергоснабжения от 01.01.2010 N 3849, нарушающими п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.04.2012 по делу N А76-13931/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2012 по тому же делу оставить без изменения.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (в редакции Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России") утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Таким образом, Правила розничных рынков являются императивными и при исполнении указанного договора стороны обязаны ими руководствоваться. Не допускается установление в договоре дополнительных, не предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и Правилами розничных рынков оснований для временного прекращения или ограничения объемов подачи энергии.
Однако п. 2.2.1 договора, содержащий условие о полном или частичном ограничении потребления электроэнергии в случае недопуска должностного лица продавца и сетевой организации на объекты покупателя к системам коммерческого учета, прямо противоречит п. 161 Правил, устанавливающего исчерпывающий перечень случаев ограничения потребления электроэнергии.
Следовательно включив указанные положения в договор и допустив настаивание на его принятии, общество "Челябэнергосбыт" совершило навязывание контрагенту условий договора, прямо не предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, что является нарушением ст. 10 Закона о конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 октября 2012 г. N Ф09-7896/12 по делу N А76-13931/2011